Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы ситуационного анализа






Лекция 8. Методы ситуационного анализа

 

Сущность и основные понятия ситуационного анализа

 

Ситуационный анализ предназначен 1) для проведения в первую очередь для анализа отдельно взятой управленческой ситуации, установления факторов определяющих ее развитие, формулировки критериев и ограничений. Он позволяет собрать и обработать информацию, необходимую на начальных этапах разработки решения, 2) при более глубоком анализе для установления тенденций, закономерностей и факторов, определяющих развитие ситуаций. Это обеспечивает обоснованность принятия долгосрочных решений и корректировать стратегические цели организаций.

Основные составляющие ситуационного подхода: 1)изучение современных технологий ситуационного анализа, 2)предвидение последствий принимаемых решений, 3)интерпретация ситуации с выделением наиболее важных факторов (переменных) и оценкой возможных последствий их изменения, 4)принятие эффективного решения.

Важной задачей ситуационного анализа является установление только основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации. Остальные – несущественные д.б. отброшены.

Ситуация – это сочетание внутренних и внешних факторов, обстоятельств, условий, активных и пассивных действующих сил. Предполагается, что ситуация развивается в соответствии с определенными закономерностями (правилами игры) под воздействием событий и механизмов, происходящих вне организации.

Направление – это область активной деятельности организации, в которой необходимо принятие важных управленческих решений или возможно возникновение кризисных ситуаций.

Эталонная ситуация – типичная, характерная для данного направления ситуация, уже возникавшая ранее, по которой есть информация о принимавшихся решениях, действиях и результатах этих действий.

Банк ситуаций – это систематизированная информация о ситуациях, хранящаяся в банке (архиве, на диске), снабженная специальным инструментарием для эффективного хранения, поиска, актуализации (обновления) данных.

Экспертная комиссия – группа высококвалифицированных специалистов, формированная для проведения экспертизы в процессе ситуационного анализа.

Эксперты первого уровня – высококвалифицированные специалисты, обладающие профессиональными познаниями в одной из областей или опытом решения проблем, имеющим непосредственное отношение к объекту ситуационного анализа.

Эксперты второго уровня – высококвалифицированные специалисты, способные проанализировать и оценить ситуацию в целом.

Технолог – специалист, имеющий необходимые профессиональные знания и опыт организации и проведения ситуационного анализа.

Аналитик – специалист, обладающий необходимыми профессиональными знаниями и опытом анализа ситуаций данного направления, а также опытом сопровождения ситуационного анализа, подготовки аналитических отчетов и заключений.

ЛПР – лицо или орган, принимающее решение.

Профильные проблемы – основные проблемы, которые оказывают влияние на развитие и оценку ситуации при ситуационном анализе.

Оценочная система – это информация о факторах, определяющих ситуацию, об их сравнительной значимости, о шкалах для оценки значений факторов, о пороговых значениях, о решающих правилах.

Индекс – обобщенный показатель, рассчитываемый с помощью оценочной системы и характеризующий состояние ситуации.

 

Основные этапы ситуационного анализа

 

1.Подготовка к ситуационному анализу предполагает: 1) подготовку необходимого информационного обеспечения, описывающего состояние и развитие ситуации, внутренние и внешние факторы, сильные и слабые стороны (можно в форме аналитических отчетов), 2) подготовка методического и организационного сопровождения (делает аналитическая группа - технологи и аналитики), 3) подготовка компьютерного и программного обеспечения, 4) постановка задачи анализа – определение целей анализа ситуации, подготовки альтернатив и выработки рекомендаций (производится аналитической группой совместно с ЛПР), 5) определение профильных специализаций экспертов первого уровня и требований к экспертам второго уровня, а также подбор экспертов и формирование экспертных комиссий.

2.Анализ информации предполагает: 1)поиск аналогичных эталонных ситуаций (ЭС) (какие в них решения принимались, их результаты), 2)если ЭС найдена, то экспертная комиссия готовит окончательное решение, 3)если найдена схожая ЭС, то определяют отличия, что передается экспертной комиссии, 4)если ЭС не найдены, то производится классификация имеющейся информации, оценка степени ее дублирования, что передается экспертам, 5)подготовка экспертами аналитического обзора. Последнее включает: 1) стратегические и тактические решения, принимавшиеся ранее в анализируемой ситуации и аналогичные ей, 2)механизмы выполнения соответствующих решений, 3)контроль за исполнением решений, 4)сопровождение хода их реализации, 5)эффективность принятых ранее решений, 6)эффективность их выполнения.

3.Анализ ситуации включает: 1)выявление основных факторов, определяющих развитие ситуации (обычно экспертной комиссией), 2)определение значений и относительной значимости, степени влияния факторов (выбирается шкала для измерения каждого фактора, можно в баллах, каждый фактор измеряется и оценивается количественно, каждому фактору дается вес, значимость), 3)формирование решающих правил для оценки ситуации, то есть определяются допустимые минимальные и максимальные значения факторов в анализируемой ситуации, устанавливаются критические факторы, 4)проведение анализа ситуации в целом, то есть оценку сильных и слабых сторон, опасностей и рисков, перспектив развития ситуации, установление возможных связей между факторами – должно быть получено четкое и полное представление о ситуации, показывающее путь для решения проблемы, 5)оценка устойчивости параметров ситуации к изменениям внешней и внутренней среды.

4.Разработка сценариев возможного развития ситуации предполагает 1)определение перечня и содержательное описание вероятных сценариев развития ситуации в соответствии с возможными (наиболее вероятными) изменениями значений влияющих факторов, 2)разработка прогнозов (прогнозных экспертных оценок) развития ситуации (м.б. использован метод экспертных кривых – 1)эксперты указывают критические моменты (точки) времени, когда могут произойти изменения тенденций развития ситуации, 2)определение ожидаемых значений факторов в критических точках и ожидаемых тенденций изменения этих значений), 3)дополнительный экспертный анализ, то есть эксперты обсуждают, защищают и критикуют сценарии каждого эксперта, вносят коррективы, 4)оценка ожидаемой устойчивости ситуации в альтернативных сценариях ее развития.

5.Оценка ситуации предполагает 1)формирование экспертных оценок о возможных значениях достижения организацией целей, 2)параллельно вырабатываются альтернативные варианты стратегических и тактических решений для анализируемой ситуации, которые реально могут обеспечить максимальное достижение целей, 3)проведение экспертиз по выбору наиболее обоснованных управленческих решений и воздействий.

6.Обработка данных и оценка результатов экспертизы производится при определении результатов коллективных экспертных оценок в следующих случаях: 1)структуризация информации, 2)формирование экспертных комиссий, 3)отбраковка и систематизация информации, 4)формирование оценочной системы, 5)разработка экспертных прогнозов развития ситуации, 6)разработка альтернативных сценариев развития ситуации, 7)генерирование альтернативных вариантов стратегических и тактических решений, 8)сравнительная оценка альтернативных вариантов стратегических и тактических решений. Необходимо для 1)оценки согласованности экспертов, 2)оценки степени противоречивости экспертных оценок, 3)априорной и апостериорной оценки точности экспертных оценок, 4)подготовки материалов и предложений для ЛПР, 5)оценки качества работы экспертов и для расчета их рейтинга.

7.Подготовка аналитических материалов, содержащих рекомендации по следующим направлениям: 1)по принятию стратегических и тактических решений в анализируемой ситуации, 2)по механизмам их выполнения, 3)по контролю за исполнение решений, 4)по сопровождению хода реализации принимаемых решений, 5)анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и их выполнения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал