Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Палеолит
Как показывают Археологические находки, первые люди появились на территории Канской лесостепи в эпоху верхнего палеолита около 15-20 тыс. лет назад. Палеолит (древнекаменный век 24-11 тыс. лет назад, продолжительность 13 тыс. лет) начинается с появления человека и древнейших орудий труда и продолжается в течение большей части ледникового периода. Верхний палеолит охарактеризован распространением Homo sapiens (человека разумного), пластинчато-резцовой каменной индустрии и пещерного наскального искусства.
Древнейшими обитателями Канской лесостепи являлись представителями монголоидной расы, и практически не отличались от современного человека, строением тела, и интеллектом. Об этом свидетельствуют останки древних людей, обнаруженные при раскопках археологического памятника в г. Красноярске стоянки «Афонтова гора» и в районах Приангарья и Забайкалья, и схожесть данных археологических культур с культурой Канской лесостепи. А так же вероятность заселения средней Сибири в эпоху палеолита с юга и востока из Азии, Монголии и Китая
Вероятно придя на нашу землю, первые поселенцы принесли с собой, уже сложившуюся ранее, плеолетическую культуру, несущую, определенный хозяйственно-бытовой уклад первобытных охотников на мамонтов. Они должны были уметь, пользоваться огнем, обрабатывать камень и охотиться. Охота — древнейшее занятие человека, возникшее одновременно с ним. Вполне вероятно, что именно охота была важным фактором эволюции человеческого рода, развивая не только силу и подвижность, но и умственные способности людей. Причем загонная охота на крупных травоядных животных, не требовала большой мобильности и позволяла жить относительно оседло большему человеческому коллективу, в пещерах или многолюдных общинных поселках воздвигая крупные жилища.
Но вероятно, появление человека на территории Канской лесостепи происходило на фоне значительных изменений в природе. Бесспорно, что на нашей территории водились мамонт и шерстистый носорог, о чем свидетельствуют находки останков этих животных, но в материалах раскопок палеолитических стоянок, нет ни изделий из бивня мамонта, ни костей этого животного в числе кухонных остатков больше уже не встречается. Отсюда можно предположить, что не только носорог, но и значительно дольше его проживший мамонт уже вымерли. Климат стал, очевидно, несколько теплее и был уже не таким влажным, как в предшествующее время. Охота
Несомненно, что основным источником существования первобытного человека являлась охота, хотя в его пищевом рационе летом должны были занимать и дикорастущие съедобные растения. Исчезновение гигантских травоядных животных ледниковой эпохи, гибель носорога и мамонта не могли не вызвать значительных перемен в жизни древних племен. Почти неисчерпаемые прежде запасы мясной пищи стали иссякать. В связи с переменами в природе меняется и хозяйственно-бытовой уклад первобытных охотников Канской лесостепи. Дичь становиться мельче и быстрее и чтобы существовать охотой на неё, потребовалось перейти к подвижному образу жизни и к новой, более маневренной, чем прежде, охотничьей тактике. Охотничьи приемы первобытных людей были весьма разнообразны: · одних зверей убивали копьями и дротиками, · других — отлавливали различными приспособлениями (ловчие ямы, сети, изгороди), · третьих пугали огнем и загоняли в облавах (вероятно, именно так охотились на северных оленей, бизонов, диких лошадей). Жилище Кочуя с места на место вслед за стадами северных оленей, табунами лошадей и диких быков, позднепалеолитические охотники не могли уже строить многолюдные поселки. На месте их более или менее временных остановок оставалось в лучшем случае пятна прогорелой земли от нескольких очагов В пользу этого говорит то, что на территории Канской лесостепи пока не найдено ни одного свидетельства о существовании оседлого поселения с постоянными жилищами. Возможно, поселения имели вид временных охотничьих лагерей, состоявших из немногих надземных жилищ, от которых никаких других следов, позволяющих восстановить их форму и устройство, кроме очагов, не сохранилось. Около очагов обычно рассеяны сравнительно немногочисленные каменные орудия, отщепы и кости животных. Так выглядит палеолитический слой, многослойной стоянки, «Стрижовая гора». Сами жилища, всего вероятнее, имели форму, близкую к современным коническим шатрам, чумам или урасам, состоящим из тонких жердей, образующих каркас постройки, и легкой покрышки, сшитой из звериных шкур или бересты. Одежда Иллюстрации к романам изжизни доисторического человека обычно изображают героев в набедренных повязках из звериных шкур. Возможно, что так оно и было в условиях мягкого климата или в погожие летние дни; в тропиках, естественно, не было нужды и в этом. Но для жизни людей у огромного ледника, особенно в зимнюю пору, больше подходила одежда типа эскимосской — можно предположить, что температура нередко опускалась до 40° ниже нуля. - При помощи таких каменных скребков шкуры обрабатывались, затем костяными остриями-проколоками или кремневыми остроконечниками, легко прокалывались и сшивали. Нитями для сшивания служили растительные волокна или сухожилия животных. В наши дни именно так используют сухожилия оленей многие народы арктических районов. Человек каменного века, несомненно, пользовался уже и обувью, возможно типа мокасин, Социальные отношения (образование общины)
Вся жизнь человека зависела от существования в коллективе, в одиночку он вряд ли имел возможность выжить в окружающих его суровых условиях. В палеолите начинают складываться родовые отношения. Человеческий коллектив представлял из себя общину в несколько десятков человек - родичей, происходивших от общих предков, и проживавших в поселке, состоявшем из нескольких жилищ. Жизнь общины была подчинена строгим законам. Взрослые и сильные мужчины охотились, а женщины с подростками и стариками занимались собирательством, т.е. поиском съедобных растений, кореньев, плодов. На них лежали и заботы по содержанию очага и выделки шкур. Хоть климат и потеплел, но оставался достаточно суровым. Охотничья добыча, орудия труда, шкуры, рога и другие продукты их труда принадлежали всему роду. Изготовлением орудий, добычей и распределением пищи, руководством на охоте и обучением юношей ведали старейшины, самые опытные и уважаемые родственники. Орудия труда и оружие
Оружие применялось главным образом для охоты, поскольку война, в современном смысле слова, была почти не известна в эпоху палеолита, хотя отдельные стычки из-за охотничьих угодий, несомненно, могли иметь место. Охотники имели кремневые остроконечники — наконечники копий или дротиков, деревянные копья с обожженными для крепости наконечниками и, возможно, дубины. Изначально копья и дротики метали рукой, а позднее для охоты на быстроногую дичь человек изобретает копьеметалку, приспособления, которыми и сейчас пользуются эскимосы и австралийские аборигены для увеличения пробивной силы и дальности полета копья.
- Подавляющее большинство орудий, дошедших до нас, — каменные, главным образом кремневые, отщепы. Это, прежде всего различного типа скребла с одним или несколькими лезвиями, более или менее выровненными. - Такими скреблами обрабатывали шкуры, но они могли служить и режущими орудиями — типа ножей — для обработки дерева.
Первобытные охотники были искусными мастерами по обработке камня. Из него они научились изготавливать рубила, топоры, скребки и многое другое. - Для этого они находили камень нужного размера. Такие камни называются нуклеусами. Ударом другого камня раскалывали его, а затем легкими и точными постукиваниями по краям откалывали небольшие пластины, придавая орудию нужную форму. Эту технику обработки называют ретушью. На этих фотографиях показан процесс изготовления пластин, из которых в последствии делали ножи, скребла, проколки и тд. Чтобы получить более сложное орудие – топор или копье, - каменный наконечник вставляли в заранее приготовленное древко, закрепляя его при помощи кожаных ремешков. Умение изготавливать составные орудия очень пригодилось людям при освоении Канской лесостепи. Ведь здесь почти нет гор, и поэтому камней очень мало. Имея такие орудия, человек мог разрубать и обтесывать дерево, выделывать и разрезать шкуру. Орудия труда эпохи палеолита в коллекции ККМ представлены ручные рубила (чоппинги) — универсальные орудия, обладающие как режущими, так и рубящими функциями. чоппинги это куски гальки, которые первоначально имеют грубые сколы с двух сторон, затем их рабочий край подправляли мелкими ударами. Культура На самых ранних ступенях человеческого общества люди совершенно не знали религии, и только на грани родового общества зарождаются религиозные представления. Мир первобытные люди воспринимали немного иначе, чем мы. Их представления о мире носили ярко выраженный мистическо-религиозный и мифологический характер. Мир с глубокой древности и до начала XX столетия был населен множеством богов и духов. По верованиям древних духи жили повсюду: в небе и в воздухе, в камне и в дереве, в воде и в земле. Им подчинялись природные стихии, животный и растительный мир и, конечно, человек. Люди верили, что жизнь каждого человека и любого коллектива зависела от воли богов и духов, и от того, какие отношения складывались у людей с этим незримым миром.
|