![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Темы лекцийСтр 1 из 3Следующая ⇒
I. Общая характеристика курса Отечественная история изучает исторические процессы, события и явления. Происходящие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история Отечества формирует личную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи. В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству. Умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью. Конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитании этих качеств вносит значительный вклад отечественная история. Целью изучения курса «Отечественной истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований. Задачи курса: 1) воспитание гражданственности и патриотизма 2) усвоение сущности исторического процесса 3) развитие аналитических и творческих способностей студента. Курс истории России изучается на заочном отделении ряда специальностей в течении одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю. Киевская Русь, Московского государства, Российской империи, Советского государства и изложение событий в современной России, количественно включает в себя восемь часов лекций, восемь часов семинаров (для обучающихся по сокращенной программе объем соответственно уменьшается), подготовку контрольной работы и экзамен. При этом на самостоятельную работу студента учебным планом большинства специальностей отводится 130 часов.
II. Краткое содержание курса. Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России. Древняя Русь в VI-XIII вв. Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI – нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIII в.
Московская Русь в XIV-XVII вв Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Противоречивый характер экономических процессов в XVII веке. Эволюция политического строя в XVII в. Складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.
Российская империя в XVIII в. Характерные черты эпохи просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.)Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Правление Павла I. Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX вв. Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытка изменения самодержавного характера власти и решение крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России в XIX в., ее противоречия и вклад в мировую культуру. Россия на рубеже XIX-XX вв. Результаты индустриальной модернизации. Особенности политического развития и начало российского парламентаризма. Классификация, программа и тактика политических сил в начале XX в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.) Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России.
Советское государство (1917-1991 гг). Формирование Советской государственной системы. Гражданская война в России (1918-1920 гг.) Экономическая стратегия большевиков: от «военного коммунизма» к нэпу (1921-1928 гг.) Индустриализация как основа экономической модернизации советского образца. Коллективизация сельского хозяйства. Формирование тоталитаризма в стране. Предпосылки Второй мировой войны и участие в ней Советского Союза (1939-1945 гг.) Складывание двухполюсного мира. Политика Н.С.Хрущева: экономические реформы и политическая либерализация. Ужесточение политического режима и попытки экономических преобразований в сер. 1960-сер. 1980-х гг. Политика М.С.Горбачева: ускорение, гласность, перестройка. «Новое мышление» и изменение международной реальности.
Современная Россия (после 1991 г.) Радикальная социально-экономическая реформа. Конституция 1993 г. И изменение политической системы. Внешняя политика и глобальные проблемы современности.
III. Темы лекций 1. Древняя Русь в IX-XIII вв. (2ч) 2. Образование и развитие Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.) 2ч. 3. Российская империя в XVIII в. (2ч.) 4. Эволюция Российского государства в XIX – началеXX вв. (2ч).
|