![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Адаптация младших школьников на начальном этапе обучения в школе
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Психосоциальная адаптация может проходить по-разному. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Л.М. Костина. Была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе. Маркович Д.Н. в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью. Ускова М.В. провела анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большей степени гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций и их сочитание между собой. 26. Пубертатный период: новообразования и проблемы. Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Подростковый возраст – это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. В последнее время подростки находятся именно в таких условиях из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни и общественной системы ценностей. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Чтобы сохранить психологический контакт с подростками (особенно остро эта необходимость стоит перед родителями и педагогами), нужно надлежащим образом прослеживать изменения в подростковом возрасте. Целью данной работы является выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте. Предмет исследования составляет развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Изучить литературу по теме исследования и выделить основные подходы к исследованию личности подростка; 2) Выявить особенности социального и психологического развития подростков; 3) Рассмотреть основные новообразования личности подростка; 4) Экспериментально подтвердить теоретические выкладки. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение, изучение опыта, анкетирование и тестирование, анализ полученных данных. Композиционно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
25. Понятие «подростковый кризис»: его сущность и особенности. Центральное новообразование подростничества - " чувство взрослости" - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою " взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный " кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. 2. Развитие самосознания (формирование " Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов " Я". 4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. 5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. 6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. 7. Заметное развитие волевых качеств. 8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности: - гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
|