Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каравайный обряд






Каравай валяется, каравай шатается,

Пошел каравай по дубовым столам, по скатертям браным.

Каравайный обряд — обрядовое действие, связанное с выпечкой и

раздачей каравая во время свадебного пира. Каравайный обряд состоял

из двух этапов: первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».

Накануне венчания в селах и деревнях южных губерний Европейской России для свадебного стола выпекали каравай. Это происходило в доме жениха или в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты. Приготовление теста и сама выпечка каравая представляли собой обряд, суть которого была одинаковой на всей территории его бытования, хотя сами обрядовые действия могли разыгрываться по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и, таким образом, была направлена на обеспечение плодовитости молодой брачной пары.

Хотя полный обряд выпекания каравая очень сложен и практически забыт, известно, что приготовление каравая обычно происходило в субботу утром; для приготовления каравая определялись каравайницы, которые приносили с собой муку, яйца, масло, различные украшения. Каравайниц могло быть три, пять или семь, среди них определялась главная или старшая. Иногда эту роль брала на себя крестная мама с одной из сторон. Никогда не приглашали печь свадебный хлеб вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее новой семьи. Замес теста и украшение каравая, производила только замужем счастлива в браке женщина, не причинила никому зла и наделена большим потомством - эта женщина делилась своим семейным счастьем с молодыми. Перед приготовлением теста она должна была умыться, вымыть руки, повязать голову платком и надеть нательный крест. Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку — из семи мешков.

В нашем каравае семи полей пшеница,

С семи криниц водица, от семи кур яйца,

Чтоб каравай удался! [5, 178]

При замесе теста обязательно нужно читать молитвы. Вообще, каждый шаг каравайниц сопровождался молитвами, обрядовыми песнями, заклинаниями и заговорами, были и песни-приговоры, оставшиеся с языческих времен.

За процессом наблюдали зрители: родственники невесты, ее крестные родители, подружки, соседи. Иногда помещение, где замешивалось тесто для каравая, украшали колосьями ржи из последнего снопа, сжатого в предшествующую свадьбе осень. Замешивать тесто полагалось днем, обязательно до захода солнца.

Сначала каравайницы обращались к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милостливый Козьмы-Демьян, на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!» Потом невеста спрашивала благословения у матери замесить каравай. Мать отвечала: «Бог благословит, а я благословляю!» С такой же просьбой невеста обращалась к отцу, крестным, к старшим родственникам и, в конце концов, к девушкам: «Игрицы и красные девицы, благословите и помогите!» После этого каравайницы приступали к замешиванию теста. Одна каравайница сыпала в квашню с водой муку, другая под мучной струей держала сито, третья замешивала. Квашню ставили в теплое место рядом с печью и ближе к вечеру, когда тесто «подходило», начинали формовать каравай.

Формовка каравая могла проходить на девичнике в присутствии жениха с невестой, девушек и родственников со стороны невесты. Тесто укладывали в специальную большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало покрытое скатертью сено. Присутствующим в избе людям под страхом наказания запрещалось дотрагиваться до чаши с тестом. Перед тем как поставить тесто в печь, крестная мать невесты обходила с ним избу, садилась на печь или вместе с крестным отцом обходила три раза печной столб. Сажать каравай в печь должен женатый мужчина, при этом он или окружающие также должны читать молитвы. Двое женатых мужчин приносили дрова, готовили капустные листья, деревянные лопаты, веник. Печь топили дровами калины или явора, реже - сосны или липы.

Поскольку каравай как бы отражал статус будущей семейной пары, то его пытались сделать не только вкусным, но и большой - порой он выпекался размером в свадебный стол.

Испеченный каравай клали на крышку кадки, застеленной белым полотенцем, украшали сложными (обязательно парными) узорами: веточка калины - символ любви, цветок с множеством лепестков в центре каравая - дети в семье, колоски или виноград - благополучие и мир в доме, голуби символизировали супружескую верность, кольца и завитушки по кругу запирали все символические пожелания магией солнца. В такой форме родные и близкие подносили свадебное послание

молодым, и в те времена прочитать его не составляло труда. А вот трещина в караваее - плохая примета.

Также каравай украшали калиной, мятой, пшеничными колосками, посыпали рожью: ведь в те времена свадьбы чаще проводились именно осенью в пору урожая, а калине еще с языческих времен приписывают мистические свойства, она является символом сильной и крепкой любви, зримым свидетельством чувства.

Весь процесс изготовления каравая сопровождался пением каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:

Валю, валю, сыр каравай, с правой руки на леву,

С левой руки на праву – по золоту лоточку,

По золоту лоточку, по серебряному блюдечку.

Каравай на лавку взлез, каравай по лавке пошел,

Каравай на полку сел, каравай на печку взлез,

Каравай с печки слез, каравай на лопату сел,

Каравай в печку глядит [2, 198].

В песнях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным:

Пекись, пекись, сыр каравай, дерись, пекись, сыр каравай,

Выше дуба дубова, выше матицы еловой,

Ширше печи каменной [2, 199].

Накануне свадьбы выпекались и маленькие «каравайчики», их разносили вместо приглашений на торжество. После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ». В том случае, если хлеб изготавливался и у жениха, и у невесты, происходил обмен караваями. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны.

Караваем встречали сватов, жениха, невесту, родителей. Держали каравай на старинном семейном рушнике после венчания, перед тем, как сесть за столы. В красном углу избы, под образами, под «небесной аркой», (полотенцем), становились молодожены, а рядом с ними - самые уважаемые гости - крестные отец и мать. Напротив, через стол, по диагонали жизни, соединявшей красный угол и белую печь, становилась вся родня жениха или невесты, начиная с дедушки и бабушки, затем родители, родные братья и сестры, соседи, друзья. Родители жениха (каравай держит мать) поздравляют жениха и невесту. Молодые благодарят родителей и принимают каравай. Сейчас стало принято откусывать или отламывать от каравая куски - у кого кусок будет больше, тот и станет хозяином в доме. В старину молодым предстояло вкусить каравай именно с середины, что означало зарождение новой жизни.

После того, как караваем благословляли молодых, ему, свадебному караваю, отводилась непосредственная роль и в церемонии одаривания, о ней даже говорили так: «на каравай положить». Все присутствующие по очереди подходили к молодым, желали им счастья-доли, одаривали, кто, чем мог. Разрезали, делили каравай крестные

родители, а разносили кусочки - дети. Считалось, что тому, кто отведает свадебного каравая, будет сопутствовать удача, особенно, если впереди предстояло какое новое дело или дорога.

Как вы думаете, почему в сказках про Бабу-Ягу маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате пытались посадить? С какими это обрядами связано? Оказывается, если ребёнок плохо говорил и рос, его сажали под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали «подделанные хлебы» и говорили: «Как мои хлебы кисли, так и ты, мой дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи». А когда видели, что ребёнок растёт хилым и болезненным, совершали обряд «перепечения»: сажали на лопату и в остывшую только-только печку, как пирог, совали и заслонкой закрывали. Стресс, который испытывал ребёнок, находясь в печке, в темноте, пробуждал иммунные силы организма. Затем этот обряд заменили на более мягкий: протапливали печь, грели в ней ребёнка. Обряд перепечения отображён в сказках «Терешечка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Ивашко и ведьма». В этих сказках «перепечённой» оказывается Баба-Яга. Почему она, а не герой? Сказки изображают обряды наоборот. Все они складывались в те времена, когда сам обряд был уже наполовину забыт, и его можно было высмеять, потешиться над древними богами, а Баба-Яга – это древнее языческое божество [1, 49].

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал