Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несовершеннолетних в России.






 

1. Спецшколы и СПТУ — воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно-опас­ные деяния. В спецшколах содержатся правонарушители от 11 до 14 лет, в СПТУ — от 14 до 18 лет. Система спецшкол и СПТУ была создана в 1967 г., они находятся в ведении Министерства образо­вания РФ. За воспитанниками установлено круглосуточное на­блюдение; они не могут выйти из учреждения без разрешения администрации, территория охраняется; их вещи, получаемая кор­респонденция, бандероли, посылки досматриваются.

Значительная часть детей и подростков попадает в спецшколы и СПТУ по решению административных органов — комиссий по делам несовершеннолетних, а не суда. При рассмотрении вопроса о наказании подросток лишен права на защиту, на адвоката, не обязательны обычные для судебного следствия процедуры, у него нет права апелляции. Срок наказания в спецучреждениях произ­волен, он может продлеваться по представлению администрации учреждения до 3 лет. Большая часть подростков спецшкол и СПТУ отбывает наказание вдали от дома, что затрудняет контакты с семьей, родными. В 39 регионах России действуют 34 спецшколы и 16 СПТУ (из них 4 СПТУ и 2 спецшколы для девочек). В 1990-е гг. количество воспитанников спецшкол и СПТУ колебалось в преде­лах от 5 до 15 тыс. чел.

 

2. Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонару­шителей (ЦВИНП) — в просторечии спецприемник, приемник-распределитель. Обычно сюда помещают бездомных, сбежавших от родителей или брошенных ими детей, а также детей, задержан­ных милицией за какие-либо нарушения, личность которых не удается установить в течение суток. В ЦВИНП могут оказаться дети самого разного возраста: от младенчества до 18 лет. Офици­альной статистики по учреждениям этого типа не существует.

 

3. Изолятор временного содержания (ИВС) — учреждение закры­того типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в совершении преступления и т.п. По действующему законода­тельству помещать в ИВС могут подростков, достигших 14 лет. ИВС не оборудованы прогулочными двориками, кухней, душем, заключенным не выдают постельного белья. Срок содержания в ИВС не должен превышать 3 суток, но может быть продлен до 10, а в особых случаях — до 30 суток. Из ИВС арестованного либо освобождают, либо по санкции прокурора переводят в следствен­ный изолятор (СИЗО).

 

4. Воспитательная колония (ВК) (ВК, СИЗО и ДР находятся в подчинении Главного управления по исполнению наказаний (ГУИН) Минюста РФ) — учреждение лагерного типа, мало чем отличающееся от исправительных колоний для взрослых. В воспитательных колониях содержатся несовершеннолетние (от 14 до 18 лет), приговоренные судом к лишению свободы.

Терри­тория ВК огорожена забором, несколькими рядами колючей про­волоки, между ними — вспаханная полоса земли («запретка»). Мас­сивные двойные ворота для въезда автотранспорта, между ними — I площадка, на которой останавливают для досмотра и проверки машины. Вышки (правда, охранники без автоматов), сигнализа­ция и другие устройства для предупреждения побегов. Количество I заключенных в одной ВК от 200 до 700 чел.

Внутри колония разбита на несколько разгороженных участков. Два главных — промзона (производственные помещения), жилая зона. Между ними тоже забор и колючая проволока. Жилая зона, в свою очередь, разделена на локальные участки: школа, ПТУ, баня — за забором, заборами ограждены общежития, в каждом из которых располагается от 70 до 150 воспитанников. На территории жилой зоны обычно имеются столовая, клуб, библиотека, ам-булатория (медчасть), иногда небольшой стационар (на 10 — 30 чел.), дом свиданий — для краткосрочных (от 2 до 4 ч) и длительных (от 1 до 3 суток) свиданий. В некоторых ВК имеются спортивные площадки. Спальные комнаты в общежитиях рассчитаны на 20 — 50 чел., койки расположены в два, некоторые в один ярус. Кроме спаль­ных комнат в общежитии на каждые 70—100 чел. (отряд) преду­смотрены: комната для хранения личных вещей; раздевалка (для верхней одежды); комната для приема пищи (с устройством для кипячения воды, шкафами для продуктов); красный уголок, где обычно проводятся воспитательные и культурно-массовые меро­приятия, установлены столы, полки для книг, радиодинамик, те­левизор, туалет.

Перед общежитием — небольшая, огражденная забором пло­щадка для прогулок (локальная зона). В дневное, свободное от работы и мероприятий время заключенные имеют право выходить из общежития в локальную зону. По остальной территории коло­нии они могут передвигаться только колонной (строевым шагом, иногда с песней) или при получении разрешения от администра­ции строем в несколько человек.

Есть внутренняя тюрьма — дисциплинарный изолятор (ДИЗО) — для нарушителей дисциплины: полутемные камеры с голыми стенами, решетками на окнах, койкой, которая отстегива­ется только на ночь; бетонный столбик (опора койки) — единствен­ное и весьма неудобное сидение, унитаз или выносная параша.

Виды ВК: общего режима — для подростков, осужденных к ли­шению свободы впервые; усиленного режима — для подростков, ранее отбы­вавших наказание в виде лишения свободы; колонии для девушек (независимо от того, впер­вые или нет).

В ВК общего и усиленного режимов воспитанники разделены на четыре категории, каждая из которых содержится в разных ус­ловиях: обычные, облегченные, льготные, строгие. Они отличаются по режиму, количеству посылок, передач, свиданий и т.п. Следует обратить внимание на то, что по новому УИК право на условно-досрочное освобождение имеют только воспитанники, которые находятся на льготных условиях содержания.

Согласно Кодексу воспитанники льготного режима могут проживать в общежитиях за пределами ВК. Но пенитенциарная система не располагает сред­ствами, чтобы это право несовершеннолетних соблюдалось в пол­ном объеме. Зато для создания строгих условий содержания необхо­димые средства почти всегда находятся. В целях организации процесса перевоспитания осужденные делятся на отделения по 20 — 25 чел., отделения формируются в отряд в 100 чел.; с отрядом работают 5 — 6 воспитателей. В ВК функционируют школы, где идет про­цесс обучения по11 -летней программе, и профтехучилища, где дают профессию по 23 специальностям.

На 01.01, 2000 г. в 63 воспитательных колониях (из них 4 — усиленного режима, 3 — для девушек, 56 — общего режима) со­держались 21 тыс. 957 осужденных, в том числе: 3 тыс. 490 чел. — дети в возрасте от 14 до 16 лет и 14 тыс. 152 чел. — в возрасте от 16 до 18 лет. Остальные — лица, старше 18-летнего возраста. Из об­щего числа осужденных сироты составляют 1 тыс. 847 чел. (8, 4 %).

В воспитательные колонии поступают подростки: в 2000 г. с за­болеваниями, передающимися половым путем, — 39, 8 на 1000 чел. (по России в той же возрастной группе уровень заболеваемости составляет 4, 4); больные алкоголизмом и злоупотребляющие алко­голем — 19, 9 на 1000 чел. (по России — 8, 6); больные наркома­нией и употребляющие наркотические средства — 37, 5 на 1000 чел. (по России — 3, 14); больные туберкулезом — 33, 6 на 1000 чел. (по России — 0, 45). Каждый четвертый имеет при поступлении в ВК дефицит веса.

5. Следственные изоляторы (СИЗО). В следственных изоляторах на 01.05.2000 г. содержалось 14 тыс. 852 несовершеннолетних.

Самым важным элементом СИЗО является камера, в которой помещается не менее 7 подростков. В ней находится один унитаз (иногда — выносная параша), раковина, стол со скамейками, за которым может разместиться лишь часть арестантов, 1 — 2 настен­ные полки для посуды, встроенный в стену шкафчик для продук­тов, крючки для одежды. Окно загорожено рядом решеток с круп­ными и мелкими ячейками, а снаружи — навесной карниз или ряд наклонных железных полос. Эти устройства, назначение которых пресечь межкамерную связь, т.е. передачу записок и небольших предметов, затрудняют доступ свежего воздуха и солнечного света, что ведет к распространению тюремного туберкулеза. Чтобы возме­стить недостаток света, в камере круглосуточно горит электриче­ская лампочка. Дверь камеры имеет глазок и форточку-кормушку (открывающаяся снаружи щель размером 15x30 см), через которую заключенным передают тюремную и вольную (передача, посылка) еду, редкие вести с воли (в основном газеты и казенные бумаги).

По стенам вдоль камеры расположены двухъярусные шконки (лежанки, сваренные из металлических труб и полос, размером 1, 8x0, 5 м), заменившие классические нары.

Но все эти физические страдания кажутся мелочью перед глу­хой стеной, вдруг отделившей тебя от прежней жизни, привычных занятий, родных и близких, солнца, неба, всего живого.

Напомним, речь идет о СИЗО, т.е. о месте, где содержатся, как правило, формально непораженные в гражданских правах люди, поскольку суд еще не установил их виновность и не вынес им приговор. Прокурор по надзору обязан следить, чтобы условия жизни в СИЗО и всевозможные ограничения не выходили за рам­ки, установленные законом, ведь арест — лишь мера пресечения для подозреваемых-обвиняемых, а не наказание. Время, отбытое в СИЗО-ИВС, зачтется потом, если суд вынесет приговор к лише­нию свободы.

Камеры для несовершеннолетних не так переполнены, как у взрослых, рассчитаны на меньшее количество мест (4—12 чел.), но в остальном они ничем не отличаются от камер для совершенно­летних заключенных. Законом для подростков установлена прогул­ка до 2 часов в день, повышенные нормы питания. В действитель­ности же качество приготовления пищи для несовершеннолетних ничем не лучше, чем для взрослых.

Не хватает помещений для организации досуга несовершенно­летних (они имеются только в 67 СИЗО и 36 тюрьмах). Лишь в 23 СИЗО функционируют школы или учебно-консультационные пункты, а это, по существу, нарушение права ребенка на получе­ние образования.

С начала 1990-х гг. одной из острейших проблем стала гибель заключенных, а также заболевания их в местах предварительного заключения. По оценкам экспертов, за год умирает более 2 тыс. подследственных и подсудимых, около 80 тыс. приобретают тяже­лые заболевания. С 1996 г. случаи дистрофии среди них стали обычным явлением. Кроме того, многие ВК был организованы на базе бывших монастырей (7), тюрем (3), исправительно-трудовых ко­лоний (29), лагерных пунктов (3), детских домов (7) и других спе­цифических учреждений. Большинство строений в этих учрежде­ниях находится в ветхом состоянии и не соответствует своему назначению. Около половины существующих воспитательных коло­ний не имеют централизованного горячего водоснабжения и канали­зации. Во многих колониях карантинные подразделения, столовые, медицинские части и клубы располагаются в неприспособленных помещениях.

 

Дети осужденных не являются заключенными — грех и наказа­ние родительниц на них не переносится, и тем не менее они при­надлежат миру тюрьмы, поскольку рождены в неволе и вынужде­ны в ней довольно продолжительный срок обитать. Сам того не сознавая, такой ребенок делит с матерью ее судьбу. Если мать находится под следствием или ждет этапа, вместе с ней ожидает приговора или отправки в лагерь и ее ребенок, и бывает, что в одной камере СИЗО содержится от двух до шести женщин с груд­ными детьми. В настоящее время в СИЗО и ИВС находится около 300 таких детей.

6. Дом ребенка (ДР) — учреждение для детей в возрасте от рожде­ния до 3 лет (в исключительных случаях — до 4 лет), матери кото­рых осуждены к лишению свободы. ДР иногда называют ДМР — Дом матери и ребенка.

В 10 исправительных колониях для женщин имеется дом ре­бенка (ДР), а при нем, как правило, и родильное отделение. Коли­чество лагерных детей в настоящее время — около 500.

ДР расположен на специально выделенной или, точнее говоря, отгороженной территории. Пока ребенку не исполнилось 2 — 3 ме­сяца матери разрешается быть при нем постоянно, для чего отво­дится особая палата, но затем женщины обычно живут на террито­рии колонии и посещают детей во время кормления и в свободное от работы время. Детей содержат в одновозрастных группах. По достижении 3 лет детей передают родственникам, а если таковых не имеется или у имеющихся родственников нет желания возиться с посланцами из неволи, их (это примерно половина) направляют в детские дома. В случае, когда женщине остается до освобожде­ния менее года, ребенка еще на год могут оставить в колонии.

Женщинам, имеющим детей, разрешается кратковременный выезд за пределы мест лишения свободы для устройства детей у родственников, опекунов или в детских домах. Продолжительность такого отпуска не менее 15 суток, не считая времени нахождения в пути.

Женские колонии с домами ребенка имеются только в десяти регионах России, поэтому беременных женщин или женщин, име­ющих детей до 8-летнего возраста, часто отправляют за тысячи километров от мест, где живут их близкие родственники.

Женщинам с детьми могут быть созданы и в некоторых случаях создаются улучшенные условия содержания и устанавливаются повышенные нормы питания. Они привлекаются к труду только при желании с их стороны, не должны помещаться в штрафной изолятор. По оценке экспертов в настоящее время пребывание одного ребенка в описываемых учреждениях обходится примерно в 6 тыс. руб. в месяц. Но при существующем в стране положении финансирование домов ребенка зависит в конечном счете от возмож­ностей и способностей начальника колонии. С середины 1990-х гг. их целевое финансирование фактически прекратилось. Чаще всего ДР выживают благодаря гуманитарной помощи различных российских и зарубежных организаций, которые поставляют детское питание, детские кроватки и другие необходимые вещи.

Практически у всех детей, находящихся ныне в домах ребенка при женских колониях, отмечается задержка психоречевого разви­тия в той или иной степени, связанная с глубокой эмоциональной депривацией.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал