Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция в рыночной экономике
Предприятие в рыночной экономике обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно самостоятельно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает партнеров. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности или конкуренции между участниками рыночной экономики. Таким образом, конкуренция – это экономическое соперничество товаропроизводителей за рынки сбыта в целях привлечения большего числа покупателей и получения прибыли. Различают следующие виды конкуренции: 1. Чистая (совершенная) конкуренция характеризуется большим числом продавцов и покупателей. Она возникает при следующих условиях: наличие множества мелких предприятий, предлагающих на рынке однородную продукцию; доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна; предприятие может свободно без ограничений входить и выходить из отрасли. 2. Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной. 3. Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условии чистой монополии рынок представлен единственным продавцом и множеством покупателей, то есть границы предприятия и отрасли совпадают. 4. Монополистическая конкуренция характеризуется большой номенклатурой товаров и значительным количеством продавцов, производящих разнообразную специализированную и дифференцированную продукцию, то есть продукцию, которая отличается типом, маркой, потребительскими характеристиками и свойствами. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. 5. Олигополия характеризуется небольшой численностью товаропроизводителей, которые стремятся к максимизации выручки. При этом в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. В классической экономической литературе конкуренцию называю «невидимой рукой рынка», так как при развитой конкуренции предприятия вынуждены производить продукцию с наибольшей экономической эффективностью, что отвечает интересам, как самого предприятия, так и интересам общества. В этой связи государству необходимо поддерживать конкурентную среду рынка. В РФ существует антимонопольное законодательство, в том числе федеральный закон «О защите конкуренции», контроль за соблюдением которого возложен на Федеральную антимонопольную службу. Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
|