Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неортодоксальные древнеиндийские философские школы.






Древнеиндийская философия возникла где-то в 15м веке до н.э.. На формирование философских школ индии существенное влияние оказали Веды – это самые древние философские трактаты, написанные на санскрите. Самая древняя из них – Ригведа. Ригведа состоит из книг – мардалов, которые содержат 128 самхитов. Позднее появились Самаведа, Атхарваведа и Яджурведа, они связаны с Ригведой. Самаведа указывает верную интонацию произношения гимнов. Яджурведа содержит описание ритуалов для гимнов. Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний. Веды включали в себя самхиты – религиозные гимны, брахманы – описание ритуалов, араньяки – книги лесных отшельников и упанишады – диалоги учителей и учеников. В упанишадах содержались философские вопросы и проблемы. Прежде всего – вопрос о происхождении мира, упоминается о начале – Атмане (телесное начало, творец мира) и Брахмане (Бог, вездесущий дух). Целью жизни является слияние с Брахманом-Атманом. В упанишадах появляются сан(м)сара (концепция переселения душ) и карма (возздаяния за прошлые дела). Тело смертно, а душа вечна, после смерти душа переносится в другое тело, и полученное тело зависит от деятельности в жизни. С ведами соотносят все философские школы индии, которые делятся на ортодоксальные, признающие авторитет вед (школы санккья и йога, вайшешика и ньяя, миманса и веданта) и неортодоксальные, не признающие вед (чарвана-локаята, джайнизм).

 

Вопрос 6. Даосизм и конфуцианство как основные направления древнекитайской философии.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы. Источники — философские трактаты " Даоцзин" и " Дэцзин".

Основными понятиями даосизма являются " Дао" и " Дэ". " Дао" имеет два значения: 1) путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2) субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. " Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало " Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Идеи:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе, то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной, и после смерти то, из чего состоял человек, станет " строительным материалом" иных форм жизни.

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние (" у-вэй");

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит " Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше " Дэ" перейдет от императора к нему;

• познать " Дао" и получить " Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с " Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

 

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций, главным источником учения - произведение Лунь Юй (" Беседы и суждения").

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Пять характеристик благородного деятеля: 1) человеколюбие, 2) справедливость, 3) нравственность, 4) мудрость, 5) доброе намерение.

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели (" бадао");

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Вопрос 7. Причины возникновения философии в Древней Греции и ее периодизация

Причины возникновения философии: Древней Греции — богатая рабовладельческая страна с разнообразной культурой. Рабы выполняли все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег. Процветали театральное искусство, скульптура, музыка и физкультура. Образование было направлено на воспитание целостного, гармонически развитого человека, а гармонически развитый человек должен был быть и умным.

Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего различных мифов, чтобы путем рассуждений удостовериться в их истинности. Но возникновению философии способствовали еще и обстоятельства, специфичные для Древней Греции. Во-первых, это традиция свободных дискуссий, умение спорить, каждый имел право высказывать своё мнение. Тот, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.

Особо следует подчеркнуть, что в Древней Греции существовали свободные люди, которые отдавали себя полностью философии и не были жрецами, привязанными к религии, и не обязаны были находиться на государственной службе. Философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.

Важной причиной также является высокий престиж «любителей мудрости», их высоко ценили и почитали.

Периодизация:

1. Протофилософия. 7 в до н.э. Формирование знания, отличного от мифологического, которое отражается в литературных произведениях Гомера, Софокла и др.

2. Ранняя философия. 6-5 вв до н.э. Возникает философия в собственном смысле слова, формируются философские проблемы. Предмет – природа, глобальный аспект – натурфилософия. Формируются философские школы, передача знаний. Милетская школа, Гераклит, Пифагор.

3. Классический период. 5-4 вв до н.э. В центре внимания – проблема человека. Антропоцентризм. Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

4. Эллинистический период. 3 в до н.э. – 1 в н.э. Проблемы человека и государственного устройства. Школы Эпикура – чувственное познание, наслаждение. Стоицизм – логика, физика, этика. Скептицизм – сомнение.

5. Философия Римской империи. 1-5 вв н. э. Сближение разных школ. Эклектизм – соединение разных частей. Продолжают развиваться проблемы человека и государства. Сенека, Неоплатонизм. Проблема о едином, о душе.

 

Вопрос 8. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в древнегреческой философии.

Первые философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

 

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

 

Милетская школа. Основатель – Фалес. Считал, что началом мира является вода («архэ»), представлял Землю в виде плоского диска, лежащего на воде, одушевлял все предметы, допускал наличие многих богов. Анаксимандр, его ученик, считал первоначалом апейрон – вечную неизмеримую субстанцию. Также он вывел закон сохранения материи: всё состоит из мельчайших частиц, которые после гибели организмов переходят в новые формы жизни. Анаксимен считал первоначалом воздух, все вещества на Земле – различные концентрации воздуха. Отождествлял Бога с силами природы.

Пифагорейцы первопричиной всего считали число, всё происходящее можно измерить с помощью числа. Познать мир можно через число. Разделяли людей на акусматиков – непосвященных и математиков – посвященных. Основные числа – 1 и 2. Нечетные числа считались лучшими, чем четные. Числа могли быть с положительной или отрицательной энергией, например, числа 5 и 13 – отрицательные. Правильный образ жизни – мудрость.

Гераклит первоначалом всего считал огонь. Вывел закон единства и борьбы противоположностей. Считал, что мир находится в постоянном изменении («В одну реку нельзя войти дважды»). Признавал относительность мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»). Главным божеством считал Логос – Мировой Разум. Был сторонником чувственного познания мира.

Атомисты первоосновой всего считали мельчайшие частицы – атомы. Представитель – Демокрит. Всё состоит из атомов, атомы неделимы, имеют разную величину и форму, между атомами находится пространство, атомы находятся в постоянном движении, происходит круговорот. Атомы невозможно увидеть методом чувственного познания.

 

Вопрос 9. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Софисты – древнегреческая школа, существовавшая в 5-4 вв до н.э. Софисты («учителя мудрости») выступали в качестве философов-педагогов, обучали граждан философии, ораторскому искусству, знаниям. В учении софистов главное место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная переориентация от натур-философской проблематики к этико-политической и гносиологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером: " То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь". Данный результат достигается не в результате парадоксальности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, ”столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение”. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название " майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию. Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Сократ первопричиной всего считал дух. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как “всеобщее”, служащее основной всех частных добродетелей. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1) Умеренность (знание, как обуздывать страсти), 2) Храбрость (знание, как преодолеть опасности), 3) Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих). Только “благородные люди” могут претендовать на знание. А рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал