Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники хозяйственного права ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Источники (формы) права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права. В целом применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников: правовой обычай, судебный прецедент, юридическая доктрина, религиозный памятник, нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право. К источникам хозяйственного права Республики Беларусь относятся: - Международный договор - Нормативный правовой акт - Нормативный договор - Правовой обычай - Судебная практика (не признана источником права в юридически смысле). В соответствии с правилом ч. 2 ст. 27 Закона РБ от 23 октября 1991 г. «О международных договорах Республики Беларусь» нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства. Основным источником норм международного права являются многосторонние международные соглашения. Они же выступают основой для заключения двусторонних соглашений, например: соглашения, касающиеся вопросов международной купли-продажи товаров; транспортные соглашения; международные соглашения в области инвестиционного сотрудничества;. международные соглашения в области создания и использования объектов интеллектуальной собственности и т.д. Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности (нормативные правовые акты) в Республике Беларусь являются: - Конституция Республики Беларусь; - кодексы Республики Беларусь; - законы Республики Беларусь; - указы и декреты Президента Республики Беларусь; - распоряжения Президента Республики Беларусь; - постановления Правительства Республики Беларусь; - акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь; - акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами. Нормативный договор (нормативно-правовой, правовой) – соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, государств и т.д.), которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопредоленного (неперсонифицированного кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов. В качестве одной из его разновидностей выделяют внутригосударственный нормативный договор, к которому относятся учредительные документы организаций, типовые договоры, примерные уставы, «формуляры» и т.д. Обычай рассматривается как средство восполнения пробелов в нормативных правовых актах и договоре. Такая оценка роли и места обычая в системе регуляторов предпринимательской деятельности стала возможной по результатам рассмотрения отдельных положений ГК и ряда других актов законодательства. ГК оперирует следующими терминами: «местный обычай» (ст. 222) и «обычно предъявляемые требования» (ст. 290), «обычно применяемые условия» (п. 2 ст. 444), «обычные условия» (п. 2 ст. 451), «международный обычай» (п. 1 ст. 1093) и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Правовая система Республики Беларусь динамично развивается, чему способствует закрепление концептуальных направлений ее развития на законодательном уровне, плановый характер законотворческой деятельности, наличие эффективно действующего законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность, учет правоприменительной практики при разработке новых правовых норм, а также активное применение достижений правовой науки. Но на современном этапе развития до сих пор существуют проблемы хозяйственного законодательства в нашем государстве, которые существуют едва ли ни с самого момента образования республики. Это и фрагментарность, и раздробленность, и рассредоточение норм хозяйственного права в большом количестве нормативных правовых актов, а самое главное - отсутствие базового, системообразующего нормативного правового акта, который бы стал стержнем всего хозяйственного законодательства. Я считаю, что решение вышеперечисленных проблем в настоящее время как никогда необходимо для нашей страны, которая охвачена очередным экономическим кризисом, который, на мой взгляд, самый серьезный и ощутимый, за всю историю суверенной Беларуси.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.) - Мн.: Амалфея, 2005. - 48 с. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Минск: Национальный центр правовой информации республики Беларусь, 1999. 3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь 4. Вабищевич С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: монография. В 2 т. Т. 1/ С.С. Вабищевич. - Минск: Молодежное, 2008.- 498 с. 5. Василевич Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина. - Мн.: Тесей, 2005. - 136 с. 6. Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.: Амалфея, 2002. - 344 с. 7. Реуцкая Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки/Е.А. Реуцкая. - 2е изд., перераб. И доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 384 с.
|