Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика работы над рефератом и докладом
Первое, с чем приходится сталкиваться студенту в процессе подготовки и участия в семинарских занятиях – это рефераты и доклады. Реферат – краткое изложение в письменном виде определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д. Может предполагаться публичная защита реферата в форме доклада на семинарских занятиях. Этапы работы над рефератом: - выбор темы, из числа предложенных преподавателем, либо ее самостоятельное формулирование (при этом необходима консультация с преподавателем); - подбор и изучение основных источников по теме (должно быть использовано не менее 8-10 различных источников); - обработка и систематизация информации; - разработка плана реферата; - написание реферата. Структура реферата включает: Титульный лист. Оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). Основная часть (каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего и обязательно включает в себя микровыводы). Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата). Список литературы (в алфавитном порядке с обязательным указанием полных библиографических данных, соответствующих данным каталога в библиотеке). Объем реферата составляет 7-15 машинописных страниц основного содержания. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Также, должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. Доклад представляет собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Обычно в качестве тем для докладов предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Подготовка доклада включает следующие этапы: - изучение наиболее важных научных работ по данной теме (перечень, как правило, дает сам преподаватель); - анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений; - обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана; - написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля. Построение доклада традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, освещаемые теоретические положения должны быть осмыслены с позиций сегодняшнего дня. Материал излагается связно, последовательно, доказательно, без ненужных отступлений и повторений. В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
|