Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






международное экологическое сотрудничество






Международные договоры образуют правовую основу международного сотрудничества. Их исключительное значение определено Конституцией Российской Федерации, где сказано, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде­рации являются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Реестр международных договоров и других соглашений в области окру­жающей среды, изданный в штаб-квартире ЮНЕП в Найроби (Кения), включает 152 соглашения. В мире в целом насчитывается около 300 об­щих, региональных и двусторонних международных соглашений, непосред­ственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды.

Двустороннее сотрудничество Российской Федерации реализуется через 23 рабочих органа (смешанные и совместные комиссии, координационные советы, комитеты, рабочие группы и др.) в рамках 49 различных природо­охранных соглашений Госкомэкологии России (рамочные межправительствен­ные соглашения, двусторонние конвенции о сотрудничестве в области охраны перелетных птиц, межведомственные меморандумы о взаимопони­мании, соглашения о сотрудничестве по заповедному делу и т. п.) с 31 зару­бежным государством (Белоруссия, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Испания, Канада, Китай, КНДР, Республика Корея, Литва, Македония, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Сирия, Словакия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония, Югославия, Япония). Три чет­верти соглашений являются рамочными и межправительственными.

С российской стороны в природоохранном сотрудничестве принимают участие МИД России, МПР России, Миннауки России, Минсельхозпрод России, Минобразования России, около 20 институтов и организаций, а также 99 заповедников бывш. Госкомэкологии России, значительная часть российских федеральных министерств и ведомств, а также их региональные подразделения, органы местной власти, Российская Академия наук, учеб­ные заведения, неправительственные экологические организации.

Среди зарубежных партнеров по линии двустороннего сотрудничества доминируют центральные министерства по охране окружающей среды, дру­гие ведомства, в чью компетенцию входят вопросы охраны окружающей среды, и национальные агентства по международному развитию. Наиболее часто упоминаются Агентства по охране окружающей среды Дании, Шве­ции, США, Канадское агентство международного развития (КИДА), Швед­ское агентство международного развития (СИДА), Фонд ноу-хау Британс­кого департамента по международному развитию (Кэй-Эйч-Эф Ди-ФИД), Британский совет, Минприроды Нидерландов (ФРОМ), Минсельхоз Ни­дерландов (Эл-Эн-Ви), Минтранспорта Нидерландов (Ви энд Дабл Ю), Программа МАТРА МИД Нидерландов, Федеральное министерство окру­жающей среды и безопасности ядерных реакторов (БМУ) Германии, Про­грамма федерального правительства Германии (Трансформ), Департамент окружающей среды, Служба США по управлению рыбными ресурсами и ресурсами дикой природы, Швейцарский департамент развития и сотруд­ничества, Федеральное ведомство по окружающей среде, лесу и ландшафту Швейцарии.

Ведущая роль в развитии международного экологического права принад­лежит международным организациям. Особое место среди международных организаций занимает ООН. Сотрудничество по линии международных орга­низаций включает взаимодействие с рядом образований системы ООН, на­пример, таких, как Комитет Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по экологической политике (процесс «Окружающая Среда для Евро­пы»), Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др., а также с Европейским союзом, Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР) в рамках таких международных форумов и организаций, как совещания министров окружающей среды «восьмерки», Европы, арктичес­ких государств, Международного союза охраны природы (МСОП), Все­мирного фонда охраны природы (ВВФ) и др.

На примере сотрудничества в рамках «восьмерки» можно со всей очевид­ностью констатировать, что эффективность международного сотрудничества чаще всего нельзя измерить суммой привлеченных или полученных финан­совых вливаний, уместнее говорить о политической выгоде, которая впос­ледствии может реализоваться в конкретных проектах и мероприятиях.

Сотрудничество России в региональном контексте также имеет особое значение. Это сотрудничество восьми арктических стран (Дании, Ислан­дии, Канады, Норвегии, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Финляндии и Швеции) по реализации АЕПС - «Стратегии охра­ны окружающей среды Арктики» (Рованиемский процесс), сотрудничество стран Баренцева региона.

Перечень международных организацией, сотрудничающих с Европейским сообществом

ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия ООН. Год создания: 1947. Участники: 30 стран Европы, США и Канада. Цели: сотрудничество в области экономики (торговля, транспорт, промышленность, энергети­ка, сельское хозяйство и населенные пункты). Основная деятельность: раз­витие сотрудничества в области охраны окружающей среды, устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов.

Европейское бюро по окружающей среде. Год создания: 1974. Участники: 75 неправительственных организаций из 12 стран Европы. Цели: содействие действиям по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов. Основная деятельность: распространение информации по природоохранной политике, охране природы (в том числе диких живот­ных), контролю за загрязнением окружающей среды, разработка и реализа­ция образовательных программ.

Международная организация «Зеленый крест» (МЗК). Год создания: 1993. Участники: национальные организации и подготовительные комитеты в 50 странах мира, частные лица. Цели: осуществление мер по борьбе с антропогенными экологическими бедствиями, содействие обмену эколо­гическими знаниями и технологиями, поддержка в развитии экологическо­го законодательства. Основная деятельность: реализация проектов по раз­личным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвеще­нию, разработке международного экологического кодекса.

МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз ох­раны природы. Год создания: 1948. Участники: более 952 членов из 139 стран мира. Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохране­ния целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологи­чески устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; распростране­ние информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций. ПРООН - Программа ООН по развитию. Год создания: 1965. Участни­ки: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении бо­лее эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ре­сурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-техничес­кой базы для проведения прикладных исследований.

Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Год создания: 1971. Участники: ПО государств - членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междис­циплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методоло­гии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная Деятельность: подготовка и выполнение проекта по главным проблемным на­правлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экоси­стем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социаль­но-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных за­поведников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.

ЮНЕП - программа ООН по окружающей среде. Год создания: 1972. Участники: государства - члены ООН (58 государств - членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию управления развитием при соблюдении максимальной соци­ально-экономической выгоды. Основная деятельность: осуществление про­грамм в области управления окружающей средой, сохранение наземных эко­систем, борьба с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды.

Конвенции и соглашения

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Год и место принятия: 1989, Базель, Швейцария. Участники: 71 государство (Российская Федерация - с 1990 г., ратифици­ровала в 1994 г.) и Европейское экономическое сообщество (ЕЕС/ЕЭС; с 1992 г. Европейское сообщество - Сообщество). Цели: обязательства сто­рон по сокращению трансграничного переноса отходов, включенных в пе­речень Конвенции; максимальное снижение объема и токсичности опасных отходов, оказание помощи развивающимся странам в экологическом ис­пользовании опасных и других отходов. Основные положения: запрет на вы­воз и ввоз опасных отходов, координация действий правительственных орга­низаций.

Венская конвенция об охране озонового слоя. Год и место принятия: 1985, Вена, Австрия. Участники: 120 государств, включая Российскую Федера­цию (1988 г.), и Европейское экономическое сообщество. Цели: защита и охрана здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятных воздей­ствий, связанных с изменениями в озоновом слое. Основные положения: сотрудничество в области исследования веществ и процессов, которые вли­яют на изменения озонового слоя; создание альтернативных веществ и тех­нологий; наблюдение за состоянием озонового слоя; сотрудничество в обла­сти разработки и применения мер, контролирующих деятельность, которая приводит к неблагоприятным последствиям в озоновом слое.

Конвенция о биологическом разнообразии. Год и место принятия: 1992, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Участники: 167 государств, Европейское эко­номическое сообщество. Цели: сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование компонентов биологического разнообразия, спра­ведливое распределение преимуществ (выгоды) от использования генети­ческих ресурсов. Основные положения: объявление принципа национального права на местные природные ресурсы с одновременным соблюдением прав других государств; сотрудничество в области сохранения биологического раз­нообразия в регионах, не попадающих под национальную юрисдикцию; от­ветственность государств за формирование и реализацию национальной стра­тегии, планов и программ по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, нахо­дящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Год и место принятия: 1973, Вашингтон, США. Участники: 119 государств, включая Российскую Феде­рацию. Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезно­вения, от чрезмерной эксплуатации, ввод системы таможенного контроля. Основные положения: осуществление лицензирования торговых операций;

проведение исследований по состоянию популяций охраняемых видов; со­здание сети национальных контрольных органов; взаимодействие природо­охранных органов, таможенных служб, неправительственных организаций и частных лиц; контроль за выполнением Конвенции.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Ход и место принятия: 1979, Женева, Швейцария. Цели: защита людей и окружающей среды от загрязнений воздуха; ограничение, постепенное со­кращение и предотвращение загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение. Основные положения: обмен информацией, консультациями, результатами научных исследований и мониторинга, политики и стратеги­ческих решений; сотрудничество в проведении научных исследований (дей­ствующие и перспективные технологии по снижению выбросов).

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Год и место принятия: 1972, Париж, Франция. Участники: 124 государства, в том числе Российская Федерация (1988 г.). Цели: создание эффективной системы коллективной охраны культурного и природного наследия выдаю­щейся мировой ценности. Основные положения: ответственность за выявле­ние, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культурного и при­родного наследия; включение охраны наследия в программы развития.

Конвенция по охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Год и место принятия: 1979, Берн, Швейцария. Участники: 23 го­сударства, Европейское экономическое сообщество. Цели: сохранение ди­кой фауны и флоры и их природных сред обитания, особенно тех видов и местообитаний, охрана которых требует сотрудничества ряда государств. Основные положения: принятие необходимых мер по сохранению популяций на уровне, который соответствует экологическим, научным и культурным требованиям; содействие разработке национальных программ по охране ис­чезающих и уязвимых видов и местообитаний.

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (XEЛKOM). Год и место принятия: 1974/1992, Хельсинки, Финляндия. Участники: 8 го­сударств - Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия (1980 г.), Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейское сообщество. Цели: охрана и оздоровление морской среды региона Балтийского моря средства­ми регионального сотрудничества. Основные положения: ограничение и кон­троль за проникновением в регион опасных и вредных веществ, включая загрязнение от наземных источников; предотвращение загрязнения от морс­ких судов, отходов и использования морского дна; борьба с морским загряз­нением.

Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Год и место принятия: 1991, Эспо, Финляндия. Участники: 27 государств (Россия - с 1991 г.) и Европейское экономическое сообщество. Цели: содействие устойчивому экономическому развитию; ис­пользование оценки воздействия на окружающую среду в качестве предуп­редительной меры против трансграничной деградации окружающей среды. Основные положения: принятие стратегических, юридических и админист­ративных мер по контролю за негативным воздействием; введение системы уведомлений о негативных воздействиях; проведение исследований по улуч­шению методов оценки воздействия на окружающую среду.

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружа­ющей среды. Год и место принятия: 1998, Охус. Дания (35 государств и Европейское сообщество). Цели: информирование общественности и при­влечение ее к решению экологических проблем. Основные направления: со­здание механизма участия общественности в принятии экологических реше­ний, обеспечение прав граждан на здоровую окружающую среду.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал