![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура педагогического процесса
Образование как целостный педагогический процесс Презентация План 1. Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. 2. Движущие силы педагогического процесса. 3. Педагогический процесс как целостное явление. 4. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Процесс (от лат.) – продвижение, движение вперед, изменение. Педагогический процесс – целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменение ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Структура педагогического процесса
Процесс воспитания Процесс обучения
Процесс развития
Самовоспитание Самообразование
Педагогический процесс включает в себя совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. А все эти виды деятельности предусматривают взаимодействия учителя и ученика. Таким образом, в основе педагогического процесса – различные виды педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие – универсальная характеристика педагогического процесса): информационное (учитель дает информацию – ученик получает и усваивает), коммуникативное (учитель–ученик–учитель–обратная связь), организационно-деятельностное (совместная деятельность, сотрудничество). Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п. Компоненты педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе: · педагог (как объект и субъект) · воспитанник (как объект и субъект) · содержание образования (основы человеческого опыта, основы наук) · материальная база (средства).
Компоненты ПП: цель, содержание, формы, методы обучения и воспитания, а также результат. Отсутствие одного из этих компонентов разрушает его целостность. Рассмотрим эти компоненты. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Цель – идеальное представление о результате деятельности(чего необходимо добиться?). Бывают нескольких уровней: · цель-идеал (формирование всесторонней и гармонически развитой личности); · государственные цели (стандарт образования); · цели отдельных образовательных систем и этапов образования; · цели обучения отдельному предмету и воспитания в определенном возрасте; · индивидуальные цели личности. Содержание – часть общественного опыта, которая подлежит усвоению. Форма – внешняя сторона организации педагогического процесса (в каком виде?). Методы (воспитания и обучения) – способы достижение целей воспитания и обучения (как?). Средства – совокупность материальных объектов, которые служат источниками информации и инструментами для усвоения содержания педагогического процесса (с помощью чего?). Результат –то, что достигнуто в ходе реализации педагогического процесса. В педагогическом процессе социальный опыт (объективное) интериоризируется в качества личности (субъективное).
|