Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология форм правления, предложенная Аристотелем 5 страница
Разработку системного подхода к политике продолжил ведущий американский политолог Д. Истон. Теория политической системы Истона направлена на придание политологии характера «точной» науки. Истон считал: системный анализ политической жизни основан на тезисе о «системе, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны, а это означает, что для выживания системе нужна способность реагировать. Постоянно поддерживая связи с внешней средой (природа, экономика, культура, социальная структура), политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие извне импульсы. Истон выделил «входы» – все внешние по отношению к системе явления, влияющие на нее, и «выходы» как результаты деятельности системы, в свою очередь воздействующие на окружение. Специальному анализу подверг политическую систему выдающийся американский политолог Г. Алмонд. С точки зрения Алмонда, политическая система – это разные формы политического поведения государственных и негосударственнх структур. Он видит главное интегрирующее начало общества не в институционализированных властных взаимодействиях, а в политической культуре, то есть во взглядах и позициях людей и их групп относительно политической системы и ее разных составляющих, в их мнениях о своей роли в ней. Алмонд классифицировал функции политической системы. Функции «входа»: 1. политическая социализация, то есть приобщение членов общества к политической деятельности; 2. политическое рекрутирование – форма отбора людей для заполнения различных структур системы; 3. артикуляция (выражение) интересов, то есть выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения; 4. агрегирование интересов – согласование и обощение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы; 5. политическая коммуникация; 6. различные виды взаимодействий, в том числе информационные. К функциям «выхода» политической системы Алмонд относит: 1. нормотворчество, то есть разработку правил и законов, регулирующих поведение; 2. применение правил и процедур, введение их в действие; 3. контроль за соблюдением правил; 4. истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение. 3. Какова структура политической системы? Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех своих частей, но в ее составе обычно рассматривают несколько относительно самостоятельных подсистем: институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый их которых, в свою очередь, является относительно самостоятельной системой. Она включает в себя государство, партии, общественные организации, а также отношения между ними. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особую роль в ней играют церковь и средства массовой информации («четвертая власть»), которые способны существенно влиять на формирование общественного мнения. Нормативная подсистема складывается из политико-правовых норм, принципов, традиций. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей. Функциональная подсистема характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различными политическими институтами или гражданскими объединениями. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти. Эта подсистема – основа политического режима. Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (то есть между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных идей, взглядов, чувств участников социальной жизни. Она тесно связана с особенностями массовой политической культуры, ролью в ней традиционных стереотипов или рациональных установок в сфере поведения. Основные функциональные блоки политической системы и их элементы не существуют в отрыве друг от друга – в реальности они всегда находятся в постоянном взаимодействии. 4. Что такое политический процесс? В простом, схематичном виде политический процесс – это последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем (либо изменение в них отдельных элементов), которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Политический процесс связан с функционально-динамическими аспектами политической системы, прежде всего с ее взаимодействием с социальной средой. Процесс делится на четыре фазы: 1. вход – воздействие среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; 2. конверсия – преобразование требований в решения; 3. выход – реакция политической системы в виде решений и действий; 4. обратная связь – возврат к исходной точке равновесия. Это модель «круговорота» политического процесса, то есть его циклического функционирования. Понятие политического процесса используется обычно в двух аспектах, условно обозначаемых как его макро- и микроизмерения. В макроаспекте его определяют как ход развития, вообще воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее факторов, то есть как универсальную динамическую характеристику. В микроаспекте под политическим процессом понимается некая равнодействующая акций различных социальных и политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов. Главная составляющая политического процесса, особенно при демократическом режиме, – сама активность людей, их политические действия, связанные с контролем над властью или давлением на нее. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складываются общий ход и результаты макропроцесса, который вбирает в себя ряд микропроцессов (субпроцессов). Например, электоральный процесс состоит не только из процедуры голосования, когда граждане выбирают своих представителей, но и из кампаний отдельных партий, действий избирательных комиссий и пр. Значит, при анализе политического процесса нужно учитывать и целостные макрорезультаты, и формирующие их микропроцессы. 5. Каковы основные компоненты политического процесса? В политический процесс обязательно входят функционирование государственных институтов (правительство, парламент, армия, полиция, спецслужбы), деятельность партий и групп давления (интересов), а также индивидуальная активность граждан. Общее содержание политического процесса образует сочетание государственного управления и политического участия граждан, то есть субпроцессов, идущих сверху и снизу. Разрабатывая модель, описывающую функции институтов в политическом процессе, Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили пять основных фаз и соответствующих им носителей в виде институтов. Конструкция этих ученых показывает, какая именно специфическая роль принадлежит разным институтам в целостно функционирующей системе. На первой фазе артикуляции индивидуальных и групповых интересов носителем этой функции выступают особые коллективы – группы интересов. Таковыми, например, могут быть ассоциации бизнесменов либо профсоюзы, выражающие интересы работодателей и наемных работников. Следующая стадия и соответствующая ей функция агрегирования (обобщения) интересов связана уже в основном с деятельностью партий. Здесь происходит отбор и объединение в общую партийно-политическую позицию довольно разнородных интересов индивидов и их групп. В фазе выработки политического курса интегрирующую роль выполняют представительные и законодательные институты, которые формируют коллективные решения. Фаза реализации принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые предпринимают для этого надлежащие меры и изыскивают необходимые ресурсы. Функции контроля и арбитража в рамках политического процесса принадлежат институтам судебного и конституционного надзора, устраняющим противоречия на базе общепризнанных норм. Субпроцессы политики (государственное управление и гражданское давление, лидерство и партийное руководство, групповое и индивидуальное участие граждан) сливаются в единый поток политического процесса. Конечно, в политике действие действию рознь, равно как и влияние участвующих в ней субъектов. Хотя каждому человеку или группе принадлежит какая-либо функция в политическом процессе, масса людей относительно пассивна. Лишь активное меньшинство (элиты, лидеры) обладает значительной силой, а роль их заметна для общества. Поэтому они и получают больше всех и наград, и обвинений, а в истории запечатлеваются как герои или злодеи. Вместе с тем сводить роль политических акторов только лишь к лидерам было бы неверно. КЛАССИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Алексеев Николай Николаевич (1879 – 1964). В 20-е годы XX века усилиями представителей русского зарубежья разрабатывается оригинальная политическая концепция – «евразийство». Активная роль в обосновании этой концепции принадлежала экономисту и географу П.Н. Савицкому, лингвисту и этнографу Н.С. Трубецкому, философу и богослову Г.В. Флоровскому. Важнейшей частью евразийской концепции является учение о государстве, разработанное в первую очередь видным юристом, признанным теоретиком философии истории и права Н.Н. Алексеевым. Его наиболее важные работы в этой области: «Русский народ и государство», «Евразийцы и государство», «О гарантийном государстве», «Теория государства». Западная теория права, как подчеркивает Алексеев, – это теория механистически связанных индивидов. В евразийской теории права автором обосновывается идея правообязанностей, в соответствии с которой на первое место выдвигается общинный принцип обязанностей индивида перед целым, перед народом, нацией, государством. Но евразийская теория государства и права предполагает не только обязанности индивида перед целым, но и обязанности целого, то есть государства перед индивидом. Алмонд Габриэль (р. 1911) – выдающийся американский политолог, труды которого в области сравнительных исследований политических систем и культур, а также по теории политического развития являются классикой современной политической науки. Преподавал в университетах, был президентом Американской ассоциации политической науки, лауреат премии им. Дж. Мэдисона. Алмонд считается классиком сравнительного подхода к исследованию политических систем. Исследуя культурно-психологическую детерминацию политических процессов, Алмонд ввел в широкий научный оборот понятие «политическая культура». Это один из самых упоминаемых авторов в современной политической науке и лидер по этому показателю в сравнительной политологии. Его труды («Гражданская культура», «Сравнительная политология: система, процесс, политический курс», «Современная сравнительная политология» и др.) ценны для развития политологии в целом. Арендт Ханна (1906 – 1975) – немецко-американский философ, входит в число самых оригинальных политических мыслителей в истории XX в. После прихода к власти в Германии нацистов эмигрировала во Францию, потом в США. Преподавала в ведущих американских университетах; была членом разных академий; лауреатом престижных международных премий по социальным наукам. Автор знаменитых работ: «Истоки тоталитаризма», «О революции», «О насилии», «Кризисы республики». Широкие философские заключения Арендт нередко выводила из анализа конкретных проблем – тоталитаризм, революция, кризис культуры в условиях массового общества и т.п. В своих исследованиях она показала, что тоталитарные движения – это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. Тоталитаризм стал возможен как результат деклассирования общества, его социальной атомизации и крайней индивидуализации. Деперсонализированная, атомизированная толпа и явилась, как показывает Арендт, массовой базой тоталитарных режимов. Аристотель (384 – 322 до н.э.) – великий древнегреческий философ, известнейший ученик Платона. Считается, что в течение трех лет Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Сохранившиеся работы мыслителя охватывают все направления философии и науки в целом того времени. Знания ученого по физике, астрономии, биологии, политике, педагогике, истории поражают своей глубиной. Вклад Аристотеля в развитие политической мысли огромен («Политика», «Афинская полития»). Государство, по Аристотелю, – это высшая форма общения людей, возникающая для достижения блага. Мыслитель считал государство первичным по отношению к человеку или семье. Трактат «Политика» почти полностью посвящен древнегреческим городам – полисам. Считается, что философ и его ученики изучили историю и типы государственности 158 полисов. Эти исследования были нацелены на создание теоретической модели идеального государства. Аристотель предложил классификацию форм государственного устройства на основании двух критериев – количества правителей и этической природы режима, выделив три «правильные» формы – монархию, аристократию, политию, при которых власть имущие руководствуются высшим благом государства, то есть общей пользой. Однако они способны выродиться в три «неправильные» формы – соответственно тиранию, олигархию или демократию, когда правители действуют сугубо в своих личных либо групповых интересах в ущерб лишенным власти согражданам. Аристотель считал, что наилучшей из реально возможных форм является полития, сочетающая в себе положительные черты всех «правильных» форм и обеспечивающая тем самым стабильность и справедливость. Арон Раймон (1905 – 1983) – французский социолог и политолог. Основные работы: «Демократия и тоталитаризм», «Мнимый марксизм», «Этапы развития социологической мысли». Известен своими разработками концепций деидеологизации и индустриального общества, а также острой критикой теории марксизма и практики коммунистического строительства. Как подчеркивал исследователь, Маркс пытался в экономических преобразованиях найти объяснения преобразованиям социальным и политическим. Но любая теория, односторонне определяющая общество каким-то одним аспектом общественной жизни, ложна. Анализируя политическую жизнь, Арон показывает, что «сущность политики заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей. Политика – главная характерная черта сообщества, ибо она определяет условия любого взаимодействия между людьми». При исследовании политических систем, согласно Арону, важным критерием, главной переменной величиной является партийный режим. Однопартийный режим исключает уважение к закону и дух компромисса из политической и общественной жизни. Многопартийные режимы также характеризуются несовершенствами, например, несоблюдением законности (фальсификация результатов выборов). Другие переменные величины, которые, как считает Арон, необходимо рассматривать при изучении политической системы: конституция; способ функционирования режима (избирательный закон и выборы, функционирование парламента, отношение между парламентом и правительством); группы давления; политический класс. Показывая несовершенство и однопартийного, и конституционно-плюралистического режимов, ученый приходит к выводу, что «несовершенство конституционно-плюралистических режимов проявляется в каких-то частностях, что же касается режима с единовластной партией, то речь идет о сути». Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876) – русский революционный деятель и теоретик анархизма. Его идеи имели определенное влияние не только в России, но и в Европе, Латинской Америке и развивались в конце XIX – начале XX веков также известным русским теоретиком анархизма П.А. Кропоткиным (1842 – 1921). Крупнейшие работы: «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия». В своих работах Бакунин пытался показать, что «никакое государство, как бы демократичны ни были его формы, … не в силах дать народу того, что ему надо, т.е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства». Такое отношение к государству обусловливалось в анархистских доктринах пониманием государства как основного источника человеческих бедствий. Поэтому программа анархистов провозглашала не смену форм государственной власти, а полное ее уничтожение. Анархисты провозглашали «верховные права личности и народа» и стремились «освободить народные учреждения от государства». Центральная идея бакунинского анархо-коллективизма – концепция полного разрушения государственности (буржуазной и социалистической) и установления безгосударственного общественного самоуправления. Социальное содержание такого безгосударственного устройства Бакунин определил как мир социализма, равенства и справедливости, свободного труда без эксплуатации. Бёрк Эдмунд (1729 – 1797) – английский политический деятель и мыслитель, теоретик консерватизма. Член палаты общин, представитель партии вигов, выступавший за парламентский контроль над монархией. Наиболее известная работа – «Размышления о революции во Франции». В ней Бёрк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции (идеи Руссо). Укорененность политики в истории – вот главная мысль автора, которую он и пытается доказывать на протяжении всей своей работы. Порядок в государстве, согласно Бёрку, это итог истории и обычаев. «Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Эти положения мыслителя были далее развиты французом Ж. де Местром (1753 – 1821), который подчеркивал, что государство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом. Таким образом, в Новое время в политической теории складывается новое идейно-политическое направление – консерватизм, в котором четко осмысливается и проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию. Традиция в размышлениях Бёрка – это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное, превращая его в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления. Боден Жан (1530 – 1596) – французский политический философ, теоретик права. Наиболее известные работы: «Метод для облегчения понимания истории», «Шесть книг о государстве», «Разговор семерых о религии». Боден – родоначальник концепции суверенитета. Стала классической трактовка суверенитета, данная Боденом: «Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства… Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Таким образом, суверенитет – это уникальная, постоянная, единая, неделимая и абсолютная власть, не ограниченная внешним (за некоторыми исключениями) и внутренним контролем и самодостаточная, поскольку не требует согласия тех, над кем осуществляется. Что касается государства, то Боден определил его так: «Государство – это правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти». На основании того, кому принадлежит суверенитет, он различал следующие формы государственного устройства: монархия (власть одного), аристократия (власть меньшинства) и демократия (власть большинства). Сам ученый считал наилучшей формой устройства монархию, в которой правитель-суверен информирован о потребностях подданных через парламент. Вебер Макс ( 1864 – 1920)– немецкий исследователь (социолог, экономист, политический философ и историк), выдающийся представитель мировой политической науки конца XIX – начала XX веков. Наиболее известные работы в области политологии: «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Объективность социально-научного и социально-политического познания». Вебер обосновал одно из распространенных в современной науке определений политики, раскрывая ее как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает». При этом под государством Вебер понимает такой политический институт, который претендует на монополию легитимного физического насилия. Легитимное насилие (или господство) есть такой социальный порядок, в котором отношение «господство – подчинение» основано на доверии к власти. Ученый выделяет три основания и тем самым три типа легитимного порядка: традиция (традиционное господство), харизма (харизматическое господство), рациональность (рационально-легальное господство). Большое внимание Вебер уделял исследованию политической бюрократии и ее роли в обществе. Отмечая объективный процесс расширения слоя бюрократии в современных политических системах, он вместе с тем указывает на тенденцию бюрократизации общественной жизни, что приводит к угрозе демократии. Вебер разработал теорию плебисцитарной демократии, суть которой сводится к тому, что народ выбирает лидера страны, который, не являясь связанным обязательствами перед бюрократией, будет в состоянии эффективно ее контролировать. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – немецкий философ, создавший всеобъемлющую философскую систему, признанную вершиной немецкой классической философии. Автор ряда работ по проблемам государства и права, среди которых важнейшее место занимает «Философия права». Политическая концепция Гегеля интересна обоснованием глубокой связи государства, права и свободы воли человека. Совокупность законов, издаваемых государством и поддерживаемых его силой, еще не есть право. Законы, издаваемые государством, должны соответствовать духу эпохи, духу времени. В основе права лежит свобода человека. Там, где нет свободных индивидов, нет и права. Свобода людей развертывается в особой сфере, которую Гегель называет гражданским обществом. Он первым заложил основы современной теории гражданского общества. Характеризуя его, Гегель показывает, что это сфера проявления свободы человека на основе права частной собственности. Но в гражданском обществе еще не достигается подлинная свобода, здесь происходит своего рода гоббсовская «война всех против всех». И лишь государство представляет собой шествие разума, утверждение нравственности, подлинной свободы и права. Гоббс Томас (1588 – 1679) – английский философ и политический мыслитель. В своих работах «Элементы законов, естественных и политических», «О гражданине», «Левиафан» разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Всякие межличностные отношения содержат мощный конфликтный потенциал («человек человеку – волк»), который на уровне общества, не ограниченного никакой властью, то есть в естественном состоянии, реализуется как «война всех против всех». Это противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение всех единой воле ради обеспечения безопасности и справедливости. Власть образуется путем общественного договора между людьми, которые взаимно отказываются от своих естественных прав, передавая их правителю. Политический порядок (организация) выступает у Гоббса искусственным образованием, создаваемым людьми путем отказа от «прав на все» в обмен на мир и безопасность. Основная черта политической организации – суверенитет как власть, имеющая абсолютный и принудительный характер. Концепция власти и государства Гоббса явилась одной из первых современных моделей государства. Даль Роберт (р. 1915) – американский политолог, один из основоположников концепции плюралистической демократии. Труды по теории демократии: «Введение в экономическую демократию», «Введение в теорию демократии», «О демократии», «Полиархия», «Демократия, свобода и равенство», «Демократия и ее критики». Даль осуществляет анализ развития демократии на протяжении всей истории человечества. Полиархическая модель демократии, разработанная им в 1950-е годы, предполагает высокий уровень участия граждан. Вместе с тем исследователь обращает внимание на низкую активность избирателей и недостаточную компетентность граждан. Усложнение социально-политических и экономических процессов, бурный рост объема информации, которую необходимо осмыслить для принятия гражданином самостоятельного решения, накладывается на все больший дефицит времени. Компетентные решения требуют и финансовых средств, и физических усилий, и интереса к политике. Для всего этого у современного обычного человека зачастую нет возможностей. Поэтому полиархическая модель демократии помимо участия граждан предполагает открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за голоса избирателей. Дюверже Морис (р. 1917) – французский политолог, специалист по проблемам конституций, избирательных систем, политических партий и партийных систем. Основные работы: «Политические партии», «Демократия без народа», «Республика граждан». Возникновение и функционирование партий Дюверже во многом связывает с развитием такого выборного органа государственной власти как парламент. Партии, возникшие из потребностей борьбы за власть в условиях парламентаризма, определяются исследователем как особый тип электоральных партий. Кроме того, Дюверже выделяет кадровые партии, активные именно в предвыборный период (своего рода сезонные партии). Далее он выделяет массовые партии, которые отличаются значительной численностью и постоянством членства. Политолог обнаружил также определенную связь между партийными и избирательными системами. К примеру, пропорциональная система выборов ведет к многопартийной системе с партиями, мало зависимыми одна от другой. Мажоритарная система с голосованием в два тура порождает партийную систему из нескольких партий, склонных к компромиссу. Мажоритарная система с голосованием в один тур способствует формированию двухпартийной системы. Истон Дэвид (р. 1917) – канадский и американский политолог, адаптировавший метод системного анализа к изучению политической жизни. Основные работы: «Политическая система», «Системный анализ политической жизни», «Основы политического анализа», «Анализ политических структур». Истон известен своими исследованиями политических процессов с точки зрения системного подхода. Он разработал оригинальную концепцию политической системы, так называемую кибернетическую модель политической системы. Политическую систему он определяет как взаимодействие в обществе, посредством которого происходит распределение ценностей и тем самым предотвращение конфликтов. На «вход» политической системы поступают импульсы в виде общественных требований; на «выходе» политической системы – политические решения, с помощью которых и происходит властное распределение ценностей. Если запросы и требования общества удовлетворяются, то политическая система получает социальную поддержку. Кант Иммануил (1724 – 1804) – немецкий философ. Для политической науки представляют интерес его работы: «Метафизика нравов» (часть I «Метафизические начала учения о праве»), «К вечному миру». Кант разрабатывал проблемы государства и права. Он обращал внимание на тесную связь и существенное различие государства, права и этики. Эту связь он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив», которое отражает безусловное моральное обязательство, укорененное в каждом человеке. «Категорический императив» представляет собой всеобщее обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди. Он выражает общую норму согласно общечеловеческому принципу: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Развивая идеи либерализма, Кант подчеркивал, что каждый человек имеет право на такую степень свободы, которая совместима со свободой действий любого другого человека, а государство имеет законное право на вмешательство в случае нарушения прав человека, то есть когда действия одних людей или учреждений подавляют законную свободу других людей. В теории Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Кант указывает, что «государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Конфуций (ок. 551 – 479 до н.э.) – китайский мыслитель. Беседы и высказывания Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником конфуцианства. Современные исследователи с полным основанием относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти. Мудрый правитель управляет с помощью «ли». Этот термин означает традицию, обряд, ритуал, обычай, историю, древность. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из наиболее приемлемых альтернатив для устройства власти. Он отвергает путь, предлагаемый древнекитайскими легистами: управление на основе строгих законов, системы поощрений и наказаний. Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской) оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, на основании которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX века.
|