Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стержень шатуна






Основными конструктивными параметрами стержня шатуна кроме длины Lш = R/λ являются размеры его среднего сечения В - В (см. рис. 23). Значения этих параметров для отечественных авто­мобильных и тракторных двигателей приведены в табл. 22.

Таблица 22

Название элемента Дизельные двигатели Бензиновые двигатели
(0, 5…0, 55)·dг (0, 5…0, 55)·dг
(1, 2…1, 4)·hш.min (1, 2…1, 4)·hш.min
(0, 55…0, 75)·lш (0, 5…0, 6)·lш
4, 0…7, 5 2, 5…4, 0

 

Стержень шатуна рассчитывают на усталостную прочность в среднем сечении В - В от действия знакопеременных суммарных сил (газовых и инерционных), возникающих при работе двигателя на режимах n = nN или n = nМ. Обычно расчет ведется для режима максимальной мощности. Запас прочности сечения определяется в плоскости качания шатуна и в перпендикулярной плоскости. Усло­вием равнопрочности стержня шатуна в обеих плоскостях является nх = nу.

Сила, сжимающая шатун, достигает максимального значения в начале рабочего хода при рZ д и определяется по результатам динамического расчета или по формуле

, (5.76)

где mj = mп + 0, 275·mш - масса возвратно движущихся частей криво­шипно-шатунного механизма (условно предполагается, что среднее сечение В - В находится в центре тяжести шатуна).

Сила, растягивающая шатун, достигает максимального значения в начале впуска (в в.м.т.) и также определяется по результатам динамического расчета или по формуле

, (5.76)

где рг - давление остаточных газов.

От сжимающей силы Рсж в сечении В - В возникают максималь­ные напряжения сжатия и продольного изгиба (МПа):

- в плоскости качания шатуна

, (5.77)

где - коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости качания шатуна;

σ е = σ в - предел упругости материала шатуна, МПа;

Lш = R/λ - длина шату­на, м;

- момент инерции сечения В - В относительно оси х - х, перпендикулярной плоскости кача­ния шатуна, м4;

- площадь среднего сечения шатуна, м2;

- в плоскости, перпендикулярной плоскости качания:

, (5.78)

где - коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна;

L1 = Lш - (d + d1)/2 - длина стержня шатуна между поршневой и кривошипной головками, м;

- момент инерции сечения В - В относительно оси у - у, лежащей в плоскости качания шатуна, м4.

Для современных автомобильных и тракторных двигателей на­пряжения σ mах.x и σ max (МПа) не должны превышать:

- для углеродистых сталей 160…250

- для легированных сталей 200…350

Минимальное напряжение, возникающее в сечении В - В от растягивающей силы Pр, определяется в плоскости качания шатуна и в перпендикулярной плоскости:

. (5.79)

Запасы прочности стержня шатуна в плоскости качания nх и в перпендикулярной плоскости ny определяются по уравнениям, при­веденным в разделе 5.3. При определении nх и ny принимается, что коэффициенты концентрации напряжений kσ зависят только от ма­териала шатуна. Для шатунов автомобильных и тракторных двига­телей значения nх и nу не должны быть ниже 1, 5.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал