Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Германии по Конституции 1871г.






После победы над Францией и коронования германского императора в Версальском дворце была подготовлена и введена в действие Конституция Германской империи от 16 апреля 1871 г. Она представляла собой конституцию федерации 22 монархий и трех вольных городов (Любек, Гамбург, Бремен) при общем главенстве Пруссии, которой было предоставлено 17 из 58 голосов в Союзном совете (бундесрате), тогда как для приостановки движения какого-либо законопроекта достаточно было всего 14 голосов. Главой империи стал король Пруссии — самого большого из объединившихся государств (свыше половины всей территории и 60% населения). Он был главнокомандующим вооруженными силами, назначал всех высших имперских чиновников, включая главу правительства — канцлера. Он же назначал делегатов в верхнюю палату.
Нижняя палата именовалась по традиции рейхстагом, избиралась на три года (после 1887 г. — на пять лет), обладала малозначительными законодательными полномочиями и не имела никакого влияния и контроля над министрами и " руководящим министром" — канцлером. Сам император был склонен к упразднению всеобщего избирательного права для мужчин и ликвидации парламента на том основании, что они слишком напоминают порождение французской революции, которая была " преступлением против Бога и людей".
Основными чертами германской союзной империи можно считать следующие:
• все участники союза были монархиями, а не республиками;
• монархическая власть нелегко поддается ограничениям, хотя в конституции было записано, что имперские законы имеют преимущество перед законами областными и что " надзору империи и ее законодательству принадлежит общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство" (ст. 4 в ред. 1873 г., принятая после троекратного, начиная с 1871 г., об-суждения полномочий законодательного собрания империи);
• монархическая организация сохраняла крайнюю неравномерность могущества отдельных государств и привела к тому, что империя была оформлена как договорный союз. В преамбуле в связи с этим говорилось, что прусский король от имени Северо-германского союза и еще ряд монархов заключают " вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской империей".

43.Конституция Японии 1889г Конституция Японии 1889 г. явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи».

По Конституции 1889 г. Япония оставалась монархическим, сильно централизованным государством. Императорский трон наследовался по мужской линии.

Императору принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он утверждал законы, вводил их в действие, издавал чрезвычайные декреты, имевшие силу закона, созывал и распускал парламент, решал вопросы войны и мира, заключал межгосударственные соглашения, объявлял военное и чрезвычайное положение, жаловал титулы и ордена, осуществлял верховное командование армией и флотом.

Высшим органом конституционных советников императора был Тайный совет, который составлял государственные планы, готовил новые законы и мог их толковать, вносить предложения об изменении и дополнении Конституции, обсуждать бюджет. Члены Совета назначались пожизненно. Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Палата пэров состояла из принцев крови, князей, графов, лиц, оказавших услуги государству, а также выборных от налогоплательщиков, от императорской академии и префектур. Срок ее полномочий был 7 лет. Палата представителей избиралась населением на 4 года. Активным избирательным правом пользовались мужчины с 25 лет, уплатившие налог. К выборам не допускались военные, чиновники, студентыВ Конституции предусматривались обязанности подданных (платить налоги, нести военную службу), а также свободы (перемещения, выбора местожительства, слова, печати, собраний, петиций, союзов, вероисповедания). Конституция 1889 г. действовала до 1947 г. – вступления в силу Конституции 1946 г.

42. Буржуазные реформы Мейдзи в Японии. причины и содержаниеКапиталистический уклад в Японии начал складываться в конце XVIII-начале XIX вв. Под давлением США, России и Англии в 1854 г. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции, открыть ряд портов для иностранных кораблей. Япония входила в мировой рынокНачавшаяся в 1867-1868 гг. как традиционная борьба между знатными родами за власть завершилась буржуазной революцией Мэйдзи. В этом движении приняли участие нарождавшаяся буржуазия, обедневшие самураи (рыцари), крестьяне, городская беднота. Правительство было низложено. Императором Японии стал 15-летний Муцухито Обострение социальных противоречий, необходимость ускоренного развития экономики, стремление противостоять колониальной политике США и других государств заставили новое правительство Японии приступить к проведению реформ. Основное внимание было обращено на развитие промышленности, торговли, военнойсферы и овладение передовой западной технологией. Были ликвидированы уделы, страна разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемым центром чиновником и установлено однообразное управление по всей стране.Реформа 1872 г. установила в японском обществе три сословия: высшее дворянство, куда вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство, в состав которого включены бывшие самураи; сословие простого народа, в том числе и торгово-промышленная буржуазия.В 1872-1873 гг. была проведена достаточно радикальная аграрная реформа, установившая частную собственность на землю. Земля была закреплена за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т.е. за зажиточными крестьянами, хотя часть землевладельцев, не имевшая возможности выплатить выкуп за землю и налог, теряла свои участки.К числу важных для японского общества преобразований относились введение всеобщей воинской повинности и организация системы образования по европейскому образцу.Проведение реформ обеспечило быстрое развитие капиталистического способа производства, банковской системы.Реформы 60-80-х гг. показали необходимость осуществления также и в политической области соответствующих преобразований, в частности, создания парламентской системы. В 1889 г. был опубликован текст конституции, которая наделяла императора широкими правами, провозглашала демократические свободы и права граждан, а их реализация открывала широкий путь для интенсивного развития капитализма.

Правовая система Японии в период преобразований Мейдзи.Следствием «революции Мейдзи» явилось принятие в 1889 году буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру гос власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством с буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве.Конституция юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями: императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной. Император обладал правом объявлять войну и мир, заключать международные договоры, вводить осадное положение, сосредоточивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия, в сфере гражданского управления назначать и увольнять всех должностных лиц, определять структуру министерств. Император обладал всей полнотой исполнительной власти. Он назначал премьер-министра.Законодательная власть принадлежала Императору совместно с Парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия (не был предусмотрен конституцией), ни отставка отдельных министров (законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров), ни отклонение парламентом бюджета (разрешалось в таком случае использовать бюджет предшествующего года).Парламент состоял из двух палат: Палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором. Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах.Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре. К их числу относились: Тайный Совет, Генро (внеконституционный совещательный орган при императоре), министерство императорского двора, совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним во всем важным вопросам политики, от него исходило одобрение императорских указов о назначениях, он имел право толкования конституции.Конституция 1889 года заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии пошло по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в негосударственных организациях: Тайном Совете и Генро. Был утвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым военные получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент.

44.Основные системы буржуазного права: англосаксонская и континентальнаяНормы английского права были заимствованы рядом стран, где большее население было белым. Постепенно складывается понятие англо-скаксонсая система права. \Главным источником права стал судебный прецедент. В США – общее право, законодательные акты играли большую роль, чем в Англии. Выделение феодального право и отдельных штатов. В феодальном праве – значительная роль – законы, а в праве штатов - общее право.Англо-саксонская система противостоит континентальной системе права. Отличие: (Франция, Германия, Россия): 1) закон – основной источник права. Судебный прецедент либо не признан, либо играл малую роль. 2) стремление кодифицировать. Буржуазный кодекс – единый закон который ставит целью объединить и расположить в определенном порядке все нормативные отрасли права (в текстовые новые нормы) 3) влияние римского частного права велико. Но это не рецензия, а исправленные нормы.В отличии от Англии во Франции был значительный бюрократический аппарат – большеевлияние его охране. Сущ административные суды, чинов несли ответственность перед ними. Таким образом существование особой административная юстиция - особенность континентальной системы права. – деление на публичное и частное право. Публичное регулируется деятельностью гос органов. Споры между гражданскими и должностными лицами – в административных судах. Частное право больше распространено.Образцовая страна континентального права – Франция.Гражданское право во Франции в 1804 году.Был принят в интересах буржуазии, закреплял ликвидацию феодальных отношений (в этом закреплялось его прогрессивное значение). Предоставление гражданам неограниченного права собственности, свобода предпринимательства.История создания: Кодификация гражданского права была актуальной проблемой во время революции. В январе 1793 года конвент создал комитет для работы над кодификацией. Руководитель – Калебасерс. 18 августа 1793 года он предоставил проект гражданского кодекса, но он был отклонен. Второй проект был отклонен в 1794 году в сенате. Третий проект по поручению директории был представлен в законодательный корпус. В июне 1796 года и был одобрен, но по существу в действие не вступил, директория была занята проблемой восстания. Таким образом третий проект не осуществился.

45.Кодекс НаполеонаДокумент был принят в эпоху, когда с огромным трудом страна выходила из революционной смуты, а перед Бонапартом стояла сложнейшая задача стабилизировать государство и дать твердую юридическую базу новому порядку. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции, где (с многочисленными поправками) действует по сей день. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеона воплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юр равенства, законности, единства права, свободы. Источники: Доктрины, революционное законодательство, французское обычное право, римское право.Структура –институционная система: 2281 статьи, в книгах, разделах, главах, отделениях (рецепция римского п). Состоит из 3 книг: 1 – лица, 2 – имущество, собственность, 3 – способы приобретения собственности.Субъекты гражданского права –только физические лица, объем прав – юр равенство (не ввели юр лиц из-за боязни возобновления феодалов).Право собственности: В трактовке права собственности по кодексу виден возврат от феодальных представлений об условности и родовом характере вещных прав к римскому понятию собственности как абстрактного и абсолютного права. Виды собственности: частная, государственная, общинно-коммунальная. В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п. Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт – передавался по наследству, оставался неизменным даже при смене собственника; сервитут, право залога), владение, держание.Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, разрешил мену недвижимых имуществ. Обязательственное право: договор рассматривался как соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются " дать что-либо, сделать что-либо или не делать что-либо". Свобода договора (нет принуждению, содержание определяется по воле сторон). Стороны равны. Законно заключенные соглашения не могут быть расторгнуты односторонними действиями и что соглашения обязывают и ко всем последствиям. Виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Также предусмотрено возникновение обязательств из деликта. Но примечательно, что в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочи­ми, хотя для капиталистического общества Франции трудо­вой договор имел огромное значение. ГК за­крепил в имущественном обороте свободу личности, свобо­ду предпринимательской деятельности. Семейное право: Брак рассматривается как договор (венчание в церкви по желанию), для заключения которого нужно выполнить условия: 1) Взаимное согласие супругов и их родителей (преимущество у отца); 2) Брачный возраст М 18, Ж 15; 3) Отсутствие другого брака и родства. Основания для развода: прелюбодеяние, осуждение супруга на тяжкое наказание, взаимное желание. Семя патриархальна, у жены ограниченная правоспособность и дееспособность (не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные). Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого имущества. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия. Отцовство можно признать только добровольно (для внебрачных детей). Наследственное правоКодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества. Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу.

Источники кодекса Наполеона 1804 года
 
При разработке кодекса Наполеона опирались на пять источников.   Первый источник - классическое римское право. Французское гражданское право не порывало своей связи с римским правом, используя его отточенные понятия и юридической терминологии, а когда было необходимо, и материально-правовые нормы.   Второй источник - французское обычное право. На большей территории Франции, прилегающей к ее северным границам, действовали обычаи (кутюмы), зафиксированные письменно. В то же время и в областях, где действовали кутюмы, римское право не отвергалось полностью. Накануне Великой французской революции действовало не менее 60 общих кутюмов (coutumes generales) и 300 - чисто местного значения (coutumes locales). Сборники кутюмов, утвержденные королем, становились “местными кодексами” гражданского права. Отличительной чертой дореволюционного французского права был его партикуляризм.   Третий источник- труды известных французских юристов. Непосредственным образцом и ориентиром для создателей кодекса Наполеона послужили работы французских юристов XVII и XVIII веков. В становлении общефранцузского гражданского права важную роль сыграли известные ученые-юристы (Дюмелен, Кокий, Ф. Буржон, Дома, Ж. Потье, К. Оливье) и практики (судьи, адвокаты, королевские чиновники). Французское гражданское право создавалось в основном практиками, которые не предотвратили рецепцию римского права и сохранили большую часть национального обычного права (кутюмы).   Четвертый источник- “Промежуточное право” (droit intermediaire) революционного периода (1789 - 1799 гг.), основанное на общественных идеалах Просвещения, как его понимали Дидро, Вольтер и Руссо: индивид, как разумное и самостоятельно отвечающее за свои действия существо, с рождения обладающее неотъемлемым правом на свободу совести, свободу вероисповедания, свободу на осуществление экономической деятельности. Это право основательно разрушило старый социальный правовой порядок. Составители кодекса Наполеона заняли более сбалансированную позицию в области индивидуальных гражданских прав.   Пятый источник - правовое наследие великих французских просветителей. Кодекс Наполеона испытал значительное влияние теории естественного права, основанной на рационалистических началах. Доктринальным источником кодекса Наполеона стали правовые взгляды просветителей. Развивая теорию естественных, неотъемлемых прав человека и общественного договора, они аргументировали необходимость модернизации социально-правовых и экономических отношений.

 

   

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал