Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие класса в социальной психологии
Под классами в социальной психологии обычно понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а'следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов). Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства. Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу. Класс является одним из главных субъектов общественной психологии, и под непосредственным воздействием именно этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, социальное взаимодействие и взаимоотношения, общение и настроения людей), которые должны учитываться в профессиональной деятельности. Для того чтобы научно обоснованно выявить социально-психологические характеристики классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать: 1) детерминанты классовой психологии и 2) основу ее образования. Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.
|