Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хизб ут-тахрир аль-ислямийн
Хизб ут-тахрир аль-ислямийн — Исламская партия освобождения. В самом начале рассказа об этой группе нужно сказать, что важнейшим пунктом их идеологии является необходимость установления или, точнее говоря, восстановления Исламского Халифата образца первых веков Ислама. Хизб ут-тахрир совместила в своей идеологии положения сразу нескольких «материнских общин», добавив к ним некоторые собственные взгляды. Хизб ут-тахрир имеет множество уникальных особенностей, отличающих ее от других исламских групп, как в основных вопросах вероучения, так и во второстепенных. Эта партия, а именно такое название ближе всего отражает сущность этого течения, была создана в 50-х годах XX в. Такиуддином Набхани [Такиуддин Набхани (1908-1977 гг.) — родился и вырос в Палестине, где получил начальные знания религии, затем обучался в Египте в университетах Аль-Азхар и Дар аль-Улюм. После окончания учебы вернулся на родину, где некоторое время работал учителем и судьей.]. Набхани изложил свои убеждения в большом количестве книг и брошюр, ставших в дальнейшем платформой нового течения. Последователи Хизб ут-тахрир не рассуждают об атрибутах и качествах Аллаха, вечности или сотворенности Слова Божьего, приходе Махди и сошествии Исы, и тому подобных вопросах. Все их внимание сосредоточено на необходимости установления исламского Халифата. Эта необходимость является их главным убеждением; они утверждают, что все мусульмане, которые в течение своей жизни не присягнули законному халифу, умирают смертью джахилии. Это утверждение они основывают на множестве хадисов, приведенных в достоверных сборниках, например: передают со слов Абу Хурайры, сказавшего: «Посланник Аллаха сказал: “Кто вышел из подчинения (халифу) и вышел из общины, а потом умер — умер смертью джахилии”» [Муслим, Сахих, хадис № 1848-1 в русском издании, Казань 2006.]. Это означает, что от падения султаната в Турции и до наших дней все мусульмане умерли смертью худшей, чем смерть неверных. С этого утверждения начинают свою проповедь сторонники Хизб ут-тахрир. Далее, приведя другие хадисы, они говорят, что человек обязан дать присягу халифу в течение трех дней. Убедив людей в том, что они нуждаются в халифе, и в том, что ему нужно присягнуть в течение трех дней, хизбуттахрировцы призывают принести присягу их лидеру, которого они называют халифом. Первым, кому они присягнули как халифу, был Такиуддин Набхани. После его смерти Хизб ут-тахрир возглавил Абдуль-Кадим Залюм. Проанализировав ошибки мусульман прошлых лет, когда халифат передавался по родственной линии, зачастую личностям, которые совсем не были достойны этого звания, последователи Исламской партии освобождения разработали собственные правила выбора халифа. Согласно их убеждениям, избранного халифа допустимо по решению совета отстранить от должности, в случае если он будет совершать грехи или плохо выполнять свои обязанности. В этом суждении они последовали за хариджитами, также допускавшими смещение неугодного, нечестивого халифа. Итак, главная цель Хизб ут-тахрир — приход к власти. По их убеждениям, для этого необходимо пройти несколько этапов. Первый — идеологическая работа с людьми, осуществление призыва культурно-просветительскими методами; второй — идеологический переворот в массовом сознании общества, который должен произойти под влиянием предыдущего этапа; третий — захват власти в свои руки с помощью сочувствующих правителей или других политиков. Это что касается основополагающего убеждения этой группы. Ниже рассмотрим их взгляды по другим вопросам. Сторонники Хизб ут-тахрир в политических вопросах следуют фатвам своего халифа, а в вопросах поклонения (молитва, пост, закят) допускают следование любому из существующих исламских мазхабов. Хизбуттахрировцы отвергают с тезис о «закрытии врат иджтихада». Последователей Набхани обвиняют в том, что они отказываются признавать хадисы категории ахад [Наука о хадисах, которая занимается изучением сказаний о жизни и деятельности Пророка, разработала сложную систему классификации всех имеющихся хадисов по степени их достоверности. Хадисами ахад (отдельные) называют такие хадисы, которые в отличие от хадисов категории мутаватир (следующие один за другим), переданы не группой, а одним передатчиком. Следует отметить, что число рассказчиков напрямую не влияет на степень достоверности хадиса.] и следовать им. Это обвинение справедливо, но нуждается в небольшом уточнении: они не признают хадисы-ахад как основу для построения акыды. Эту позицию они аргументируют аятом о недопустимости следования за сомнительным, а ахад-хадисы, по их мнению, являются сомнительными сообщениями. В то же время большая часть суннитского вероучения построена именно на хадисах категории ахад, а хадисов-мутаватир существует совсем небольшое количество. При этом, если какой-то хадис согласуется с убеждениями Хизб ут-тахрир, они могут принять его и ссылаться на него, отстаивая свои взгляды, даже если это хадис категории ахад. Из-за сомнения в достоверности ахад-хадисов хизбуттахрировцы сомневаются в истинности (или даже отрицают) мучения могилы, Даджаля, пришествия Исы перед концом света, и множества других событий и явлений, о которых не имеется мутаватир-хадисов и вера в которые основана именно на хадисах категории ахад, или даже на менее достоверных хадисах. Они говорят: «Есть то, во что верить обязан каждый мусульманин — это вера в Аллаха, ангелов, писания и т. д., и есть то, во что мусульманин верить не обязан, — это мучения могилы, обстоятельства прихода Махди и Исы, и прочее». Но следует подчеркнуть, что ахад-хадисы они не принимают только в качестве обоснования вопросов акыды, а для аргументации второстепенных вопросов права (торговля, хадж, закят и т.п.) они принимают и ахад-хадисы, и сахих, и хасан. Эта позиция Хизб ут-тахрир схожа с мнением мутазилитов. Теперь укажем и на другие совпадения их взглядов. Самое явное и самое большое их сходство — признание наличия у человека свободы воли. Идеологи Партии исламского освобождения говорят: «Кадар — это Божественное предначертание, которое заключает в себе определенные свойства окружающих вещей и определенные свойства инстинктов и органических потребностей человека». Они считают, что когда человек совершает какой-либо поступок, то Аллах не препятствует ему в этом, и не принуждает, наоборот, Он предоставляет человеку совершать поступки по своему собственному выбору. То есть они не утверждают, что добро и зло предопределены Аллахом. Косвенным подтверждением такой позиции являются их обвинение в адрес суннитов, что последние являются джабаритами. Подобно мутазилитам, хизбуттахрировцы придают большое значение разуму как истинному критерию знания. Они говорят: «Когда акыда человека находится в согласии с его разумом, тогда можно сказать о таком человеке: " Он имеет акыду"». Здесь налицо возрождение старого мутазилитского постулата о том, что вера не должна противоречить разуму. Необходимо заметить, что в некоторых второстепенных вопросах Хизб ут-Тахрир расходится с существующими суннитскими и шиитскими мазхабами. Например, курение и музыку они не считают запретными. Широкое распространение Партия исламского освобождения получила в Иордании, Ливане, Сирии, а также в некоторых европейских странах и странах бывшего Советского Союза. Во всех городах и местностях, где есть представители этой группы, они объединяются в ячейки, которые подчинены ближайшему более крупному подразделению, и так по пирамиде вплоть до верховного вилаята (управления) этой местности. Глав вилаятов назначает непосредственно халиф. При этом члены партии соблюдают строгую конспирацию. В заключение необходимо сказать следующее. Причина появления движений такого рода — обеспокоенность современных мусульман бедственным и угнетенным положением практически всех исламских государств. Это и своего рода ностальгия по прошедшим дням исламского триумфа, и жажда реванша за многочисленные поражения, нанесенные Западом. Мусульмане не забыли времена своего расцвета и могущества, когда они владели огромными территориями от Китая до Франции. Халифат был великой империей, которую опасались все европейские и азиатские государства. Но со временем его постигла судьба всех великих империй — образование внутри государства независимых и неподконтрольных областей, борьба правящих династий и претендентов на трон, национальная и религиозная разобщенность и, в конечном итоге, развал некогда единого государства. Вначале возникло три халифата, затем их количество увеличилось, и, в конце концов, из огромного и могущественного гиганта мусульманский мир превратился в бессильную горстку разрозненных карликовых государств. Запад же, напротив, вступил в эпоху ренессанса. Развивалась наука, промышленность, открывались новые земли… Пришло время, и в сферу интересов Англии, Франции, Португалии попал мусульманский мир. Ослабленный и разобщенный, что он мог противопоставить безудержной экспансии Запада? Практически все исламские земли были разделены между большими колониальными державами и полностью потеряли самостоятельность. В некоторых странах устанавливался откровенно прозападный режим, свергающий шариатские институты и перекраивающий весь жизненный уклад общества на западный манер. В других — правительства формально считались самостоятельными, но устанавливалась такая жесткая кабальная зависимость от Запада, что они были вынуждены следовать всем его указаниям. Такое положение существует уже сотни лет, так что на данный момент ни в одной мусульманской стране нет полного и всеобъемлющего шариатского правления. Попытки мусульман его установить окачиваются либо политическим давлением, либо открытой военной агрессией. Правителями в мусульманских странах являются либо назначенцы с Запада, либо те, кто обслуживает его интересы. Здесь не место для того, чтобы перечислять все преступления, совершённые против Ислама и мусульман западными оккупантами, колонизаторами. Сколько лет они грабили и угнетали народы захваченных стран, и до сих пор продолжают свое дело. Изменилось только название этого явления, суть же его осталась прежней: основная часть населения мира должна страдать и прозябать в нищете ради того, чтобы «золотой миллиард» получал от жизни все, что ему нужно, ни в чем себе не отказывая. Безусловно, такое положение дел не устраивает большинство людей в мусульманских странах. Многие видят в этом главную причину всех нынешних проблем мусульманской общины. Дело в том, что в наше время большинство суннитских авторитетов и шейхов опасаются открыто выражать свою позицию и указывать на несоответствие существующего положения дел в исламских государствах нормам шариата. Это происходит как из-за опасения за свою жизнь и свободу, так и по множеству других причин. Многие искренние мусульмане пытаются решить сложившуюся ситуацию, заигрывая с Западом, стараются добиться правды, придерживаясь его правил или втягиваясь в грязную политическую борьбу, которая только лишь очерняет их в глазах многих мусульман. Итогом этой политики зачастую являются компромиссы не только со своей совестью, но и согласие на противоречащие шариату законы и методы, с которыми они вынуждены мириться, желая добиться сиюминутной политической выгоды. При этом многие мусульмане забывают, что демократия, о которой так много говорят в Америке и Европе, — это придуманная на Западе фикция для «наивных варваров». На самом же Западе, в действительности, во всех сферах процветает политика двойных стандартов. Видя эту плачевную ситуацию, сторонники Хизб ут-тахрир, говорят: «Если бы у нас был Халифат, то наши враги не посмели бы вести себя так по отношению к нам». Да, возможно, это действительно было бы так! Но в то же время нет гарантий, что при наличии Халифата все проблемы уммы будут решены. У последователей Хизб ут-тахрир действительно есть намерения достигнуть поставленной цели, но они никогда не добьются ее, если не будут во всех своих делах руководствоваться Кораном, Сунной Пророка и способом действия праведных последователей Ислама прошлых лет. Также нужно напомнить хизбуттахрировцам, что Ислам — это не только политика, Ислам — это система, которая охватывает все сферы человеческой жизни: устройство государства, суды, торговля, отношения между людьми, молитва, пост и усилия человека в желании очистить свою душу от пороков и грехов; это обращение с мольбами к Аллаху ночью и по утрам, это искренность. А когда ты беседуешь с последователями Хизб ут-тахрир, то складывается впечатление, что их главная цель — перевести разговор в плоскость политики и навязать тебе мнение, что ты обязательно должен поскорее присягнуть халифу. В этом отношении Хизб ут-тахрир и суфизм — два совершенно противоположных учения. Первые все внимание уделяют политике, забывая про воспитание в человеке нравственных качеств. Вторые же занимаются лишь своим зикрами, разговорами о морали, праведности о необходимости уделять больше внимания самосовершенствованию, — одним словом, большую часть времени предлагают уделять поклонению и постижению истины. При этом суфии под разными предлогами стараются не вмешиваться в жизнь общества, и, тем более, не выступать в защиту угнетаемых мусульман. На самом деле, наша религия охватывает все стороны человеческого существования. А шариат дает ответы на все вопросы, встающие как перед уммой, так и перед каждым отдельным мусульманином в той или иной ситуации. Мусульманам, как не парадоксально это звучит, необходимо одно — вернуться к следованию своей религии, вернуться к Исламу, от которого мы так далеко ушли. И тогда, с помощью Всевышнего Аллаха, мы сможем добиться успеха!
|