Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные политические идеологии.






Лекция 8.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

План:

Структура и содержание политического сознания.

Современные политические идеологии.

Политическая психология.

 

Семинар: Политическая идеология и политическая психология

1. Политическое сознание как отражение бытия политической жизни. Сущность, структура, уровни и типы политического сознания. Массовое и индивидуальное политическое сознание. Политические ценности, потребности и интересы. Религиозные элементы политического сознания.

2. Политическая идеология — важнейший элемент политического сознания. Возникновении идеологии. Ее специфические особенности и фор­мы теоретического выражения.

3. Современные типы политической идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, социал-рефор­мизм. Функции политической идеологии. Методы, средства, пути форми­рования политической идеологии.

4. Обыденное политическое сознание. Политическая психология. Политические мифы, политический имидж, политический кредит, политическая отчужденность.

5. Здравый смысл в политике. Политическое манипулирование. Средства массовой информации как эффективное орудие формирования массового политического сознания.

 

 

Структура и содержание политического сознания.

Политическое сознание — это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политиче­ская реальность (политические отношения, институты, деятель­ность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чув­ства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политиче­ского сознания, необходимо каждый раз ясно представлять се­бе, по какому основанию производится это выделение. А осно­ваний таких немало.

Для начала подчеркнем, что политическое сознание — это форма общественного сознания, следовательно, оно возникает и формируется как сознание групповое, корпоративное. А так как социальных групп в обществе много, то вполне правомерно выделение особенностей политического сознания в зависимо­сти от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание,. например), территори­альные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и эли­тарного.

Другим ведущим основанием выделения структурных эле­ментов политического сознания являются глубина и адекват­ность постижения им политической реальности. По этому кри­терию выделяют уровни политического сознания — теоретиче­ский и обыденный, идеологический и психологический.

Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) — это воспроизведение сущест­венных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д. Задача теории — выработка систематизированного зна­ния о политике, позволяющего объяснять ее возникновение и последующее развитие.

Обыденное политическое сознание — это стихийно форми­рующиеся представления социальных групп о политике, дея­тельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, нали­чием множества иллюзий и противоречий, склонностью к пер­сонификации политических проблем. Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной, чем у теории, горизонт и иные возможности. Обыденное соз­нание опирается на неизбежно ограниченный, узкопракти­ческий опыт столкновения человека с политическими институ­тами. Поэтому оно сиюминутно, лишено стратегической пер­спективы, ориентировано на непосредственные жизненные ин­тересы.

Два других уровня политического сознания — политическая идеология и политическая психология — частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыден­ного сознания.

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или измене­ние существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интере­сов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

Объемы понятий «политическая идеология» и «поли­тическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории — это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идео­логия не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о «сущем» (о том, что есть), но и о «должном» (о том, что должно быть) в обществе, что лиша­ет ее твердой теоретической почвы.

Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопии — произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называют потому, что их практическая реализация в принципе невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»). По мнению немецкого социо­лога Карла Манхейма (1893—1947), утопично то сознание, кото­рое, во-первых, не находится в соответствии с окружающим его бытием; а во-вторых, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей [3, с. 164].

 

Современные политические идеологии.

Термин «идеология» был введен в научный обиход француз­ским исследователем Антуаном Д. де Траси в конце XVIII века и означал «науку об идеях», предпочтения определенных со­циальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно трансформировалось, а содержание оказалось размытым.

Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на об­щественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индиви­дов, социальных групп в пределах актуальной для них систе­мы ценностей и вызывать к жизни определенную практику.

Идеологии начали зарождаться только в XIV веке, в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развертыванием процесса секуляризации, т. е. осво­бождения общественного и индивидуального сознания от ре­лигии. Религиозная картина мира постепенно уступала место рациональной системе представлений о нем.

Разделение общественного труда и связанный с этим процесс становления автономной личности породил тенден­цию эмансипации — высвобождения политической и культурной системы из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения культурной сферы привел к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти, при­обрела вполне светский характер.

Первым шагом на пути эмансипации общества от сохра­нявшего свое влияние религиозного мировоззрения было про­возглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание челове­ка и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом. Это было значительным шагом вперед в рационализации об­щественных отношений, создании новой социально-полити­ческой реальности, формирующейся на принципах целесооб­разности, здравого смысла, пользы. Политический порядок уже не задавался нормами религиозной морали, а основывал­ся на согласии всех граждан, которые для защиты своих прав и свобод создали государство.

Смена религиозной картины мира рациональным объясне­нием реальности потребовало новых идеалов и смыслов. Так, первой появилась идея о при­оритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Затем эта идея овладела умами широких слоев населения и стала стиму­лом формирования массового политического движения.

Веком классических идеологий принято считать эпоху Про­свещения, сформировавшую рационалистическое политичес­кое мышление. Она выдвинула идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе созна­тельно формулируемых самими людьми целей преобразования и ожидаемых результатов.

Расширительная трактовка идеологии представлена Т. Парсонсом, который рассматривает ее с позиций функционально­го подхода. Он акцентировал внимание не на природе и спе­цифике идеологии, а на ее предназначении в обществе. Исхо­дя из такой посылки, он интерпретировал идеологию как сис­тему ценностей конкретного общества, выступающую в каче­стве универсальных ориентации социальной деятельности.

Иная трактовка идеологии с классовых позиций представлена в марксизме, где она рассматривается как относительно самостоятельный феномен духовной жизни людей наряду с другими формами политического сознания. Идеология, с точки зрения марк­сизма — это одна из разновидностей научного знания, кото­рая в систематической форме научно обосновывает стремле­ние социальных классов к политической власти. Соот­ветственно идеология рассматривалась в марксизме как систе­ма представлений, выражающих коренные интересы прогрес­сивного класса.

Современные последователи К. Маркса трак­туют идеологию как такую систему ценностей, которая леги­тимирует существующий в данном обществе порядок господ­ства (К. Ленк). Классовое понимание идеологии, на наш взгляд, снижает возможности идеологии, ее коммуникатив­ные способности к созданию диалога «власть — общество».

Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контек­сте культуры, а именно как важного элемента культуры. По­добная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангеима, Э. Дюркгейма, согласно воззрениям которых природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и высту­пающих в качестве мотивов их деятельности.

Особое значение идеологии в обществе обусловлено, по М. Веберу, заданностью политических идеалов религиозными норма­ми. Эти нормы и ценности предписывают определенный об­раз жизни, действия и являются культурным кодом, позволя­ющим понять специфику политических форм жизни в конк­ретном обществе. Мотивации могут разрушать­ся всякий раз под воздействием прогресса общества. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях.

Данный культурологический подход развивают и некоторые современные исследователи, в частности Э. Шилз, У. Матц и др. Их интересует значение идеологий в социальном прогрессе.

Основные положения теории Э. Шилза заключаются в сле­дующем. Во-первых, понятие идеологии применимо только к такой системе убеждений, которая закономерно выходит на политическую сцену во время серьезных общественных кри­зисов. Во-вторых, идеология как политическое мировоззре­ние представляет собой такую систему ценностей, которая имеет силу веры и потому обладает особенно большим ориентационным потенциалом. В-третьих, ориентационные возмож­ности идеологии настолько значительны, что она способна нарушить состояние социальной анемии, обусловленное кри­зисом.

Когда прежняя картина мира и соответствующая ей система смыслов человеческой деятель­ности утрачивает свои ориентационные и мобилизационные возможности, общество вступает в состояние социальной ане­мии, т. е. безнормости. Поиск выхода из этого состояния стимулирует формирование новых идей. Более совершенное состояние общества, предлагаемое новой идеологией, вызы­вает к жизни определенную политическую практику.

К таким особенностям идеологии относят следующие:

·целостность, систематичность представленного в идео­логии знания, использование средств познания теоретического уровня;

·Появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);

·изначальная нацеленность на изменение или закрепле­ние существующих политических отношений и институтов;

·обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);

·апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

·склонность к некоторой «лакировке действительности».

Большинство отмеченных особенностей идеологии доста­точно очевидно и не требует комментариев, за исключением последней. Данная «неординарная» особенность функциониро­вания идеологии вызвана к жизни двумя обстоятельствами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал