Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности построения индивидуальных комплексов специальных упражнений в подготовке бегунов–спринтеров на этапе углубленной специализации

Актуальность: В непрерывном поиске новых путей и приемов улучшения результатов спринтеров тренеры и спортсмены пытаются найти такие средства и методы подготовки, их сочетания, которые позволили бы обеспечить дальнейшее, более эффективное и надежное развитие необходимых двигательных качеств атлетов [1; 3].
Особое место уделяется технологии или методике выполнения специальных упражнений. Связано это с тем, что традиционные средства воздействия применяются уже давно, спортсмены довольно быстро адаптируются к ним и ограничивают тем самым развитие необходимых физических качеств и выход на новый уровень
достижений. Успеха добивается тот, кто находит нетрадиционные приемы воздействия на организм спринтера или такие сочетания знакомых практике средств с учетом индивидуальных особенностей атлетов, к которым организм не успел адаптироваться. Это позволит реализовать механизм совершенствования техники выполнения упражнений и достигнуть более высокого уровня развития физических качеств, поскольку тренировка представляет собой процесс адаптации организма к изменяющимся условиям и воздействиям [2; 4].
Учет объема тренировочных средств и их содержание является той областью исследования, в которой можно найти резерв в подготовки бегунов-спринтеров, позволяющий в полной мере реализовать его потенциал.
Целью нашего исследования являлось обоснование методики построения индивидуальных комплексов специальных упражнений, в подготовке бегунов на короткие дистанции, на этапе углубленной специализации.
Организация исследования: Педагогический эксперимент проводился на базе детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва №2 г. Челябинска. Все педагогические тестирования проводились на базе Уральского Государственного университета физической культуры (легкоатлетический манеж). В эксперименте принимали участие контрольная (n=13) и экспериментальная (n=13) группы, которые были сформированы после контрольного тестирования.
По уровню проведенного тестирования группы достоверно не отличались (р< 0, 05) по возрасту, физической и функциональной подготовленности. Анализируя результаты выступлений за прошедший сезон 2014-2015 год, можно сказать, что по уровню результатов на дистанциях 100 м и 200 м группы между собой достоверны. По уровню исходных показателей физического развития вышеуказанные группы между собой также не отличались. Группы были одинаково сформированы по количеству юношей. Средний возраст испытуемых составил 15±0, 5 лет.
Для решения поставленных задач опытно-экспериментальной работы был использован комплекс педагогических и медико-биологических методов исследования, включающих в себя: анализ рабочей документации и программ планов тренировок в условиях закрытых спортивных учреждений (легкоатлетический манеж); педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; хронометрирование; научный эксперимент; функциональные пробы; логический и математический анализ с обработкой материала эксперимента.
Результаты и их обсуждение: В таблице 1 указаны объемы серий специально-беговых упражнений.
Таблица 1 – Объем средств специально-бегового упражнения в предсоревновательном и соревновательном периодах в контрольной и экспериментальной группах (в сериях)

 

Группы Ноябрь Декабрь Январь
Контрольная      
Экспериментальная     18


В контрольной группе это были стандартные беговые упражнения (по М.П. Кривоносову, 1986), а в экспериментальной – модифицированные.
В недельном микроцикле экспериментальные беговые упражнения включались следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 – Распределение модифицированных упражнений у экспериментальной группы в течение недельного микроцикла (количество повторений серий)

    Дни недели
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Серия № 1              
Серия № 2              


Таким образом, из таблицы 2 видно, что в экспериментальной группе тренировочная направленность была ориентирована в больше мере на соревновательную деятельность.
Показатели медико-биологического тестирования и психического состояния в контрольной и экспериментальной группах в начале и в конце эксперимента изменились следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 – Показатели медико-биологического и психического тестирования в начале и в конце эксперимента у контрольной и экспериментальной групп (средние значения)

    Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
Начало эксп. Конец эксп. Начало эксп. Конец эксп.
Орто проба (разница в пульсе 12±1 11 + 1 12±1 10±1
Рефлексометрия 0, 22±0, 7 0, 20±0, 5 0, 21+0, 6 0, 17±0, 2
Теппинг-тест 3 повтора (разница в кол.точек) 7- 9 6-9 6-9 5-5

 

Из таблицы 3 видно, что показатели всех тестов в экспериментальной группе положительно отличаются от показателей контрольной группы. Так, показатели ортостатической пробы в экспериментальной группе достоверно улучшились на два балла. Из этого следует, что показатели реакции сердечнососудистой системы у испытуемых экспериментальной группы на момент окончания эксперимента находились в норме и имели тенденцию к улучшению.

Показатели контрольной группы в процессе эксперимента улучшались, но при этом не имели достоверного прироста Общее улучшение этих показателей объясняется естественным фоном тренировочного воздействия в процессе предсоревновательного и соревновательного периодов.
По показателям педагогических тестов мы получили следующие результаты (таблица 4).
Таблица 4 – Динамика показателей педагогического тестирования в контрольной и экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента

    Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
Начало эксп Конец эксп. Начало эксп Конец эксп.
30 м с ходу 3, 6±0, 2 3, 5+0, 2 3, 6±0, 3 3, 3±0, 1
100 м со старта 11.1±0, 3 10, 9+0, 2 11, 0±0, 2 10, 8±0, 1
2x80 разница между отрезками 0, 7±0, 1 0, 6±0, 1 0, 7+0, 2 0, 3±0, 1
Прыжок с места 2, 82±8 2, 84+10 2, 86±1 1 2, 84+9
3-ой прыжок 7, 86+15 7, 90±10 7, 85+18 8, 02±7  

 

Как видно из таблицы 4, показатели тестирования и в контрольной и экспериментальной группах улучшились, однако достоверный прирост результатов по тестам 30 м с ходу, 2x80м и в тройной прыжке обнаружено у юношей экспериментальной группы. Так, по тесту 2x80 м разница между пробеганиями первого и второго отрезка в конце эксперимента в экспериментальной группе составила всего 0, 3 секунды, что говорит нам о хорошей анаэробной работоспособности спортсменов. У испытуемых контрольной группы данные показатели имели следующий вид: разница между первым и вторым отрезком, составила в конце эксперимента 0, 7 сек, что говорит о
большей утомляемости организма юношей контрольной группы. Это в свою очередь говорит о недостаточном воздействии тренировочных средств в контрольной группе на гликолитический и фосфокреатиновый механизмы обеспечения двигательных процессов.
По результатам прыжка с места не обнаружено достоверного увеличения показателей ни в одной из групп, хотя в процессе эксперимента они несколько улучшились. Однако это объясняется, прежде всего, общей направленностью средств ОФП на данном этапе тренировки юношей 14-15 лет. Показатели же тройного прыжка, которые в большей мере характеризуют скоростно-силовую подготовку юношей, достоверно улучшились в экспериментальной группе. Наличие достаточного количества модифицированных прыжков в программе тренировок экспериментальной группе позволили увеличить этот показатель в процессе эксперимента.
В результате анализа соревновательной деятельности мы выявили следующие результаты (таблица 5).
Таблица 5 – Показатели соревновательной деятельности в процессе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах на дистанции 100 м (средние показатели)

Группы Дата соревнования
1 старт 2 старт 3 старт 4 старт 5 старт 6 старт
Контрольная 11, 4±0, 2 11, 3+0, 2 11, 4±0, 1 11, 3±0, 1 11, 2±0, 2 11, 2±0, 2
Экспериментальная 11, 2±0, 3 11, 1 ±, 02 11, 0±0, 1 11, 1+0, 1 10, 9±0, 1 10, 8±0, 2


Из таблицы 5 и рисунка 1 видно, что показатели соревновательной деятельности в экспериментальной группе достоверны и существенно улучшились. При этом они имели тенденцию улучшения от старта к старту, соблюдая основной методический принцип постепенности роста результатов.
Заключение: Тренировочное воздействие модифицированных упражнений на фоне остальных средств достаточно оптимально формирует спортивную форму юношей 14—15 лет. Если учесть, что в конце соревновательного сезона важность соревнований увеличивается, то можно сказать, что спортивная форма спринтеров экспериментальной группы к началу ответственных стартов достигает своего апогея.

Литература:
1. Алабин В. Г. Спринт / В. Г. Алабин, Т.Д. Юшкевич. – Минск.: Беларусь, 1977. – 125 с.
2. Максименко Г. И. Тренировка бегунов на короткие дистанции / Г. И. Максименко, Б. И. Табачник. – Киев: Здоровья, 1985. – 87 с.
3. Попов В.П. Юный легкоатлет / В. П. Попов, Ф. П. Суслов, Е. Н. Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 221 с.
4. Озолин Н. Г. Легкая атлетика / И. Г. Озолин, В. И. Воронкина, Ю. И. Примакова. – М. Физкультура и спорт. – 1989. – С. 245.
Маценко С.В., Рязанцев А.В.*, Быков Е.В.
Россия, г. Челябинск, УралГУФК

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учет операций по покупке иностранной валюты на бирже | Реестр контрактов, заключенных заказчиками
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал