![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуализация знаний. Введение понятийного аппарата.
Педагог предлагает учащимся вспомнить типы профессий и основные требования к ним. Педагог: сегодня нам предстоит познакомиться с понятием «профессиограмма» и научиться ее составлять. Но сначала необходимо узнать, что это означает и для чего используется. Попробуйте самостоятельно догадаться, что такое профессиограмма. (Учащиеся предлагают варианты). Профессиограмма – это документ, устанавливающий внутренние и внешние факторы труда, условия труда, описание объективных и субъективных его характеристик. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. 2. Рассмотрение понятия «профессиограмма». Педагог: как вы думаете, для чего нужна профессиограмма? (Ответы учащихся). Размышляя, какую выбрать в будущем профессию, каждый из вас, так или иначе, собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранные сведения вы анализируете, критически оцениваете, систематизируете, и на их основе у вас складывается представление об определенной профессиональной деятельности. Фактически вы на простейшем уровне занимаетесь составлением профессиограмм – характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить профпригодность к ней. Кроме того, она поможет определить и те качества, которые нужно развить у себя. Педагог: предлагаю вам рассмотреть один из примеров профессиограммы. Она составлена для менеджера. I. Общая характеристика профессии. Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (доходов) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника. Изучает спрос и предложение рынка, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали. Содержание и особенности труда менеджера в значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятельности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер-собственник, менеджер – наемный работник). Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском). II. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску, внятная речь, смелость, решительность, обязательность, самокритичность, терпение, компетентность, чувство юмора, эмпатия. III. Медицинские противопоказания. Работа не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, а также имеющим дефекты речи и физические недостатки. IV. Требования к профессиональной подготовке. Необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии труда, управления. Должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогооблажения, маркетинга, рекламы, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфиктологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знание иностранного языка и умение работать на ЭВМ. V. Пути получения профессии. Экономические и технические вузы, частные учебные заведения. VI. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности. Широкие возможности в области предпринимательства. VII. Родственные профессии (специальности). Широкий спектр занятий, связанных с организацией учебных, трудовых, туристических, досуговых и других групп, а также консультированием, преподаванием, отдельными направлениями предпринимательской деятельности (брокер, маркетолог, аналитик-прогнозист).
|