Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности построения индивидуальных комплексов специальных упражнений в подготовке бегунов–спринтеров на этапе углубленной специализации
Актуальность: В непрерывном поиске новых путей и приемов улучшения результатов спринтеров тренеры и спортсмены пытаются найти такие средства и методы подготовки, их сочетания, которые позволили бы обеспечить дальнейшее, более эффективное и надежное развитие необходимых двигательных качеств атлетов [1; 3]. Особое место уделяется технологии или методике выполнения специальных упражнений. Связано это с тем, что традиционные средства воздействия применяются уже давно, спортсмены довольно быстро адаптируются к ним и ограничивают тем самым развитие необходимых физических качеств и выход на новый уровень достижений. Успеха добивается тот, кто находит нетрадиционные приемы воздействия на организм спринтера или такие сочетания знакомых практике средств с учетом индивидуальных особенностей атлетов, к которым организм не успел адаптироваться. Это позволит реализовать механизм совершенствования техники выполнения упражнений и достигнуть более высокого уровня развития физических качеств, поскольку тренировка представляет собой процесс адаптации организма к изменяющимся условиям и воздействиям [2; 4]. Учет объема тренировочных средств и их содержание является той областью исследования, в которой можно найти резерв в подготовки бегунов-спринтеров, позволяющий в полной мере реализовать его потенциал. Целью нашего исследования являлось обоснование методики построения индивидуальных комплексов специальных упражнений, в подготовке бегунов на короткие дистанции, на этапе углубленной специализации. Организация исследования: Педагогический эксперимент проводился на базе детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва №2 г. Челябинска. Все педагогические тестирования проводились на базе Уральского Государственного университета физической культуры (легкоатлетический манеж). В эксперименте принимали участие контрольная (n=13) и экспериментальная (n=13) группы, которые были сформированы после контрольного тестирования. По уровню проведенного тестирования группы достоверно не отличались (р< 0, 05) по возрасту, физической и функциональной подготовленности. Анализируя результаты выступлений за прошедший сезон 2014-2015 год, можно сказать, что по уровню результатов на дистанциях 100 м и 200 м группы между собой достоверны. По уровню исходных показателей физического развития вышеуказанные группы между собой также не отличались. Группы были одинаково сформированы по количеству юношей. Средний возраст испытуемых составил 15±0, 5 лет. Для решения поставленных задач опытно-экспериментальной работы был использован комплекс педагогических и медико-биологических методов исследования, включающих в себя: анализ рабочей документации и программ планов тренировок в условиях закрытых спортивных учреждений (легкоатлетический манеж); педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; хронометрирование; научный эксперимент; функциональные пробы; логический и математический анализ с обработкой материала эксперимента. Результаты и их обсуждение: В таблице 1 указаны объемы серий специально-беговых упражнений. Таблица 1 – Объем средств специально-бегового упражнения в предсоревновательном и соревновательном периодах в контрольной и экспериментальной группах (в сериях)
Группы
| Ноябрь
| Декабрь
| Январь
| Контрольная
|
|
|
| Экспериментальная
|
|
| 18
| В контрольной группе это были стандартные беговые упражнения (по М.П. Кривоносову, 1986), а в экспериментальной – модифицированные. В недельном микроцикле экспериментальные беговые упражнения включались следующим образом (таблица 2). Таблица 2 – Распределение модифицированных упражнений у экспериментальной группы в течение недельного микроцикла (количество повторений серий)
|
Дни недели
| Пн
| Вт
| Ср
| Чт
| Пт
| Сб
| Вс
| Серия № 1
|
|
|
|
|
|
|
| Серия № 2
|
|
|
|
|
|
|
| Таким образом, из таблицы 2 видно, что в экспериментальной группе тренировочная направленность была ориентирована в больше мере на соревновательную деятельность. Показатели медико-биологического тестирования и психического состояния в контрольной и экспериментальной группах в начале и в конце эксперимента изменились следующим образом (таблица 3). Таблица 3 – Показатели медико-биологического и психического тестирования в начале и в конце эксперимента у контрольной и экспериментальной групп (средние значения)
Тесты
| Контрольная группа
| Экспериментальная группа
| Начало эксп.
| Конец эксп.
| Начало эксп.
| Конец эксп.
| Орто проба (разница в пульсе
| 12±1
| 11 + 1
| 12±1
| 10±1
| Рефлексометрия
| 0, 22±0, 7
| 0, 20±0, 5
| 0, 21+0, 6
| 0, 17±0, 2
| Теппинг-тест 3 повтора (разница в кол.точек)
| 7- 9
| 6-9
| 6-9
| 5-5
|
Из таблицы 3 видно, что показатели всех тестов в экспериментальной группе положительно отличаются от показателей контрольной группы. Так, показатели ортостатической пробы в экспериментальной группе достоверно улучшились на два балла. Из этого следует, что показатели реакции сердечнососудистой системы у испытуемых экспериментальной группы на момент окончания эксперимента находились в норме и имели тенденцию к улучшению.
Показатели контрольной группы в процессе эксперимента улучшались, но при этом не имели достоверного прироста Общее улучшение этих показателей объясняется естественным фоном тренировочного воздействия в процессе предсоревновательного и соревновательного периодов. По показателям педагогических тестов мы получили следующие результаты (таблица 4). Таблица 4 – Динамика показателей педагогического тестирования в контрольной и экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента
Тесты
| Контрольная группа
| Экспериментальная группа
| Начало эксп
| Конец эксп.
| Начало эксп
| Конец эксп.
| 30 м с ходу
| 3, 6±0, 2
| 3, 5+0, 2
| 3, 6±0, 3
| 3, 3±0, 1
| 100 м со старта
| 11.1±0, 3
| 10, 9+0, 2
| 11, 0±0, 2
| 10, 8±0, 1
| 2x80 разница между отрезками
| 0, 7±0, 1
| 0, 6±0, 1
| 0, 7+0, 2
| 0, 3±0, 1
| Прыжок с места
| 2, 82±8
| 2, 84+10
| 2, 86±1
| 1 2, 84+9
| 3-ой прыжок
| 7, 86+15
| 7, 90±10
| 7, 85+18
| 8, 02±7
|
Как видно из таблицы 4, показатели тестирования и в контрольной и экспериментальной группах улучшились, однако достоверный прирост результатов по тестам 30 м с ходу, 2x80м и в тройной прыжке обнаружено у юношей экспериментальной группы. Так, по тесту 2x80 м разница между пробеганиями первого и второго отрезка в конце эксперимента в экспериментальной группе составила всего 0, 3 секунды, что говорит нам о хорошей анаэробной работоспособности спортсменов. У испытуемых контрольной группы данные показатели имели следующий вид: разница между первым и вторым отрезком, составила в конце эксперимента 0, 7 сек, что говорит о большей утомляемости организма юношей контрольной группы. Это в свою очередь говорит о недостаточном воздействии тренировочных средств в контрольной группе на гликолитический и фосфокреатиновый механизмы обеспечения двигательных процессов. По результатам прыжка с места не обнаружено достоверного увеличения показателей ни в одной из групп, хотя в процессе эксперимента они несколько улучшились. Однако это объясняется, прежде всего, общей направленностью средств ОФП на данном этапе тренировки юношей 14-15 лет. Показатели же тройного прыжка, которые в большей мере характеризуют скоростно-силовую подготовку юношей, достоверно улучшились в экспериментальной группе. Наличие достаточного количества модифицированных прыжков в программе тренировок экспериментальной группе позволили увеличить этот показатель в процессе эксперимента. В результате анализа соревновательной деятельности мы выявили следующие результаты (таблица 5). Таблица 5 – Показатели соревновательной деятельности в процессе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах на дистанции 100 м (средние показатели)
Группы
| Дата соревнования
| 1 старт
| 2 старт
| 3 старт
| 4 старт
| 5 старт
| 6 старт
| Контрольная
| 11, 4±0, 2
| 11, 3+0, 2
| 11, 4±0, 1
| 11, 3±0, 1
| 11, 2±0, 2
| 11, 2±0, 2
| Экспериментальная
| 11, 2±0, 3
| 11, 1 ±, 02
| 11, 0±0, 1
| 11, 1+0, 1
| 10, 9±0, 1
| 10, 8±0, 2
| Из таблицы 5 и рисунка 1 видно, что показатели соревновательной деятельности в экспериментальной группе достоверны и существенно улучшились. При этом они имели тенденцию улучшения от старта к старту, соблюдая основной методический принцип постепенности роста результатов. Заключение: Тренировочное воздействие модифицированных упражнений на фоне остальных средств достаточно оптимально формирует спортивную форму юношей 14—15 лет. Если учесть, что в конце соревновательного сезона важность соревнований увеличивается, то можно сказать, что спортивная форма спринтеров экспериментальной группы к началу ответственных стартов достигает своего апогея.
Литература: 1. Алабин В. Г. Спринт / В. Г. Алабин, Т.Д. Юшкевич. – Минск.: Беларусь, 1977. – 125 с. 2. Максименко Г. И. Тренировка бегунов на короткие дистанции / Г. И. Максименко, Б. И. Табачник. – Киев: Здоровья, 1985. – 87 с. 3. Попов В.П. Юный легкоатлет / В. П. Попов, Ф. П. Суслов, Е. Н. Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 221 с. 4. Озолин Н. Г. Легкая атлетика / И. Г. Озолин, В. И. Воронкина, Ю. И. Примакова. – М. Физкультура и спорт. – 1989. – С. 245. Маценко С.В., Рязанцев А.В.*, Быков Е.В. Россия, г. Челябинск, УралГУФК
|