![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы воспитания.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм): · Идентификации. · Драматизация. · Осознавание. · Сублимация. · Вытеснение, изгнание образа. 1. Идентификация: Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса: а) интериоризация – принятие внутрь себя. б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ Этапы идентификации: § идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование ‘я’ образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика) § идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей) § идентификация с социальными ролями. Задачи педагога: · организация воспитывающей среды. · перевод социальной ситуации развития в педагогическую. 2. Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание. Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета) Переживание ведет к созданию нового образа. Условия создания нового образа: § среда § личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать) § создание напряженной эмоциональной ситуации; § блокирование, задержка реакции педагога (пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках) Приемы инициирования драматизации: · театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра); · расширение среды (автостоп, организация экскурсий); · групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому. 3. Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей) Этапы: § выявление; § овладение – присвоение; § управление; § контроль и ответственность за выбор. Для вербализации необходим диалог Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий. Уровни рефлексии: · самопознание; · ты – в отражении других; · приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность. Задача педагога: организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения. Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу: § Эмпатическое понимание; § Открытость личному опыту; § Доверие к возможностям, способностям воспитанника; § Искренность в выражении своих чувств. 4. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха). Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор. Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа). 5. Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях · недопускание к осознанию, блокировка образа; · осознание и логичное принятие решения о его вытеснении; · аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным). Виды аннулирования: § запрет; § запрет коллектива; § табу; § ритуал; § прощение с последующим забвением. Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия. Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение. 6. Выделяют следующие механизмы социализации: а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность) Задача педагога: взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт. б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее). Рационализация – изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение. Виды рационализации – дискредитация цели, самодискредитация и самообман – при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора). Задачи педагога: · включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех) · Рефлексия совместная (поиск истины); · Знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для своей деятельности при организации педагогического процесса
|