Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебное пособие 6 страница
Необходимо замечать любой успех ученика и обязательно поощрять (Ш.А.Амонашвили). Если человек считает себя самого повинным в своих неудачах, отказ от поиска подрывает готовность к активному поведению, к снижению самооценки. Поэтому необходимо учителю в своем поощрении " перегнуть палку". В работе с отстающими детьми В.А.Сухомлинский считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При этом необходимо воздействовать на личность ученика в целом, отдавая себе ясный отчет о том, в каком сочетании находятся различные свойства его личности и какие изменения происходят под влиянием педагогических воздействий. Условия возникновения и развития интереса к учению: 1. Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и " открытия" новых знаний (проблемного характера). 2. Учебный труд должен быть разнообразен. 3. Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность и целесообразность изучения данного предмета. 4. Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями. 5. Обучение должно быть трудным, но посильным. 6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 7. Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению. 8. Интерес связан с игрой. Бессмысленны задачи о двух пешеходах и бассейне с двумя трубами. Но если задача получает игровое оформление, если включается " взрослая" жизненная ситуация, то от того, как решит эту задачу ребенок, будет зависеть исход ситуации. Такая ситуация уже предопределена жизненной необходимостью. В процессе игры или смоделированной жизненной ситуации интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить необычный для него объем умственной работы. Уровень мотивации зависит от четырех факторов: 1. Значимость достижения успеха. Например, какое значение придает ребенок своему успеху в обучении, если он ориентируется на мнение учителя и родителя. Или он получит моральное или материальное вознаграждение и т.д. 2. Надежда на успех. Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше. 3. Вероятность достижения успеха. Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий. 4. Эталоны достижений. Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей - то это социальное сравнение. Учителю необходимо знать внешкольные интересы и увлечения детей и опираться на них при освоении учебного материала. Чем теснее связан материал уроков с любимыми детскими фильмам, книгами, играми, тем больше вероятность попадания в сферу интересов каждого ученика. Существуют три вида стимулирования познавательных интересов: 1) при помощи содержания учебного материала; 2) в ходе организации учебной деятельности (методы, средства и т.д.); 3) на основе отношений. Активизация класса осуществляется через методы управления: 1. Метод хоровых ответов (вовлечение количества). 2. Метод рецензирования ответа ученика. 3. Метод " закрытой доски". 4. Припоминание пройденного материала лучше делать с помощью учеников, а не самим учителем. В начале каждого урока учитель должен выделять мотивационный этап, который позволяет быстрому включению учащихся в познавательную деятельность. Поддержание этой деятельности на необходимом уровне активности целиком зависит от способов ее организации, от того, насколько она будет посильна для учащихся, понятна им и каковы ее результаты, т.е. качество усвоения. Ученик, получивший задание работать с максимальной скоростью, в присутствии " соперника" начинает работать еще быстрее (стимулирование деятельности). Поэтому в классе работа продуктивнее, чем дома. Однако это подходит лишь только для простых видов деятельности, для решения однотипных задач по алгоритму, тогда как для творчества требуется работа только дома: урок здесь будет оказывать тормозящее воздействие. Присутствие наблюдателя либо ускоряет, либо замедляет выполнение задачи учениками, может подстегивать или угнетать. Такой процесс наблюдается в классе, когда в нем появляется новичок. Часть детей под влиянием наблюдателя может стать неуправляемой или наоборот преуспеть в обучении. Аналогичное действие оказывает и учитель. Под влиянием личности " яркого" учителя дети повышают работоспособность и качество обучения, а " серый учитель - это почти всегда серый ученик". Поэтому учителю надо быть всегда такой личностью, чтобы запечатлеваться в личностной структуре ученика и быть бессмертным в своих учениках.
4. Мотивация учения младшего школьника. С первых дней пребывания детей в школе у первоклашек необходимо развивать любознательность и наблюдательность, которые становятся основой будущих познавательных интересов. Для детей интересно, прежде всего то, что составляет предмет их основного дела - учение. Учение постепенно становится смыслом их жизни и не только с внешней стороны (тетради, портфель), но и со стороны содержания школьных предметов. Развитие интереса к учебной деятельности возникает с начала к отдельному предмету, к его содержательной стороне. Потом становится все более широким и устойчивым, приобретает силу. Здесь желательно углубить этот интерес к выбранному предмету, формируя на этой основе умения учиться (учебная деятельность). Приобретая навыки учебного труда, ученик постепенно переводит их и на другие дисциплины, применяет в них освоенные приемы учебной деятельности. Если интерес второклассников ограничен часто практически математикой и языком, то с третьего класса диапазон интереса резко расширяется, и выходит за рамки школьных предметов. Интересы детей младших классов обычно бывают: узкие учебные (15-18%), широкие познавательные (5-13%), развлекательные (69-80%). Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях: а) широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут преобразовываться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); б) мотивы самообразования представлены интересом к чтению дополнительных книг; в) широкие социальные мотивы развиваются к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, получить одобрение со стороны учителя (прежде всего) и родных; г) развивается целеполагание в учении через понимание и принятие цели учителя, выполнение действий по инструкции, т.е. формируются основы учебной деятельности. Известно, что успех обучения во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. Для того, чтобы ребенок захотел учиться, он должен быть уверен, что сможет хорошо учиться. Как писал В.А.Сухомлинский, душа ребенка может давать ростки любви к знанию лишь в атмосфере радости и успеха. Недаром старинная мудрость гласит: " В радости человек становится совершенней". Основная задача учителя состоит в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать желание детей учиться, активизировать познавательную деятельность, используя в этих целях и возрастные особенности детей, и вид ведущей деятельности, и специфику предмета. Как показали исследования, связанные с выявлением уровня мотивации учения, к концу начальной школы детей делят на 4 группы: 1) с аморфными интересами; 2) с широкими интересами; 3) со стержневыми интересами; 4) учащиеся, не имеющие интереса к учению. Результатом обучения в начальной школе является появление такого психического новообразования, как увлеченность. Увлеченность - качество личности, проявляется в следующих признаках: - добровольность занятий любимым делом (учение); - восхищение процессом труда и его результатами; - устойчивый интерес к делу, несмотря на неудачи, трудности; - оптимальное использование в деятельности своих возможностей и способностей; - проявление трудолюбия и терпения в качественном выполнении задуманного дела.
Лекция 8. АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
План: 1.Понятие учебно-воспитательной деятельности. 2.Активизация учебно-познавательной деятельности.
I. Понятие учебно-познавательной деятельности. Гносеологической основой обучения является теория научного познания. Познание - это сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе изменения этой действительности, т.е. в ходе социальной практики. Познание отражает объективный мир в специфически человеческих, субъективных формах, обусловленных практикой и ранее накопленными знаниями. Познание человека включает в себя три ступени: чувственное отражение, рациональное отражение и практика. Закономерности этой отражательной деятельности представлены в процессе обучения. В одних случаях, учебное познание может начинаться с чувственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. В других, - процесс обучения связан с практическими действиями, выполняя которые учащиеся убеждаются в необходимости овладевать определенными знаниями. С позиции психологии процесс учения осуществляется на основе следующих этапов: восприятие - осмысление и обобщение знаний - закрепление знаний - применение их на практике. Восприятие требует внимания и развития наблюдательности; осмысление - навыков анализа, синтеза, обобщения, приемов обоснования, опровержения и т.д.; закрепление знаний предполагает разнообразное повторение и связь старых знаний с новыми, с жизненным опытом; применение знаний - процесс творческий, предполагает аналитическое отношение к науке, учению и реальной деятельности. Отсюда мы получаем три ведущих направления развития личности школьника в процессе обучения: а) развитие интеллектуальных качеств (свойства ума, памяти, внимания, речи и др.); б) формирование учебных умений и навыков, на этой основе воспитание культуры учения и самообразования; в) обучение культуре умственного труда - логическим операциям, самостоятельному получению, обработке использованной информации, творчеству на основе знаний предмета и самого себя. Учебно-познавательная деятельность – это часть познания человеком мира. Учебно-познавательная деятельность представляет собой единство: 1) чувственного познания, 2) умственной деятельности, 3) практической деятельности.
1. Чувственное познание. Чувственное отражение является необходи-мой ступенью научного и учебного познания. Чувственное отражение связано в первую очередь с деятельностью первой сигнальной системы и базируется на сигналах, поступающих непосредственно от предметов и явлений действительности. Немаловажную роль при этом играет и вторая сигнальная система. Особенно это имеет значение для восприятия и наблюдения. Вторая сигнальная система связана с действительностью не непосредственно, а через обобщения, которое содержатся в слове, речи. Поэтому любое восприятие предмета человеком - это не просто зеркальное отражение его в мозгу, но и осмысливание, обозначение словом, соотнесение воспринимаемого предмета к какой-то группе предметов. В чувственном познании важно правильное взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Чувственное отражение связано с ощущениями, восприятием и формированием представлений. Это сложный психологический процесс, который осуществляется и протекает по следующей схеме:
|