Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система диспансерного динамического наблюдения за состоянием органа зрения.






Модуль 3. Мероприятия по охране зрения детей с нарушениями зрения

Вопросы

1. Система диспансерного динамического наблюдения за состоянием органа зрения.

2. Охрана детского зрения: особенности организации с дошкольниками и младшими школьниками.

3. Авторские методики улучшения и восстановления зрения.

4. Использование ИКТ в работе по развитию зрительного восприятия.

Система диспансерного динамического наблюдения за состоянием органа зрения.

 

Мероприятия по охране зрения детей необходимо осуществлять еще до рождения ребенка в женских консультациях. В этот период следует формировать так называемые группы профилактики (риска) по глазной патологии. Особое внимание необходимо уделить детям с отягощенной наследственностью, родители и близкие родные которых страдали такими болезнями глаз, как глаукома, катаракта, атрофия зрительного нерва, дистрофия сетчатки, косоглазие, высокая близорукость, астигматизм и высокая дальнозоркость, а также перенесшим патологию в родах.

 

В совместной работе всех специалистов, участвующих в проведении мероприятий по охране зрения детей, основная роль должна принадлежать детскому офтальмологу. Детские офтальмологи должны по первому сигналу из родильного дома или с педиатрического участка проводить обследование органа зрения у новорожденных с отягощенной наследственностью по глаукоме, катаракте, ретинобластоме, дистрофии сетчатки и атрофии зрительного нерва, а также у недоношенных и детей, родившихся от матерей с патологией беременности и в осложненных родах.

 

Детские офтальмологи должны обеспечивать полное обследование органа зрения у каждого ребенка к 4 мес. жизни, направлять на срочное стационарное лечение детей с ретинобластомой и врожденной глаукомой, брать на учет детей с врожденной катарактой (мидриаз/ расширение (миоз/ сужение), засвет), птозом (поднятие век лейкопластырем) и проводить соответствующие лечебные мероприятия до направления их на хирургическое лечение, выявлять другую врожденную патологию глаз и при наличии показаний направлять детей в стационар. В повседневной работе детские офтальмологи обязаны особое внимание обращать на выявление косоглазия, грубых аномалий развития глаза, нистагма. При наличии показаний проводить оптическую коррекцию и необходимое лечение. Они должны формировать диспансерную динамическую группу профилактики (косоглазие, амблиопия, близорукость и др.).

 

Детские офтальмологи обязаны осуществлять исследование органа зрения у всех детей к году, но не позднее чем в возрасте 1 1/2 лет. При этом исследуется зрительная фиксация, зрачковые рефлексы, определятся положение и подвижность глаз, состояние сред, глазного дна и ориентированного характера клинической рефракции.

 

Осуществляется полное офтальмологическое исследование детей в возрасте 3 лет, при этом исследуется острота зрения и клиническая рефракция в условиях медикаментозного мидриаза (скополамин, гомо-тропин и др.); обязаны выявлять близорукость любой величины, дальнозоркость выше 3, 0 дптр, астигматизм выше 1, 0 дптр, анизометропию выше 2 дптр, назначать необходимую оптическую коррекцию; составлять списки детей, лечение и воспитание которых необходимо проводить в группах специализированных детских садов, профилированных группах общих детских садов, и передавать эти списки в отделы образования??? Данные о зрении и рефракции вносят в карту развития ребенка. Следует проводить и заканчивать лечение врожденной патологии и патологии развития глаз (врожденная катаракта, врожденные кисты, аномалии положения век, косоглазие и амблиопия, заболевания слезных путей) преимущественно до школы.

 

Обязательно проводится углубленное исследование органа зрения к 5 -7 годам (перед поступлением в школу), особое внимание обращают на остроту зрения вдаль и вблизь, устанавливают причины ее снижения. Выявляют группу детей с близорукостью или повышенным риском ее возникповения (дети, родители которых страдают близорукостью, ослабленные или больные, дети с резко сниженной аккомодацией, астигматизмом, ложной близорукостью) и осуществлять по отношению к ним медико-педагогические мероприятия при участии педиатров и учителей. Важно проводить активную массовую профилактику близорукости в общеобразовательных школах:

- осуществлять контроль за состоянием освещенности школьных помещений (не менее 400 лк) и правильной организацией учебных занятий, особенно в классах продленного дня;

- участвовать в работе по повышению физической активности учащихся (игры на открытом воздухе); организации зрительной гимнастики во время уроков;

- осуществлять специфическую профилактику близорукости в группах профилактики глазной патологии, проводить с группой профилактики специальные тренировки аккомодации и занятия лечебной гимнастикой; обеспечивать ежегодное офтальмологическое исследование и в случае необходимости лечение всех школьников группы профилактики.

В процессе работы необходимо составлять списки детейс нарушениями зрения и совместно с дирекцией школ, школьными врачами, участковыми и районными педиатрами, профсоюзными организациями добиваться возможности оздоровления детей группы профилактики в летний каникулярный период; анализировать результаты оздоровления детей сообщать о них родителям и самим детям.

 

Углубленный осмотр органа зрения проводится после 3-го и 8-го класса. Осуществляется необходимая оптическая коррекция.

При углубленном обследовании 15-летних школьников обращают особое внимание на профессиональную ориентацию лиц с нарушениями зрения, а также на подготовку юношей к службе в Вооруженных Силах.

 

С тем чтобы все понимали роль и значение совместной работы по охране зрения детей, а также знали свои обязанности, детские офтальмологи должны проводить систематические семинары, лекции, беседы с акушерами и микропедиатрами, со школьными врачами, с участковыми и районными педиатрами, работниками санитарно-эпидемиологической службы, а также работниками учреждений образования по вопросам охраны зрения и первой офтальмологической помощи детям.

 

ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиции первичной и вторичной профилактики, выделяя в системе профилактики два звена или две стадии единого профилактического процесса: первичную профилактику и вторичную. Первичная профилактика включает в основном предупредительные меры общемедицинского и санитарно-гигиенического характера. В осуществлении ее главную роль играет офтальмолог. Первичная антенатальная профилактика заключается в создании оптимальных условий для развития плода, в устранении или уменьшении влияния неблагоприятных факторов внешней среды на организм беременной женщины, на формирование плода и органа зрения. Такая профилактика особенно важна для предупреждения врожденных заболеваний глаз. Она имеет большое значение и для постнатального развития органа зрения, поскольку основы его закладываются в период внутриутробного онтогенеза. Первичная постнатальная профилактика заключается в предупреждении расстройства зрения и заболевания глаз после рождения ребенка в течение всего периода детства. Она включает меры по охране здоровья детей, предотвращению у них развития инфекционных и системных заболеваний, созданию оптимальных гигиенических условий для зрительной работы и предупреждению повреждений органа зрения у детей. Вторичная профилактика - это система мер по охране зрения у детей при уже возникшем заболевании глаз. Успешное решение этой задачи во многом зависит от раннего выявления, правильного распознавания и активного профилактического лечения таких заболеваний. Термин «профилактическое лечение» подчеркивает его целенаправленность — максимально возможное предупреждение рецидивов, прогрессирования заболевания, его губительных для зрения осложнений и исхода.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал