Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Cоотношение понятий толерантность и религия.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Итак, с тем, что толерантность необходима для нормальной жизнедеятельности общества, спорить не приходится. Однако из данного обстоятельства еще не вытекает автоматически, что толерантность хороша по определению, и что много толерантности быть не может. Скорее, здесь более справедливо другое известное выражение: «что слишком, то нездорово». Толерантность в этой связи можно сравнить с холестерином в человеческом организме: недостаток ее – явно плохо, избыток – тоже более чем спорно. Толерантность возникла и развилась именно как компенсаторный механизм для смягчения противоречий между труднопримиримыми (или непримиримыми) идейными и мировоззренческими позициями. «Исторически, – отмечает Л.В. Скворцов, – толерантность как духовное (а не физиологическое) явление осмысливается и получает свое определение как реакция на последствия мировоззренческого конфликта, становящегося предпосылкой религиозных войн». В этой связи можно сказать, что главный смысл толерантности – социально-технологический. Она есть не что иное, как средство для установления гражданского мира и нормальных отношений в обществе, а в конечном итоге – для торжества идеала любви к ближнему и братства людей. Средство же, как определяет его известный философ, есть «то, что само по себе ничто». Следовательно, толерантность может рассматриваться именно как оборотная сторона, диалектическая противоположность наличия каких-либо непримиримых противоречий в образе мыслей и образе жизни взаимодействующих социальных субъектов. Там, где эти противоречия несущественны или отсутствуют, говорить о толерантности также излишне – для нее нет почвы. Это необходимо помнить всегда, когда речь заходит о толерантности Таким образом, проблема толерантности имеет свою оборотную сторону, и здесь, как и во многих других сферах, оптимальным представляется принцип «золотой середины», восходящий к Аристотелю и Конфуцию. В этой связи нами предлагается следующая формула оптимальной толерантности. Именно: толерантность хороша в той мере, в которой она не оборачивается психологическим и информационным насилием над хотя бы одним из субъектов взаимодействия. Насилие же в данном случае следует понимать как любые действия носителей одной из взаимодействующих культур, ущемляющие фундаментальные основы и ведущие к системной деградации другой культуры. Таким образом, мы видим, что религиозная толерантность не может рассматриваться в качестве неотъемлемого компонента традиционного религиозного мировоззрения, во всяком случае без существенных оговорок, несовместимых с представлениями о толерантности, господствующими в секуляризированном обществе. Поэтому проблема религиозной толерантности есть вызов в первую очередь для самих традиционных религий, вызов, связанный с вопросом о возможностях и пределах их модернизации.
|