Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Евроинтеграция
В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. Народы Европы основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света. Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914 – 1918), а Вторая мировая война (1939 – 1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу. Европа долгое время считалась вторым «центром» современного мира, но это ее не устраивает. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в. В 1949 году возник Совет Европы. В 1957 году шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) Европейский Союз (European Union) – крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. В состав Европейского Союза входят 27 государств. В Европейском Союзе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением. Основные институты власти Евросоюза: 1. Европейская Комиссия – исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из 25 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат; 2. Европейский Парламент – собрание из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия); 3. Совет министров – основной орган принятия решений в ЕС, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования; 4. Европейский суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия между государствами-членами ЕС, между государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами; 5. Счетная палата (Суд аудиторов) – орган Европейского Союза, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов; 6. Европейский Омбудсмен занимается жалобами европейских частных и юридических лиц на институты и учреждения ЕС. Европейский союз (Евросоюз, ЕС) был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ и с тех пор непрерывно расширяется. Объединенная Европа должна стать инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене. Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди (премьер-министр Италии (1996 – 1998, май 2006 – январь 2008), между двумя премьерствами был президентом Еврокомиссии (1999 – 2004)), – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу». Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством. Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо учитывать изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы. Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран. Интеграционный процесс в Евросоюзе идет в двух направлениях – вширь и вглубь. Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 27 стран. Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза: первый этап (1951 – 1952) является своего рода вступлением; центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной торговли, затем был создан таможенный союз, крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран; на третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения; четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы); на пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.), подготовлен проект Конституции Евросоюза, которая должна быть утверждена на референдумах всех стран – членов ЕС. Сегодня огромная роль в объединении Европы принадлежит единой европейской валюте – евро. (2000 г) Она превращается в серьезного конкурента доллару на международной арене, становится второй мировой валютой, обслуживающей торговые связи между странами, международные капиталопотоки, мировые финансовые рынки. В европейских странах евро решительно победил доллар. Удалось потеснить доллар и на рынках развивающихся стран, включая Латинскую Америку. Руководители Евросоюза отмечают, что только с введением евро американцы начали всерьез размышлять о реальности создания Объединенной Европы. Роль единой европейской валюты определяется общим экономическим и финансовым потенциалом стран Евросоюза. В случае роста курса евро его международное использование будет также расти. Огромное значение для дальнейшего развития объединительных процессов в Европе имеет общность структур хозяйства западноевропейских стран. «Ядром» европейской интеграции стали ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе). Немалую роль в формировании и развитии Евросоюза сыграло определенное единство их социально-экономической структуры. Влияние этого единства сказывается и сегодня, хотя с увеличением количества членов Союза и кандидатов в ЕС положение меняется и нарастают противоречия. Последствия европейской интеграции. Оценивая результаты европейской интеграции на современном этапе, надо отметить прежде всего ее достижения. За время существования Евросоюза сложился развитый механизм интеграции, основанный на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной функций. К числу важных уроков европейской интеграции относится разработка интеграционной стратегии Евросоюза. Ряд европейских стран пошли на ограничение своего суверенитета и передачу части своих полномочий в ведение наднациональных интеграционных структур. Главенство законов Евросоюза ярко проявилось в отношении слаборазвитых государств Южной Европы – Греции, Испании и Португалии. Присоединение к общему европейскому рынку стало мощным стимулом для развития экономики этих стран. А достижения Греции, Испании и Португалии стимулировали желание вступить в ЕС у других относительно небогатых стран Европы. Экономическое развитие стран Евросоюза весьма неравномерно. Сравнение развития ЕС и США во второй половине XX в. показывает, с одной стороны, сближение их экономических показателей, с другой – нарастающую тенденцию к определенному ослаблению позиций ЕС по отношению к бурно развивавшимся в 90-х годах США. Одним из основных препятствий для устойчивого роста экономики в странах Евросоюза являются снижение трудовых ресурсов, в частности старение населения и уменьшение его численности. Сейчас на одного пенсионера в ЕС приходится 4 человека трудоспособного возраста, а в 2050 г., по прогнозу Еврокомиссии, будет приходиться только 2 работника. Первоначально «новая экономика» как совокупность новейших информационных и телекоммуникационных технологий объявлялась не подверженной кризисам. Однако с начала XXI в. стали говорить и о кризисе «новой экономики», причем некоторые аналитики назвали его основным структурным кризисом современного мира. С конца 2000 г. начал резко замедляться общий рост экономики США и ряда стран Западной Европы. Статистическая картина изменений, происходящих в последние годы, свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства в странах Евросоюза и даже в ряде случаев о сокращении его объемов. Обращает на себя внимание различие экономической динамики в «новых» и «старых» странах Евросоюза. Во всех «новых» странах в 2001 – 2002 гг. имел место рост промышленного производства. Но его темпы, а также относительно малые объемы экономик этих государств не могли оказать большого влияния на общее положение в западноевропейской и тем более мировой экономике. Основным «виновником» ухудшения общей экономической ситуации выступает Германия, в которой фактически прекратился рост промышленного производства. Падение производства началось с 1996 г., но в 2003 г. сложилось особо тяжелое положение. В настоящее время существуют серьезные противоречия в развитии Европейского союза. Раскол в Евросоюзе замедляет процесс интеграции европейских стран. А это ведет к широко обсуждавшимся в ходе разработки и утверждения Евроконституции проектам политических реформ в ЕС. Положение осложняет наличие ряда трансатлантических противоречий. Экономическая мощь США, их военно-политическое превосходство позволяют американским правящим кругам оказывать всестороннее давление и на «старых», и на «новых» членов Евросоюза, пытаясь проводить свой курс, который направлен на ослабление европейских позиций.
|