Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здравоохранение как система.
Определение здравоохранения. Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы. Здравоохранение – это сложная система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Понятие «здравоохранение» входит в понятие «медицина», как ее социальная, организационная, нормативная функция. Следовательно, здравоохранение должно квалифицироваться как общественная, социальная функция медицины и всего общества, государства. Т.е. здравоохранение – это социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья. Эффективность здравоохранения - это показатели, отражающие степень достижения намеченных целей по повышению здоровья населения. Различают следующие виды эффективности здравоохранения: • социальную, которая оценивается числом сохраненных жизней, числом увеличения лиц экономически активного возраста за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности; • медицинскую, которая оценивается показателями здоровья населения, качества медицинской помощи в области профилактики, диагностики и реабилитации при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах; • экономическую — это оптимизация затрат на медицинское обслуживание, экономическое обоснование мероприятий по охране здоровья, экономический анализ использования средств в здравоохранении, достижение лучшего результата при минимальных затратах финансовых и трудовых резервов. Здравоохранение как система. Система здравоохранения – это суперсистема (система городского, сельского, ведомственного здравоохранения, система охраны материнства и детства, система специальных служб). Она связана с различными подсистемами, например с социальной защитой и т.д. В России вплоть до 1917 года не было единой общегосударственной системы здравоохранения. Делом охраны общественного здоровья занимались многие ведомства и учреждения. Попытки Временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения были безуспешными. В 1918 году был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен И.А. Семашко. На 1 съезде медико-санитарных отделов были приняты принципы здравоохранения нового общества: государственный характер, плановое развитие, единство, санитарная самостоятельность населения – его активное участие в здравоохранении и, прежде всего профилактическое направление. Надо отметить, что системы здравоохранения были и остаются ограниченными – не представляют равноправное обеспечение медицинской помощью. Правительство России осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья. В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» действуют три уровня системы здравоохранения:
1. Государственная система здравоохранения РФ. К государственной системе здравоохранения относятся: - Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ; - органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; - Российская академия наук, Государственный комитет санитарно-эпидемического надзора РФ; - находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, учреждения и организации. 2. Муниципальная система здравоохранения. К муниципальной системе здравоохранения относятся: - муниципальные органы управления здравоохранения; - находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на правах оперативного управления. 3. Частная система здравоохранения. К частной системе здравоохранения относятся: - ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью; - ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами. Структура органов здравоохранения. 1. Поликлиника — это лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения профилактической работы среди населения, оказания медицинской помощи больным на дому, лечебно-диагностического обслуживания населения, экспертизы временной нетрудоспособности. От амбулатории отличается более значительным объемом деятельности и возможностью оказания специализированной помощи по многим врачебным специальностям. Показатели работы поликлиники: • структура посещений по специальности; • динамика посещений, распределение посещений по виду обращений, по месяцам, дням недели, часам дня; • объем помощи на дому, структура посещений на дому, активность врачей по помощи на дому; • соотношение первичных и повторных посещений на дому. С целью улучшения организации работы поликлиники необходимо провести анализ интенсивности потока больных, правильно организовать врачебный график приема больных, обеспечить четкую работу регистратуры, поднять дисциплину персонала. Диспансеризация - это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан, предусматривающий сочетание, как профилактических мер, так и выявление ранних стадий заболеваний и состояний «предболезни»; своевременную лечебную коррекцию имеющихся нарушений с целью восстановления здоровья, исключения прогрессирования заболевания или возникновения осложнений, могущих обусловить наступление инвалидности. Необходимо проводить в поликлинике следующие виды медицинских осмотров для работающего населения, состоящего под диспансерным наблюдением: - при поступлении на работу – предварительные осмотры; - в период работы - периодические осмотры, - целевые осмотры — на выявление заболеваний определенной нозологии. 2. Больничные учреждения. Это: республиканские больницы, областные больницы, городские многопрофильные и центральные районные больницы, сельские участковые больницы. Больница — это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее населению квалифицированную специализированную медицинскую помощь: стационарную, поликлиническую, врачебную помощь на дому, скорую и неотложную помощь, медико-социальную помощь и осуществляющая различные виды профилактической работы. Задачи стационарной медицинской помощи: круглосуточное наблюдение за больным, квалифицированное диагностическое обследование, проведение лечебных мероприятий на высоком профессиональном уровне. Показатели работы стационара: - Среднее число дней работы койки; - среднее число занятых и свободных коек; - оборот койки; средние сроки пребывания больного в стационаре. 3. Стационар на дому - это современная форма оказания стационарной помощи больным с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализации. Штаты и режим работы устанавливаются руководителем учреждения индивидуально в зависимости от потребности населения в этом виде помощи, объема и профиля работы. 4. Дневной стационар - это форма оказания стационарной медицинской помощи больным с острыми или хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения. Он может быть организован как в поликлиниках, так и в больницах. Финансирование предусматривается в смете учреждения, в составе которого организован дневной стационар. 5. Госпиталь для ветеранов войны - э то госпиталь предназначенный для оказания медицинской помощи, сохранения здоровья и реабилитации инвалидов и участников войн. Финансирование осуществляется из территориальных бюджетов и предусматривает повышенные нормы ассигнований. Дополнительное финансирование осуществляется из территориальных фондов обязательного медицинского страхования. 6. Фельдшерско-акушерский пункт - ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке. ФАП может быть организован в сельском населенном пункте при числе жителей от 300 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км. Основные задачи: • проведение под руководством врача профилактических и противоэпидемических мероприятий; • воспитание у населения навыков здорового образа жизни (валеологии); • проведение патронажа детей и беременных женщин; • выполнение врачебных назначений по лечению больных в полном объеме; • оказание доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях, острых и обострении хронических заболеваний; • своевременное направление больных к врачам. 7. Детский дом - это государственное воспитательное учреждение (дошкольное или школьное) для детей-сирот, детей одиноких матерей или нуждающихся в помощи государства. В ведении Министерства социального обеспечения имеются также детские дома для детей-инвалидов. 8. Дом – интернат - это учреждение специального типа, предназначенное для оказания медико-социальной, педагогической, психологической и других видов помощи социально незащищенным группам населения в стационарных условиях. 9. Дом ребенка - это государственное учреждение, предназначенное для воспитания детей со дня рождения до 3 лет. В дом ребенка принимают сирот, детей одиноких матерей, детей, родители которых лишены родительских прав или отбывают наказание. Детям неизвестных родителей присваивают фамилию, имя, отчество и регистрируют в Загсе на основании акта о приеме. Современные системы здравоохранения. Все современные системы здравоохранения в зависимости пропорционального участия в финансировании здравоохранения государства, населения можно разделить на 3 группы. 1. Преимущественно государственная (бюджетно-страховое здравоохранение) - общественная система (наиболее выражена в Великобритании, Италии). Впервые в мире добровольное медицинское страхование появилось в Великобритании. Страховые взносы собираются в виде обязательного налогообложения. Распределением средств занимается государственно-административные организации, а не частные страховые компании. 2. Преимущественно страховая система. Бисмарк впервые в мире предложил в Германии обязательное медицинское страхование (модель Бисмарка). Наиболее полно и четко представлена в Германии, Франции, Японии. Доля государственных дотаций значительная. Частные компании действует в рамках установленных законов и инструкций. 3. Преимущественно частная система (частно - страховая система здравоохранения), наиболее характерна для здравоохранения в США (частный сектор представлен 30%). Чрезвычайно развито добровольное медицинское страхование. Государство оплачивает до 50% расходов на медицинскую помощь престарелым, бедным и другим незащищенным группам населения, а так же оплачивает общественные противоэпидемические и профилактические мероприятия. Современные системы здравоохранения лишь «преимущественные», так как нигде нет «чистой» системы, без элементов других систем. Все системы имеют и свои достоинства и недостатки. Выбор системы обусловлен спецификой экономической системы, существующей в стране: это отношение собственности. Главным отличием этих систем является уровень централизации. В России действует модель Семашко. В России не смотря на введение обязательного, социального медицинского страхования и создание общественной модели здравоохранения с бюджетно-страховой медициной, большая часть средств поступает из государственного бюджета и ресурсов субъектов Федерации. То есть у нас смешанная система здравоохранения. Отраслевая структура государственной системы здравоохранения. Здравоохранение, как система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру: • Министерства и органы управления здравоохранением всех уровней; - лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения; - фармацевтические предприятия и организации; - санитарно-профилактические учреждения; - учреждения судебно-медицинской экспертизы; - службы материально-технического обеспечения; - предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации. 1. Лечебно-профилактические учреждения (амбулаторно-поликлинические, больницы, диспансеры и др.) 2. Учреждения охраны материнства и детства. 3. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы. 4. Учреждения медицинского образования (высшие и средние) и научно-исследовательские учреждения. 5. Аптечные учреждения и предприятия медицинской и фармацевтической промышленности. 6. Санаторно-курортные учреждения. 7. Учреждения патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы. 8. Органы и учреждения системы обязательного медицинского страхования (ОМС) 3. Принципы развития здравоохранения в СССР. 1. Всеобщность (социальная справедливость – 1978 г. Алма-атинская конференция провозгласила «Здоровье для всех к 2000 году»). 2. Профилактическая направленность (у нас никогда не выполнялось, только медицинские осмотры). 3. Экономическая эффективность (новый принцип) трудно выполнимый, так нет точного определения здоровья, нет критерия эффективности здравоохранения. Государственную систему здравоохранения мало волнует данный принцип, так как они сидят на финансовых потоках. 4. Единство науки и практики (наука должна идти впереди). Важнейшим документом ВЦИК стал декрет «О страховании на случай болезни», который передавал все медицинские учреждения разных ведомств больничным кассам, обязывал кассы оказывать помощь застрахованным рабочим, служащим бесплатную медицинскую помощь. С 1948г. осуществлялась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения (объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых ЦРБ, объединенных больниц, изменение подчиненности СЭС – они становились самостоятельными). В 1986 году в Канаде (г. Оттаве) на международной конференции был принят документ «Хартия здоровья», в котором была выдвинута идея «промоции здоровья» - продвижения здоровья, т. е. повышение качества самой жизни. Главная составляющая – достойный материальный уровень, который создаст условия для развития личности, ее свободы. У нас сейчас в здравоохранении положение такое, какое в развитых странах было в 50е годы. Мы шли по экстенсивному пути, т.е. наращивание количества коек, врачей, и считали, что это позволит достигнуть высокого качества медицинской помощи. 4. Проблемы в России, которые тормозят реформирование здравоохранения. 1. Уменьшение участия государства в управлении здравоохранением (децентрализация). 2. В стране нет опыта государственного регулирования (государственный аппарат не владеет методами экономического управления). 3. Проблема здоровья не выдвинута на первый план ни со стороны государства, так и со стороны конкретного человека. 5. Основные направления реформирования здравоохранения в России. - сохранение государственного, бюджетного сектора здравоохранения; - создание системы страховой медицины; - развитие медицинских учреждений, основанных на различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной); - создание механизма эффективного управления отраслью; - внедрение экономических методов управления; - реструктуризация учреждений здравоохранения (коечной сети, расширение стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи и повышение роли амбулаторно-поликлинических учреждений в оказании медицинской помощи населению).
|