![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неортодоксальные древнеиндийские философские школы.
Древнеиндийская философия возникла где-то в 15м веке до н.э.. На формирование философских школ индии существенное влияние оказали Веды – это самые древние философские трактаты, написанные на санскрите. Самая древняя из них – Ригведа. Ригведа состоит из книг – мардалов, которые содержат 128 самхитов. Позднее появились Самаведа, Атхарваведа и Яджурведа, они связаны с Ригведой. Самаведа указывает верную интонацию произношения гимнов. Яджурведа содержит описание ритуалов для гимнов. Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний. Веды включали в себя самхиты – религиозные гимны, брахманы – описание ритуалов, араньяки – книги лесных отшельников и упанишады – диалоги учителей и учеников. В упанишадах содержались философские вопросы и проблемы. Прежде всего – вопрос о происхождении мира, упоминается о начале – Атмане (телесное начало, творец мира) и Брахмане (Бог, вездесущий дух). Целью жизни является слияние с Брахманом-Атманом. В упанишадах появляются сан(м)сара (концепция переселения душ) и карма (возздаяния за прошлые дела). Тело смертно, а душа вечна, после смерти душа переносится в другое тело, и полученное тело зависит от деятельности в жизни. С ведами соотносят все философские школы индии, которые делятся на ортодоксальные, признающие авторитет вед (школы санккья и йога, вайшешика и ньяя, миманса и веданта) и неортодоксальные, не признающие вед (чарвана-локаята, джайнизм).
Вопрос 6. Даосизм и конфуцианство как основные направления древнекитайской философии. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы. Источники — философские трактаты " Даоцзин" и " Дэцзин". Основными понятиями даосизма являются " Дао" и " Дэ". " Дао" имеет два значения: 1) путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2) субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. " Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало " Дао" преобразовалось в окружающий мир. Идеи: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе, то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной, и после смерти то, из чего состоял человек, станет " строительным материалом" иных форм жизни. • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние (" у-вэй"); • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит " Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше " Дэ" перейдет от императора к нему; • познать " Дао" и получить " Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с " Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу.
Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций, главным источником учения - произведение Лунь Юй (" Беседы и суждения"). Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Пять характеристик благородного деятеля: 1) человеколюбие, 2) справедливость, 3) нравственность, 4) мудрость, 5) доброе намерение. Руководитель должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели (" бадао"); • обладать необходимыми знаниями; • верно служить стране, быть патриотом; • обладать большими амбициями, ставить высокие цели; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим; • предпочитать убеждение и личный пример принуждению; • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе; • постоянно учиться и самосовершенствоваться. Вопрос 7. Причины возникновения философии в Древней Греции и ее периодизация Причины возникновения философии: Древней Греции — богатая рабовладельческая страна с разнообразной культурой. Рабы выполняли все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег. Процветали театральное искусство, скульптура, музыка и физкультура. Образование было направлено на воспитание целостного, гармонически развитого человека, а гармонически развитый человек должен был быть и умным. Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего различных мифов, чтобы путем рассуждений удостовериться в их истинности. Но возникновению философии способствовали еще и обстоятельства, специфичные для Древней Греции. Во-первых, это традиция свободных дискуссий, умение спорить, каждый имел право высказывать своё мнение. Тот, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других. Особо следует подчеркнуть, что в Древней Греции существовали свободные люди, которые отдавали себя полностью философии и не были жрецами, привязанными к религии, и не обязаны были находиться на государственной службе. Философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии. Важной причиной также является высокий престиж «любителей мудрости», их высоко ценили и почитали. Периодизация: 1. Протофилософия. 7 в до н.э. Формирование знания, отличного от мифологического, которое отражается в литературных произведениях Гомера, Софокла и др. 2. Ранняя философия. 6-5 вв до н.э. Возникает философия в собственном смысле слова, формируются философские проблемы. Предмет – природа, глобальный аспект – натурфилософия. Формируются философские школы, передача знаний. Милетская школа, Гераклит, Пифагор. 3. Классический период. 5-4 вв до н.э. В центре внимания – проблема человека. Антропоцентризм. Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит. 4. Эллинистический период. 3 в до н.э. – 1 в н.э. Проблемы человека и государственного устройства. Школы Эпикура – чувственное познание, наслаждение. Стоицизм – логика, физика, этика. Скептицизм – сомнение. 5. Философия Римской империи. 1-5 вв н. э. Сближение разных школ. Эклектизм – соединение разных частей. Продолжают развиваться проблемы человека и государства. Сенека, Неоплатонизм. Проблема о едином, о душе.
Вопрос 8. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в древнегреческой философии. Первые философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. Характерными чертами досократических философских школ являлись:
• ярко выраженный космоцентризм; • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Милетская школа. Основатель – Фалес. Считал, что началом мира является вода («архэ»), представлял Землю в виде плоского диска, лежащего на воде, одушевлял все предметы, допускал наличие многих богов. Анаксимандр, его ученик, считал первоначалом апейрон – вечную неизмеримую субстанцию. Также он вывел закон сохранения материи: всё состоит из мельчайших частиц, которые после гибели организмов переходят в новые формы жизни. Анаксимен считал первоначалом воздух, все вещества на Земле – различные концентрации воздуха. Отождествлял Бога с силами природы. Пифагорейцы первопричиной всего считали число, всё происходящее можно измерить с помощью числа. Познать мир можно через число. Разделяли людей на акусматиков – непосвященных и математиков – посвященных. Основные числа – 1 и 2. Нечетные числа считались лучшими, чем четные. Числа могли быть с положительной или отрицательной энергией, например, числа 5 и 13 – отрицательные. Правильный образ жизни – мудрость. Гераклит первоначалом всего считал огонь. Вывел закон единства и борьбы противоположностей. Считал, что мир находится в постоянном изменении («В одну реку нельзя войти дважды»). Признавал относительность мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»). Главным божеством считал Логос – Мировой Разум. Был сторонником чувственного познания мира. Атомисты первоосновой всего считали мельчайшие частицы – атомы. Представитель – Демокрит. Всё состоит из атомов, атомы неделимы, имеют разную величину и форму, между атомами находится пространство, атомы находятся в постоянном движении, происходит круговорот. Атомы невозможно увидеть методом чувственного познания.
Вопрос 9. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Софисты – древнегреческая школа, существовавшая в 5-4 вв до н.э. Софисты («учителя мудрости») выступали в качестве философов-педагогов, обучали граждан философии, ораторскому искусству, знаниям. В учении софистов главное место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная переориентация от натур-философской проблематики к этико-политической и гносиологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером: " То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь". Данный результат достигается не в результате парадоксальности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, ”столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение”. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название " майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию. Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Сократ первопричиной всего считал дух. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как “всеобщее”, служащее основной всех частных добродетелей. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1) Умеренность (знание, как обуздывать страсти), 2) Храбрость (знание, как преодолеть опасности), 3) Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих). Только “благородные люди” могут претендовать на знание. А рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.
|