Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение минераловСтр 1 из 7Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторным работам по дисциплине: «Инженерное обеспечение строительства: геология» Для студентов по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» Очной и заочной форм обучения
Ставрополь 2015 Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования и программой дисциплины «Инженерное обеспечение строительства: геология» для студентов по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» очной и заочной форм обучения.
Составители: к.г.-м.н., ст.преп. Р.С.Кузнецов; асс-т Баранда Э.Г.
ВВЕДЕНИЕ Градостроительный кодекс России к объектамградостроительной деятельности относит территории, и объекты недвижимостии запрещает без комплексных инженерных изысканий проводить разработку, согласование, утверждение и реализацию градостроительной документации. Студенты-бакалавры изучают объекты недвижимости всесторонне на многих спецкурсах, а территории как первый объектградостроительной деятельности, включающий грунты (в широком смысле - геологическую среду), изучаются в недостаточном объеме. Без прочных знаний инженерной геологии строителям крайне трудно решить три основные практические задачи: 1) оценить строительные свойства грунтов на стадии проектирования и строительства инженерных сооружений; 2) выяснить причины аварийных деформаций зданий и сооружений с прогнозом их дальнейшего развития; 3) выполнить технико-экономическое обоснование запроектированных противодеформационных мероприятий для вновь строящихся и аварийных объектов. В настоящее время инженерные сооружения воздвигаются в любых, даже очень сложных геологических условиях. Но их надежная эксплуатация обеспечивается лишь при полном и правильном учете всех природных факторов.
Лабораторные работы выполняются на листах формата А4 в печатном либо рукописном виде. В тексте работы должны быть: номер, наименование, цель работы, теоретическое обоснование (можно конспективно) и выполненный вариант задания. Работа должна быть защищена преподавателю.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Определение минералов 1.1 ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ Научиться диагностировать минералы по физическим свойствам. 1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Земная кора (литосфера), на которой ведется строительная, а также сельскохозяйственная и вся другая деятельность человека, состоит из горных пород, а горные породы состоят из минералов. Практическое определение минералов и горных пород относится к начальной и наиболее трудной части курса – «Инженерное обеспечение строительства: геология». Поэтому для изучения образцов минералов составлен их определитель по физическим свойствам (табл. 1.1). Минералами называются природные химические соединения, однородные по химическим и физическим свойствам, образующиеся в земной коре или на ее поверхности. Каждый минерал индивидуален, имеет свое определенное внутреннее строение и только ему присущие внешние признаки. Минералы являются составной частью горных пород, руд и других минеральных тел. Горными породами называют минеральные агрегаты, состоящие из одного или нескольких минералов. В земной коре встречается более 7000 минералов и их разновидностей, но только некоторые из них (около 50-ти минералов) составляют основную массу пород. Эти минералы называются породообразующими, и они являются предметом изучения на лабораторных занятиях. Природные условия, в которых образуются минералы, отличаются большим разнообразием, сложностью и загадочностью. Следует отметить, что каждый минерал после своего рождения в «минеральном царстве» (т.е. в литосфере) может существовать только в определенных, типичных для него условиях, при изменении этих условий он видоизменяется или полностью разрушается. Студент применительно к данному заданию должен ответить на вопросы о происхождении, составе, свойствах и устойчивостиминералов (и горных пород) в различных условиях при воздействии на них естественных или техногенных факторов, в том числе инженерных сооружений. Различают три основных процесса минералообразования и, соответственно, породообразования: эндогенный, экзогенный и метаморфический. При эндогенных процессах минералы и магматические горные породы образуются за счет собственной энергии Земли, чаще всего из магмы – силикатного огненно-жидкого расплава, внедряющегося в земную кору или излившегося на поверхность. При экзогенных процессах минералы и осадочные горные породы образуются на суше и в море за счет внешних (для Земли) источников энергии, основной – солнечная радиация. Метаморфический процесс образования минералов и метаморфических пород происходит также за счет внутренней энергии Земли, на некоторой глубине в земной коре при высоких температурах и больших давлениях. По химическому составу выделено 10 классов минералов (табл. 1.1). Представители некоторых классов (окислы, карбонаты, силикаты) часто доминируют в составе горных пород; другие классы (вольфраматы, фосфаты, сульфиды) являются редкими, экзотическими (акцессорными) образованиями и не участвуют в формировании горных пород как грунтов. Изучение минералов начинается с определения их физических свойств, к которым относятся: 1) цвет, 2) блеск, 3) прозрачность, 4) твердость, 5) спайность, 6) излом, 7) плотность. Некоторые минералы обладают особыми диагностическими свойствами: галит - соленый, сильвин - горький, карбонаты вскипают от холодной или нагретой соляной кислоты, сера и желваки фосфорита имеют специфический запах, магнетит обладает магнитными свойствами, рудные минералы – электропроводностью, исландский шпат (кальцит) – двойным лучепреломлением. Цвет (окраска) минералов разнообразен и не всегда устойчив, т.к. зависит от примесей. Устойчивый цвет имеют следующие минералы: сера, золото, пирит – желтый, бурый железняк – бурый (ржавый), киноварь – красный, малахит и другие медные минералы – зеленый, поваренная соль, лед, горный хрусталь (кварц) – бесцветные (белые). Из-за примесей кварц может быть фиолетовым (аметист), черным (морион), дымчатым (раухтопаз), желтым (цитрин), зеленым (празем), буро-красным (авантюрин) и др. Многие минералы в тонко раздробленном (растертом) состоянии имеют другой цвет. Для этого определяют цвет черты царапанием по неглазурированной фарфоровой поверхности. Цвет черты более постоянный, чем цвет самого минерала. Многие окрашенные минералы имеют белый цвет черты. Блеск создается отраженными лучами и зависит от показателя преломления минерала. Различают: стеклянный блеск минералов (лед, кварц, кальцит, корунд, ортоклаз, флюорит) с показателем преломления n=3, 3 – 1, 9; алмазный (алмаз, сера) – с показателем преломления n=1, 9–2, 6; полуметаллический (гематит, киноварь) с n=2, 6–3, 0 металлический (молибденит) с n> 3.0. Прозрачность – способность минералов пропускать свет. Различают три группы минералов: прозрачные (кварц, мусковит), полупрозрачные (гипс, халцедон, кальцит) и непрозрачные (графит, пирит). Твердость – сопротивление механическому воздействию (истиранию, царапанию, удару, раздавливанию и т.д.). Немецкий минералог Моос предложил условную шкалу твердости из 10-ти минералов: 1 – тальк (2, 4 кгс/см2), 2 – гипс (36 кгс/см2), 3 – кальцит (109 кгс/см2), 4 – флюорит (189 кгс/см2), 5 – апатит (536кгс/см2), 6 – ортоклаз (797 кгс/см2), 7 – кварц (1120 кгс/см2), 8 – топаз (1427кгс/см2), 9 – корунд (2060 кгс/см2), 10 – алмаз (10060 кгс/см2). Истинная твердость (приведена в скобках, в кгс/см2), которую определяют на специальных приборах (склерометрах), существенно отличается от числа твердости Мооса. Для практических целей можно принять: твердость графита – 1, ногтя – 2, 5, медной монеты – 3, бронзовой монеты – 4, стекла – 5, стального ножа – 6, напильника –7, рубина (красного корунда) – 9. Спайность – способность некоторых минералов раскалываться или расщепляться по определенным заранее известным направлениям с образованием гладких (зеркальных) поверхностей, называемых плоскостями спайности. Спайность объясняется внутренним строением минералов. Различают виды спайности: весьма совершенную (слюда, гипс), 2) совершенную (кальцит, ортоклаз, галит), 3) несовершенную (полевые шпаты, роговая обманка), когда плоскости наблюдаются на отдельных небольших участках, 4) спайность отсутствует (кварц, корунд).
Таблица 1.1. – Определитель основных минералов
Излом – характер поверхности после разрушения; может быть ровный (для минералов с совершенной спайностью), неровный, занозистый (для волокнистых минералов типа асбеста), раковистый (кварц, обсидиан), землистый (каолинит), зернистый (у мелкозернистых минералов). Плотность минералов ρ s изменяется от 0, 9 г/см3 (лед) до 18 – 19 г/см3 (золото, платина) и достигает 23, 0 г/см3 (осмистый иридий). Наиболее распространенные минералы имеют плотность в пределах 2, 2 – 3, 3 г/см3, средняя плотность минералов (и минеральной части поверхностных грунтов) может быть принята равной ρ s = 2, 7 г/см2. 1.3. МАТЕРИАЛЫ Коллекция минералов, шкала твердости Мооса, определитель основных минералов (таблица 1.1). 1.4. МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Дайте характеристику минералов, перечисленных в табл. 1.3., по своему варианту и заполните таблицу 1.2. Таблица 1.2.
1.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что называется минералами? 2. Что называется горными породами? 3. Какие процессы минералообразования бывают? 4. Как минералы подразделяются по химическому составу? 5. Перечислите основные физические свойства минералов, а также их подразделения (виды блеска, виды спайности, твердости и т.д.). Защита проводится в виде собеседования.
Таблица 1.3. Варианты заданий
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
|