![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение силовых и кинематических параметров привода
Числа оборотов валов и угловые скорости: n1 = nдв = 900 об/мин w1 = 900π /30 = 94, 2 рад/с n2 = n1/u1 = 900/2, 96=304 об/мин w2=304π /30 = 31, 8 рад/с n3 = n2/u2 =304/16 = 19 об/мин w3= 19π /30 = 1, 99 рад/с Фактическое значение скорости вращения колонны v = π Dn3/6·104 = π ·200·19/6·104 = 0, 20 м/с Отклонение фактического значения от заданного δ = 0 < 6%
P1 = Pтр = 400 Вт P2 = P1η рпη пк = 400·0, 97·0, 995 = 386 Вт P3 = P2η чпη пк = 386·0, 80·0, 995 = 307 Вт Крутящие моменты: Т1 = P1/w1 = 400/94, 2 = 4, 2 Н·м Т2 = 386/31, 8 =12, 1 Н·м Т3 = 307/1, 99 = 154, 3 Н·м Результаты расчетов сводим в таблицу
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.53], для червяка сталь 45 с закалкой до твердости > HRC45. Ориентировочное значение скорости скольжения: vs = 4, 2uw310-3M21/3 = 4, 2× 16, 0× 1, 99× 10-3× 154, 31/3 = 0, 72 м/с, при vs < 2 м/с рекомендуется [1 c54] чугун СЧ15, способ отливки – в землю: sв = 315 МПа.
Допускаемые контактные напряжения: [s]H = 200 – 35vs = 200 – 35× 0, 72 = 175 МПа. Допускаемые напряжения изгиба при реверсивной передаче: [s]F = 0, 075sвKFL, где КFL – коэффициент долговечности. KFL = (106/NэН)1/9, где NэН – число циклов перемены напряжений. NэН = 573w3Lh = 573× 1, 99× 24500 = 2, 8× 107. KFL = (106/2, 8× 107)1/9 = 0, 690 [s]F = 0, 075× 315× 0, 690 = 16 МПа. Таблица 3.1 Механические характеристики материалов червячной передачи
Межосевое расстояние
принимаем аw = 100 мм Основные геометрические параметры передачи Модуль зацепления: m = (1, 5¸ 1, 7)aw/z2, где z2 – число зубьев колеса. При передаточном числе 16, 0 число заходов червяка z1 = 2, тогда число зубьев колеса: z2 = z1u = 2× 16, 0 = 32 m = (1, 5¸ 1, 7)100/32 = 4, 7¸ 5, 3 мм, принимаем m = 5, 0 мм. Коэффициент диаметра червяка: q = (0, 212¸ 0, 25)z2 = (0, 212¸ 0, 25)32 = 6, 8¸ 8 принимаем q = 8 Коэффициент смещения x = a/m – 0, 5(q+z2) = 100/5, 0 – 0, 5(8 +32) = 0 Фактическое значение межосевого расстояния: aw = 0, 5m(q+z2+2x) = 0, 5× 5, 0(8 +32 – 2× 0) = 100 мм Делительный диаметр червяка: d1 = qm = 8× 5, 0 = 40 мм Начальный диаметр червяка dw1 = m(q+2x) = 5, 0(8 +2·0) = 40.0 мм Диаметр вершин витков червяка: da1 = d1+2m = 40+2× 5, 0 = 50 мм. Диаметр впадин витков червяка: df1 = d1 – 2, 4m = 40 – 2, 4× 5, 0 = 28 мм. Длина нарезной части червяка: b1 = (10+5, 5|x|+z1)m + C = (10+5, 5× 0+2)5, 0+0 = 60 мм.
при х < 0 ® С = 0.
g = arctg(z1/q) = arctg(2/8) = 14, 04° Делительный диаметр колеса: d2 = mz2 = 5, 0× 32 = 160 мм. Диаметр выступов зубьев колеса: da2 = d2+2m(1+x) = 160+2× 5, 0(1+0) = 170 мм. Диаметр впадин зубьев колеса: df2 = d2 – 2m(1, 2 – x) = 160 – 2× 5, 0(1, 2 – 0) = 148 мм. Наибольший диаметр зубьев колеса: dam2 = da2+6m/(z1+2) = 170+6× 5, 0/(2+2) = 178 мм. Ширина венца колеса: b2 = 0, 355aw = 0, 355× 100 = 36 мм. Фактическое значение скорости скольжения vs = uw2d1/(2000cosg) = 16× 1, 99× 40/(2000cos14, 04°) = 0, 64 м/с Уточняем допускаемые контактные напряжения: [s]H = 200 – 35vs = 200 – 35× 0, 64 = 178 МПа. Коэффициент полезного действия червячной передачи h = (0, 95¸ 0, 96)tgg/tg(g+j) где j = 3° - приведенный угол трения [1c.74]. h = (0, 95¸ 0, 96)tg14, 04°/tg(14, 04°+3°) = 0, 78. Силы действующие в зацеплении Окружная на колесе и осевая на червяке: Ft2 = Fa1 = 2Т3/d2 = 2× 154, 3× 103/160 = 1929 H. Радиальная на червяке и колесе: Fr1 = Fr2 = Ft2tga = 1929× tg20° = 702 H. Окружная на червяке и осевая на колесе: Ft1 = Fa2 = 2Т2/d1 = 2× 12, 1× 103/40 = 605 H.
Расчетное контактное напряжение sН = 340(Ft2K/d1d2)0, 5, где К – коэффициент нагрузки.
v2 = w3d2/2000 = 1, 99× 160/2000 = 0, 16 м/с при v2 < 3 м/с ® К = 1, 0 sН = 340(1929× 1, 0/40× 160)0, 5 = 186 МПа, перегрузка (186 – 178)100/178 = 4, 5% < 5%. Расчетное напряжение изгиба для зубьев колеса sF = 0, 7YF2Ft2K/(b2m), где YF2 – коэффициент формы зуба колеса. Эквивалентное число зубьев колеса: zv2 = z2/(cosg)3 = 32/(cos14, 04°)3 = 35, 0 ® YF2 = 1, 64. sF = 0, 7× 1, 64× 1929× 1, 0/(36× 5, 0) =12, 3 МПа. Условие sF < [s]F = 16 МПа выполняется.
Так как условия 0, 85< sH < 1, 05[sH] и sF < [sF] выполняются, то можно утверждать, что устойчивая работа червячной закрытой передачи обеспечена в течении всего срока службы привода.
Выбор ремня. По номограмме [1c83] выбираем ремень сечения О Диаметры шкивов Минимальный диаметр малого шкива d1min =63 мм [1c84] Принимаем диаметр малого шкива на 1…2 размера больше d1 = 80 мм Диаметр большого шкива d2 = d1u(1-ε) = 80∙ 2, 96(1-0, 01) = 234 мм где ε = 0, 01 – коэффициент проскальзывания принимаем d2 = 224 мм Межосевое расстояние a > 0, 55(d1+d2) + h = 0, 55(224+ 80) + 6, 0 = 173 мм h = 6, 0 мм – высота ремня сечением О принимаем а = 300 мм Длина ремня L = 2a + w +y/4a w = 0, 5π (d1+d2) = 0, 5π (80+224) = 478 y = (d2 - d1)2 = (224 – 80)2 =20736 L = 2∙ 300 + 478 +20736/4∙ 300 = 1095 мм принимаем L = 1120 мм Уточняем межосевое расстояние a = 0, 25{(L – w) + [(L – w)2 – 2y]0, 5} = = 0, 25{(1120 – 478) +[(1120 – 478)2 - 2∙ 20736]0, 5} = 312 мм Угол обхвата малого шкива α 1 = 180 – 57(d2 – d1)/a = 180 – 57(224- 80)/312 = 154º Скорость ремня v = π d1n1/60000 = π 80∙ 900/60000 = 3, 8 м/с Окружная сила
Коэффициенты Cp = 1, 0 – спокойная нагрузка Cα = 0, 92 – при α 1 = 154º Cl = 1, 0 – коэффициент влияния длины ремня Сz = 0, 95 – при ожидаемом числе ремней 2÷ 3 [Р] = Р0CpCα СlCz P0 = 0, 51 кВт – номинальная мощность передаваемая одним ремнем [Р] = 0, 51∙ 1, 0∙ 0, 92·0, 95 = 0, 45 кВт Число ремней Z = Р/[Р] = 0, 40/0, 45 = 0, 9 принимаем Z = 1 Натяжение ветви ремня F0 = 850Р /ZVCpCα = = 850∙ 0, 40/1∙ 3, 8∙ 0, 92∙ 1, 0 = 97 H Сила действующая на вал Fв = 2FZsin(α 1/2) = 2∙ 97∙ 1sin(154/2) = 190 H Прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви ремня σ max = σ 1 + σ и+ σ v < [σ ]p = 10 Н/мм2 σ 1 – напряжение растяжения σ 1 = F0/A + Ft/2zA = 97/47 +105/2∙ 1∙ 47 = 3, 18 Н/мм2 А = 47 мм2– площадь сечения ремня σ и – напряжение изгиба σ и = Eиh/d1 = 80∙ 6, 0/80 = 6, 0 Н/мм2 Eи = 80 Н/мм2 – модуль упругости σ v = ρ v210-6 = 1300∙ 3, 82∙ 10-6 = 0, 02 Н/мм2 ρ = 1300 кг/м3 – плотность ремня σ max = 3, 18+6, 0+0, 02 = 9, 20 Н/мм2 условие σ max < [σ ]p выполняется 6 Силы действующие в зацеплении червячной передачи Окружная на колесе и осевая на червяке: Ft2 = Fa1 = 1929 H. Радиальная на червяке и колесе: Fr1 = Fr2 = 702 H. Окружная на червяке и осевая на колесе: Ft1 = Fa2 = 605 H. Консольная сила от ременной передачи действующая на быстроходный вал Fоп = 190 Н Горизонтальная и вертикальная составляющие консольной силы от ременной передачи, действующие на вал Fвг = Fвcosθ = 190cos60° = 95 H Fвв = Fвcosθ = 190sin60° = 165 H
Консольная сила от муфты действующая на тихоходный вал Fм = 250·Т31/2 = 250·154, 31/2 = 3105 Н
7
Материал быстроходного вала – сталь 45, термообработка – улучшение: σ в = 780 МПа; Допускаемое напряжение на кручение [τ ]к = 10÷ 20 МПа Диаметр быстроходного вала где Т – передаваемый момент; d1 = (12, 1·103/π 105)1/3 = 18, 2 мм принимаем диаметр выходного конца d1 = 20 мм; длина выходного конца: l1 = (1, 0¸ 1, 5)d1 = (1, 0¸ 1, 5)20 = 20¸ 30 мм, принимаем l1 = 25 мм. Диаметр вала под уплотнением: d2 = d1+2t = 20+2× 2, 0 = 24, 0 мм, где t = 2, 0 мм – высота буртика; принимаем d2 = 25 мм: длина вала под уплотнением: l2» 1, 5d2 =1, 5× 25 = 38 мм. Диаметр вала под подшипник: d4 = d2 = 25 мм. Вал выполнен заодно с червяком Диаметр выходного конца тихоходного вала: d1 = (154, 3·103/π 25)1/3 = 30 мм принимаем диаметр выходного конца d1 = 30 мм; Диаметр вала под уплотнением: d2 = d1+2t = 30+2× 2, 2 = 34, 4 мм, где t = 2, 2 мм – высота буртика; принимаем d2 = 35 мм.
l2» 1, 25d2 =1, 25× 35 = 44 мм. Диаметр вала под подшипник: d4 = d2 = 35 мм. Диаметр вала под колесом: d3 = d2 + 3, 2r = 35+3, 2× 2, 5 = 43, 0 мм, принимаем d3 = 45 мм. Выбор подшипников. Предварительно назначаем для быстроходного вала радиально-упорные роликоподшипники средней серии №7304, а для тихоходного вала роликоподшипники легкой серии №7207 Таблица 7.1 Размеры и характеристика выбранного подшипника
Схема нагружения быстроходного вала Рис. 8.1 – Расчетная схема быстроходного вала Горизонтальная плоскость: SmA = 80Ft1 – 160Bx + 61Fоп.г = 0; Вх = (605× 80+61× 95)/160 = 339 Н; Ах = Ft1 – Fоп.г – Вх = 605 – 95 – 339 =171 Н; Мх1 = 339× 80 = 27, 1 Н× м; Мх2 = 95× 61 = 5, 8 Н× м.
SmA = 80Fr1 – 160By – Fa1d1/2 + 61Fоп.в = 0 Вy = (702× 80+165·61 – 1929× 40/2)/160 = 172 Н Аy = Fr1 – Fоп.в – Вy = 702 –165 – 172 = 364 Н; Мy1 = 172× 80 =13, 8 Н× м Мy2 =165× 61 = 10, 1 Н× м Мy3 =165× 141 + 364·80 = 52, 4 Н× м Суммарные реакции опор: А = (Аx2 +Ay2)0, 5 = (1712+ 3642)0, 5 = 402 H, B = (3392+ 1722)0, 5 = 380 H.
Расчетная схема нагружения тихоходного вала Рис. 8.2 – Расчетная схема тихоходного вала. Горизонтальная плоскость: SmA = Fм90 – 100Dx +50Ft2 = 0; Dх = (3105× 90 + 1929× 50)/100 = 3759 Н;
Изгибающие моменты: Мх1 = 3105× 90 = 279, 5 Н× м; Мх2 = 3759× 50 = 188, 0 Н× м.
SmA = 50Fr2 – Dy100 + Fa2d2/2 = 0 Dy= (702× 50+ 605× 160/2)/100 = 835 Н Cy= Dy – Fr2 = 835 – 702 = 133 Н Изгибающие моменты: Мy1 = 133× 50 = 6, 7 Н× м Мy2 = 835× 50 = 41, 8 Н× м Суммарные реакции опор: C = (Cx2 +Cy2)0, 5 = (49352+1332)0, 5 = 4937 H, D = (37592+ 8352)0, 5 = 3851 H,
|