Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
A. Прямой выбор сторон.
Поскольку Принципы представляют собой систему норм договорного права, являющихся общими для существующих национальных правовых систем или в наибольшей степени приспособленных к особым требованиям международных коммерческих сделок, вполне разумным для сторон мог бы быть прямой выбор Принципов в качестве норм, применимых к их договору вместо той или иной конкретной национальной правовой системы. Можно было бы посоветовать сторонам, желающим принять Принципы в качестве норм, применимых к их договору, объединить ссылку на Принципы с соглашением об арбитраже. Причина этого заключается в том, что свобода сторон выбирать право, регулирующее их договор, традиционно ограничивается ссылкой на национальное право. Поэтому ссылка сторон на Принципы обычно будет рассматриваться как простое соглашение об их инкорпорировании в договор, в то время как право, регулирующее договор, должно тем не менее быть установлено на основе норм международного частного права места рассмотрения спора. В результате Принципы будут связывать стороны только в той мере, в какой они не будут затрагивать императивные нормы применимого права, от которых стороны не вправе отступать. Ситуация может быть иной, если стороны договорятся передать спор, возникший из их договора, на разрешение арбитража (третейского суда). Такой арбитражный суд не обязательно связан конкретным внутренним национальным правом. Это совершенно очевидно, если арбитры уполномочены сторонами выступать в качестве " дружеских посредников" (amiable compositeurs) или решать спор " по справедливости" (ex aequo et bono). Однако и тогда, когда отсутствует такое полномочие, наблюдается все возрастающая тенденция разрешать сторонам согласовывать правовые нормы, которые не являются нормами какого-либо национального права, на котором арбитры должны основывать свое решение. В частности, см. ст. 28 (1) Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г., а также ст. 42(1) Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и субъектами других государств 1965 г. (Вашингтонская конвенция). Руководствуясь этим подходом, стороны свободны выбрать Принципы в качестве правовых норм, в соответствии с которыми арбитраж (третейский суд) будет рассматривать спор с тем, что Принципы будут применяться, исключая какое-либо национальное право, не затрагивая только применение тех норм внутреннего права, которые являются императивными, независимо от того, какое право регулирует договор (см. ст. 1.4). В спорах, подпадающих под действие Вашингтонской конвенции, Принципы могли бы применяться с исключением применения норм какого-либо национального права. b. Принципы, применяемые как олицетворение " общих принципов права", " lex mercatoria" и подобных ссылок в договоре. Стороны международного коммерческого договора, которые не смогли договориться о выборе конкретного национального права в качестве применимого к их договору, иногда предусматривают, что договор будет регулироваться " общими принципами права", " обычаями и обыкновениями международной торговли", нормами lex mercatoria и т.п. До сих пор ссылки сторон на не лучшим образом обозначенные принципы или нормы наднационального или межнационального характера подвергались критике помимо прочих причин и из-за чрезвычайной неясности таких концепций. Для того чтобы избежать или по крайней мере значительно уменьшить неопределенность, сопровождающую использование таких неясных концепций, желательно было бы использовать для установления их содержания обращение к систематизированному и хорошо сформулированному своду норм, такому как Принципы.
|