Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор тем курсовых работСтр 1 из 4Следующая ⇒
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ УТВЕРЖДЕНО: Протокол Ученого Совета ТФ УРАО От 22 февраля 2006г. № 9 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ. ТОЛЬЯТТИ 2006 Требования настоящих Методических указаний обязательны для выполнения при написании курсовых работ студентами Тольяттинского филиала УРАО. Курсовая работа является важной составной частью учебного процесса. Это наиболее простая форма научного исследования, при написании которой преследуются следующие цели: - углубленное освоение теоретического материала, - ознакомление с содержанием научной проблемы, - приобретение первоначального опыта самостоятельного научного исследования, - овладение умением логического описания проделанной работы, - приобретение навыков самостоятельного анализа полученных данных. Количество и сроки выполнения курсовых работ определяются учебным планом. Сложность темы курсовых работ, глубина ее раскрытия, объем используемой при их подготовке литературных и электронных источников, конкретность и обоснованность выводов и предложений возрастает по мере приближения студентов к написанию дипломной работы. Таким образом, выполнение курсовых работ следует считать необходимым тренингом перед итоговыми испытаниями, в результате которых студент получит звание дипломированного специалиста. Конкретные указания к выполнению курсовых работ кафедры уточняют в зависимости от того, в учебный план каких дисциплин и курсов обучения включено данное задание.
Выбор тем курсовых работ
Заведующие кафедр в течение первого учебного месяца семестра определяют базы практик и руководителей курсовых работ, которые разрабатывают тематику курсовых работ и представляют их на согласование заведующим кафедр для последующего утверждения на заседании кафедры. Заведующий кафедрой утверждает темы курсовых работ студентов, закрепляет за каждым студентом руководителя и конкретную тему. Студенты заочного отделения во время установочной сессии выбирают темы курсовых работ и согласовывают график выполнения. В случаях, если студент имеет опубликованные труды (статьи, монографии, материалы конференций и т.п.) по дисциплине, либо награжден за участие в научных семинарах, конференциях, конкурсах и т.п., данные публикации и материалы могут быть засчитаны в качестве курсовой работы, прошедшей защиту с оценкой отлично. Графики проведения консультаций, с указанием места и времени проведения консультации, утверждаются заведующим кафедры и передаются в деканаты. Деканаты должны своевременно ознакомить студентов с графиком проведения консультаций и обеспечить контроль их выполнения. Основное содержание курсовых работ Конкретизацию содержания курсовой работы определяют кафедры, преподающие дисциплины, по которым выполняется курсовая работа. 3.1. Курсовая работа студентов начальных курсов должна помочь студентам приобрести навыки поиска и осмысления научной литературы, отечественных и зарубежных работ по выбранной теме, а также умение грамотно изложить в тексте результаты своих поисков и размышлений, к которым пришел студент после усвоения учебного материала. Курсовая работа имеет преимущественно аналитическую направленность, базируется на литературных источниках, их реферировании и отражает собственное отношение к прочитанному материалу. Обязательным является наличие в работе: - анализа нескольких (различных) точек зрения на проблему, имеющихся в научной литературе (при этом необходимо изложить собственное отношение к прочитанному материалу); - собственного взгляда на проблему; - критического описания и анализа нескольких разных путей и методов решения проблемы; - обзор литературы по теме (с полным перечнем использованных источников, включая электронные), содержащий не менее 20 источников. Желательными являются методологический и практический разделы работы, в которых студенты могут подойти к постановке научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы, формулировке цели исследования и ее обоснование, анализу степени изученности проблемы, отразить предварительные результаты исследования на основе выполненных расчетов или собственных рассуждений и высказать предложения по совершенствованию исследуемого объекта. 3.2. Курсовая работа студентов старших курсов должна показать умение студента решать практические задачи, она преимущественно должна базироваться на результатах собственных исследований по теме, связанных с одной из изучаемых дисциплин. Это исследование может быть как самостоятельным, так и являться составной частью более крупной работы. Для курсовой работы наряду с вышеперечисленными требованиями обязательны теоретическая, методическая и практическая части. В заключительной части приводятся выводы, предложения и, если возможно, расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий. Курсовая работа студентов последних курсов должна представлять собой законченное исследование, базирующееся на результатах собственной разработки темы и может быть включена в состав дипломной работы. Она является последним этапом тренинга перед написанием и защитой дипломной работы. Поэтому указания по выполнению и требования, предъявляемые к курсовой работе данного уровня, очень близки к указаниям и требованиям по дипломному проектированию. Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны. 3.2.1. Введение. Введение содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования. Объём раздела «Введение» занимает не более трёх страниц. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. В ней четко и кратко обоснуется выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные). Описывается использование методов, которые применяются в исследовании, способы обработки данных, база исследования. Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследования (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, пробелов в законодательстве. Проблема исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования. Далее определяется объект и предмет исследования. Объект в гносеологии (теории познания) – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности, т.е. это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объекта позволяет ответить на вопрос: «Что рассматривается?». Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Необходимо отметить, что предмет исследования курсовой работы чаще всего совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Важным элементом в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза - это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования. Однако необходимость постановки гипотезы определяется с учетом темы исследования. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы. При наличии публикаций по теме исследования, они приводятся в завершении этого раздела.
3.2.2. Основная часть. Основная часть курсовой работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных (практических) глав, при этом каждая глава - из двух-трёх параграфов и выводов по главе. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание курсовой работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия курсовой работы в целом и отдельных глав или параграфов. Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается и обосновывается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы. В главе обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем знании, «белых пятен» в какой-либо теоретической или практической области и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой во второй, практической части, формулируется гипотеза экспериментального исследования. Первая глава заканчивается проблематизацией данной области исследования, т.е. происходит постановка (формулировка) какой-либо нерешенной проблемы, выделяемая на основе всего предыдущего анализа существующих литературных источников. На основе поставленной проблемы в следующей главе дипломной работы формулируется гипотеза исследования. Следующая глава посвящена экспериментальной части исследования. В ней описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты, в конце делаются выводы по результатам исследования. Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование. Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова. 3.2.3. Заключение. В «Заключение» в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, перечисляются выводы, обоснованные и сформулированные при обсуждении результатов, дается оценка полученным результатам. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц. 3.2.4. Список использованной литературы. Список представляет собой перечень использованной в процессе подготовки курсовой работы литературы.[1] Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная). В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте, и которые не были использованы студентом. 3.2.5. Приложения. В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
|