Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа как вид учебно-исследовательского сочинения и основные требования, предъявляемые к ней






1.2.1. Курсовая работа — самостоятельное учебно-исследовательское сочинение студентов II—VI курсов, которое выполняется по определенной совместно с научным руководителем теме и оформляется в соответствии с существующими требованиями. Одной из основных практических задач, решаемых в процессе написания курсовых сочинений, является подготовка студента к созданию качественной выпускной квалификационной работы.

1.2.2. За выполнение курсовой работы ставится дифференцированная оценка, выставляемая преподавателями в отдельную ведомость и затем в зачетную книжку студенту. Предоставление студентом текста курсовой работы позднее положенного срока без уважительной причины либо предоставление работы, не соответствующей предъявляемым требованиям (оцененной «неудовлетворительно»), приравнивается к несданному экзамену и влечет соответствующие последствия, вплоть до отчисления за академическую задолженность.

1.2.3. Вне зависимости от конкретных сроков сдачи окончательного текста курсового сочинения на проверку научному руководителю, работа над ней должна вестись студентами систематически в течение всего календарного года1.

1.2.4. На старших курсах (с IV по VI) для формирования у студентов навыков публичной апробации результатов собственных исследований вводится обязательная процедура учебной защиты курсовых работ на кафедре (в сроки, устанавливаемые деканатом по согласованию с кафедрами (центрами) специализации). При этом работа студента оценивается сотрудниками кафедры (цен-

Следует помнить, что качественное выполнение курсовой работы предполагает освоение большого объема материала, подбор и скрупулезное изучение многочисленных источников и научных трудов, приобретение обширных знаний и эрудиции как в рамках избранной темы, так и в смежных областях, постоянные размышления и напряженные поиски точных формулировок, тщательную литературно-стилистическую обработку и техническое оформления текста. Ни одна из этих задач не может быть успешно решена в течение одного-двух месяцев, без настойчивой регулярной работы на протяжении всего учебного года. Стоит также отметить, что работа над курсовым сочинением может и должна, по мере возможности, увязываться с другими формами учебной деятельности, в частности, с теми докладами и сообщениями, которые студенты готовят на практических занятиях и в спецсеминарах (а у студентов заочного отделения — с подготовкой контрольных работ). Наиболее значимые и интересные результаты учебно-исследовательской работы, по рекомендации научных руководителей, следует апробировать в выступлениях на студенческих научных конференциях, а также на научных мероприятиях более высокого уровня или в публикациях статей или тезисов докладов. Лучшие учебно-исследовательские сочинения по решению кафедры (центра) специализации представляются для участия в конкурсах студенческих научных работ.


тра) коллегиально и может быть передана на рецензию другим преподавателям или аспирантам кафедры.

1.2.5. В исключительных случаях — по рекомендации научного руково
дителя, строго с разрешения заведующего кафедрой (центром) и не более одно
го раза за все время обучения — в качестве успешно сданной курсовой работы,
обоснованно претендендующей на высокую оценку, студентам могут засчиты-
ваться:

- доклады по непосредственной теме исследований, подготовленные и прочитанные на международных, всероссийских, межрегиональных конференциях, научно-практических семинарах, симпозиумах и т. п.;

- комментированные переводы оригинальных текстов источников, подготовленные для использования в дальнейшей исследовательской работе;

- научные публикации (объемом не менее 1 п. л.1) по непосредственной теме исследований в ведущих региональных, общероссийских и зарубежных научных изданиях;

- успешно прошедшие соответствующую экспертизу отчеты об археологических исследованиях, проводившихся студентом на основании именного Открытого листа ИА РАН (в случае специализации по археологии);

- подготовленные студентом и положительно оцененные специалистами электронные базы данных, используемые в ходе дальнейших исследований (в случае специализации по исторической информатике);

- иные научные тексты, ресурсы, проекты, подготовленные (реализованные) при непосредственном участии студента, успешно прошедшие апробацию и имеющие прямое отношение к теме его учебно-исследовательской работы на соответствующей кафедре (центре).

 

1.2.6. Ко всем видам студенческих учебно-исследовательских работ — докладу, курсовой и к выпускным квалификационным сочинениям — предъявляются в принципе единые требования с точки зрения их структуры, содержания и оформления. Различия между ними заключаются лишь в объеме и количестве использованных источников и литературы, а также в степени самостоятельности исследования, в научно-методологическом уровне, в глубине анализа рассматриваемых проблем, в степени овладения профессиональными навыками и исследовательскими методиками.

1.2.7. В ходе работы над избранной темой студент должен не только изучить и проанализировать источники, учесть и критически рассмотреть имеющиеся в научной литературе точки зрения по исследуемым вопросам, но также стремиться к выработке собственной позиции по дискуссионным проблемам, дать свои оценки тем или иным мнениям и концепциям, сформулировать и

1 печатный лист составляет 40 000 печатных знаков, включая пробелы между словами.

Q


обосновать собственные выводы. В этом заключается главное отличие любой учебно-исследовательской работы от реферата, который обычно представляет собой обобщение и изложение материала научной литературы и не носит исследовательского характера.

1.3. Задачи и виды выпускных квалификационных работ

1.3.1. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет своими основными задачами расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, а также реализацию приобретенных умений и навыков практического применения этих знаний при решении конкретных научных проблем. Выпускные квалификационные работы призваны продемонстрировать уровень овладения теми профессиональными компетенциями, которые предусмотрены образовательными стандартами.

1.3.2. В соответствии с существующей нормативно-правовой документацией основными видами выпускных квалификационных работ в системе высшего образования РФ считаются:

- дипломная работа (для квалификации в качестве дипломированного
специалиста);

- бакалаврская работа (для присвоения степени бакалавра);
-магистерская диссертация (для присвоения степени магистра).

В связи с переходом на двухуровневую систему образования в рамках так называемого Болонского процесса с 2009 г. студенты ННГУ им. Н.И. Лобачевского должны выполнить и защитить выпускную бакалаврскую работу (по истечении четырехлетнего периода обучения в рамках бакалавриата и после успешного прохождения соответствующих экзаменационных испытаний), а также магистерскую диссертацию (по завершении двухлетнего обучения в магистратуре и после успешной сдачи соответствующих экзаменов).

1.3.3. Дипломная работа обычно представляет собой студенческое научное исследование, в котором на основе самостоятельного изучения источников и критического рассмотрения научной литературы разработано и проанализированы одна или несколько наиболее важных (актуальных) проблем в рамках специализации.

1.3.4. Бакалаврская работа является учебно-исследовательским сочинением, в котором, как правило, на основе анализа отдельных источников и с учетом высказанных в научной литературе точек зрения рассматривается одна из

1 Совершенно недопустимым, в данной связи, является представление в качестве учебно-исследовательской работы текста, полностью или частично заимствованного из сети Интернет. Такой текст не принимается к проверке.


конкретных теоретических и (или) практических проблем в рамках направления кафедры.

1.3.5. Магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, посвященную разносторонней разработке научно значимой темы на основе самостоятельного исследования источников и критического анализа существующих подходов и концепций, с применением современных исследовательских методов, подходов и теорий. В магистерской диссертации обеспечивается реализация и закрепление необходимой совокупности методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

1.3.6. Студент, как исполнитель выпускной квалификационной работы, несет полную ответственность за научную добросовестность и достоверность результатов проведенного исследования. В случае выявления чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования (научного плагиата), подтасовки или намеренной фальсификации данных работа не допускается к защите.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал