![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция с элементами дискуссии-3 часа
Условия независимой жизни людей с ограниченными возможностями. Перспективы интеграции людей с ограниченными возможностями в современном российском обществе. Лекция с элементами дискуссии-3 часа Цель: определить условия и перспективы интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: · выявить взаимосвязь социальных стереотипов и системы общественных и государственных приоритетов; · рассмотреть аспекты взаимодействия общества и инвалида; · определить преимущества процесса интеграции инвалидов для современного общества.
В настоящее время в России инвалидов принято относить к слоям населения, нуждающихся в социальной защите. Существует противоречие в расхождении желания инвалидов быть равноценными участниками общественной жизни и одновременно передать ответственность за решение жизненных трудностей социальному окружению. Понятия «здоровье» и «болезнь» с точки зрения их содержания и ценностного смысла. Устав Всемирной организации здоровья определяет здоровье как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Важнейшее значение имеет современное определение понятия здоровья, трактовка его новой парадигмы. Т. Парсонс – болезнь как феномен социальный. Теория конструирования социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана: люди как создатели социальной реальности и собственной идентичности в зависимости от социальных условий и контекста. Парадоксальность социализации - инвалиды живут в мире, определяемом людьми без ограничений возможностей здоровья. Роли, приписываемые человеку с ограниченными возможностями здоровья: “роли инвалида”, “больного” и “нуждающегося”. Может не совпадать с внутренним самовосприятием человека. Модель инвалида: (отражает современную социальную ситуацию в России) Ткаченко В. С. Исходная посылка в социальных отношениях в рамках модели: инвалид - это гражданин, имеющий стойкое тяжелое заболевание или дефект, не способный полноценно выполнять общепринятые социальные функции общепринятыми способами. Характеристика позиций гражданина и общества в данной модели. Задачи интеграции людей с инвалидностью - определение возможностей каждого гражданина, приобретение высокого социального статуса, формирование психологической нацеленности его на достижение максимальных ресурсов жизнеобеспечения. Обязанности общества - предоставление ему возможностей достичь этих ресурсов.
Группы людей с инвалидностью по принципу разности социальных стратегий: 1. Дети с инвалидностью. 2. Инвалиды, не способные осознавать и контролировать свое поведение. 3. Инвалиды, осознающие свое социальное положение, и согласные с ним. 4. Инвалиды, осознающие свое социальное положение, но не согласные с ним и нацеленные на изменение социального статуса. Интеграционные модели для каждой из выделенных групп (соответственно): 1. Модель социализации ребенка с инвалидностью. Нацеленность воздействия на усвоение ребенком социальных знаний, умений, норм и правил поведения, которые в будущем должны обеспечить ему включение в более устойчивые социальные системы и приобретение наибольшего статуса. 2. Модели социального содержания инвалидов - для реализации в отношении людей, которые сами неспособны к принятию решений и поэтому должны находиться под постоянным внешним контролем. Главная цель интеграции - обеспечить физиологические потребности больных граждан, чтобы их жизнь не была примером жестокости в отношениях между людьми. 3. Модель социального обслуживания. Целью интеграционных процессов в этой модели служит получение комплекса услуг, позволяющих инвалиду поддерживать свое биологическое существование при сохранении социального положения, которое он занимал до наступления инвалидности либо которое смог занять в предшествующий период инвалидности. деятельности. 4. Модель социальной мобильности (социального роста). Целью интеграции в этой модели служит достижение для человека с инвалидностью более высокого уровня социального участия, чем он имеет.
Причины, почему общество может быть заинтересовано в успешной интеграции инвалидов в обществе. Дискуссионная часть. Метод мозгового штурма. Причины: экономическая, гуманистическая, интеллектуальная, творческая, психологическая, политическая, религиозная, стабилизационная.
Список литературы: 1. Егорова С.В. Социальное конструирование в структуре современных представлений об инвалидности // Социология 2002 год, (3) 2. Преодолевая барьеры инвалидности. М.: Институт социальной работы, 1997. 3. Ткаченко, В.С. Общество и проблемы инвалидности: монография. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - 300 с.
|