Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поводом для конфликта и основным средством мобилизации общественной поддержки в Приднестровье стал языковой вопрос.






После первоначальной пробы сил и " войны декретов", стороны обратились к внешней поддержки. Молдавская власть искала ее в Румынии, приднестровская - в Москве. ПМР рассчитывала подписать новый союзный договор, проект которого разрабатывали 1991 года, как отдельный субъект СССР. Однако, после провала ГКЧП в августе 1991 года, надежды ПМР в поддержку советской номенклатуры был похоронен. 28 августа лидер самопровозглашенной республики посетил Киев с целью обсудить возможный переход республики под юрисдикцию Украины, однако 29 августа молдавская полиция арестован его в Киеве, после чего Смирнова отправили в кишиневскую тюрьму (1 октября того же года Смирнова уволили).

С этого времени в конфликт активно вмешалась 14 российская армия, размещенная в Приднестровье. Она была самой мощной в военном отношении силой конфликта и выступила на стороне ПМР. С помощью российского вооружения 14 армии приднестровская власть осуществила " ползучий путч", вытесняя с левого берега Днестра власть центра. В ответ на такие действия, 28 марта 1992 года Молдова объявила введения чрезвычайного положения в стране. Конфликт перешел в фазу открытого вооруженного противостояния.

В марте-июле 1992Вооруженные силы Молдовы предприняли попытку разгромить военные формирования в Приднестровье и установить суверенитет Молдовы над этой территорией. Однако соотношение сил было не в пользу молдавской армии. Отряды армии ПМР имели в своем распоряжении тяжелое оружие 14 армии, в то время как молдавские войска вообще почти не имели тяжелого оружия. Так, их наступление было быстро остановлено; линия фронта стабилизировалась.

В районе Дубоссары под артиллерийский огонь молдавских сил попали части 14 армии, руководство которой заявило, что вынуждено будет в следующий раз отвечать огнем. В результате этого 9 июня была достигнута договоренность о прекращении огня. Позже, в июле, вооруженные отряды ПМР провели рейд на правый берег и заблокировали в Бендерах отряды молдавской милиции, на Молдова ответила наступлением.

Бой за Бендеры стал величайшей битвой в течение всего конфликта. Общее количество погибших превысило 600 человек, число беженцев превысило 80 тысяч. Наступление молдавских войск был бессилен против поддержанной русскими танками приднестровской армии. Молдова начала поиск мирных решений. 21 июля 1992 года в Москве между президентом Молдовы Мирчей Снегур и президентом России Борисом Ельциным было подписано Соглашение о принципах урегулирования конфликта в Приднестровье.

После подписания мирного соглашения 21 июля 1992 конфликт находится в стадии деэскалации и урегулированию. Стороны согласились на двусторонние мероприятия по отводу вооруженных формирований линии противостояния, создание буферной зоны и размещение в Бендерах специальной комиссии. Согласно договоренностям 1992 года, было гарантировано нейтралитет 14 армии в конфликте. Стороны признали одновременно территориальную целостность Молдовы и право Приднестровья самостоятельно решать собственную судьбу" в случае изменения государственного статуса Молдовы.

17 сентября 2006 в ПМР состоялся референдум о независимости республики, на котором около 97% населения высказались за отделение республики от Молдавии и последующее вхождение ее в состав Российской Федерации. Молдова, США, ЕС и ОБСЕ не признали результаты референдума. Представители Российской Федерации заявили, что результаты референдума не будут иметь юридических последствий.

Югоосетинский конфликт (Грузи́ но-югоосети́ нский конфли́ кт) — этнополитический конфликт в Грузиимежду центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства (развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.

За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляли около трети населения, трижды (1991—1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома[2].

Прежде всего, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии вПригородный район. Вторая группа беженцев — около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежать значительная часть грузинского населения Южной Осетии.

С 1992 года Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии сДагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией.

В августе 2008 года, после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазиироссийское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия. Примеру России последовали Республика Никарагуа, Боливарианская Республика Венесуэла и Республика Науру, в дальнейшем также Тувалу.

3.Арабо-израильский, или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40‑ м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств.
29 ноября 1947 года Генассамблея ООН проголосовала за создание двух государств – еврейского и арабского – на Западном берегу реки Иордан (Резолюция № 181). Еврейское население приветствовало этот план, арабское – отвергло: территория еврейского государства оказалась намного больше.

14 мая 1948 года еврейский Национальный совет провозгласил создание Государства Израиль.

В ночь на 15 мая египетские самолеты подвергли бомбардировке Тель‑ Авив. Армии пяти арабских стран численностью в 30 тысяч человек начали военные действия против только что провозглашенного государства. 31 мая из военизированных формирований «Хагана» (Организация обороны), «Эцел» (Национальная военная организация) и «Лехи» (Борцы за свободу Израиля) была создана Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), противостоявшая войскам Сирии, Египта, Трансиордании, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии и Палестинской армии.

В первые месяцы 1949 года под эгидой ООН были проведены переговоры между всеми воюющими странами. В феврале 1949 года на острове Родос было заключено египетско-израильское перемирие, к которому присоединилась Трансиордания

20 июля соглашение о перемирии было достигнуто между Израилем и Сирией. Соглашение о перемирии вступило в силу 17 июля в Иерусалиме, а во всей стране – 18 июля. В результате прибрежная полоса, Галилея и вся пустыня Негев отошли к Израилю; полоса Газы – к Египту. Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась

под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 года, получила свое современное название — Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой — святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Палестинское арабское государство так и не было создано. Арабские государства продолжали считать себя находящимися в состоянии войны с Израилем; само существование Израиля рассматривалось ими как " агрессия". Это привело к эскалации конфликта

Вторая арабо-израильская война 1956 г. " Суэцкая кампания "

Напряженность в регионе резко возросла в октябре 1956 года в связи с вопросом о будущем Суэцкого канала, который был национализирован Египтом 26 июля того же года. Акционеры канала — Франция и Великобритания — приступили к подготовке военной операции " Мушкетер" — в качестве основной ударной силы должен был выступить Израиль.

29 октября 1956 года Израиль начал операцию против Египта на Синайском полуострове. На следующий день Англия и Франция начали бомбить Египет через неделю вошли в Порт-Саид. Кампания кончилась 5 ноября, когда израильские войска заняли Шарм‑ аш‑ Шейх. Под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров, а также Газа.

Но действия Англии, Франции и Израиля подверглись резкому осуждению со стороны обеих сверхдержав, СССР и США. Советский Союз пригрозил направить в зону Суэцкого канала своих добровольцев. К вечеру 6 ноября, после того как весь Синай оказался под контролем Израиля, вступило в силу соглашение о прекращении огня. К началу 1957 года англо-французские войска были выведены из зоны Суэцкого канала, а израильские — с Синайского полуострова. На Синае вдоль египетско-израильской границы и в порту Шарм-аш-Шейх были размещены силы ООН.

В 1964 году по инициативе египетского президента Гамаль Абдель Насера была создана " Организация освобождения Палестины" (ООП). В программном документе ООП, Национальной Хартии, говорилось, что разделение Палестины и создание там еврейского государства незаконно. Ставилась задача полного освобождения территории своей родины. ООП создавалась как прообраз палестинского государства, и ее структура включала подразделения, призванные заниматься политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными и военными вопросами.

Третья арабо‑ израильская война ( " шестидневная война " )

Война, известная как " шестидневная", началась 5 июня 1967 года. Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. По соотношению сил арабы превосходили израильтян в личном составе в 1, 8 раза, в танках – в 1, 7 раза, в артиллерии — в 2, 6 раза, в боевых самолетах – в 1, 4 раза. Израиль предпринял упреждающее наступление; за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большинство сирийских самолетов. Потеряв 679 человек, Израиль приобрел весь Синайский полуостров, Голанские высоты и взял под контроль Иудею и Самарию. Весь Иерусалим принадлежал Израилю.

Четвертая война 1969-1970 гг. ( " война на истощение " )

Была начата Египтом с целью возвращения Синайского полуострова, захваченного Израилем в ходе Шестидневной войны в 1967 года. Имели место артиллерийские перестрелки, рейды через Суэцкий канал, воздушные бои. Война велась с переменным успехом и после дипломатического вмешательства США была закончена. В 1970 году было подписано соглашения о прекращении огня без территориальных изменений у сторон конфликта.

Пятая война 1973 года ( " война Судного дня " )

6 октября, в Судный день, самый святой день еврейского календаря, Египет напал на Синай, а Сирия – на Голанские высоты. Успешное наступление арабов в первые дни сменилось отступлением их к концу недели. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позиции.

После этого при посредничестве СССР и США 23 октября было достигнуто соглашение о прекращении огня как на синайском, так и на сирийском фронте. В ходе войны погибло более 8, 5 тысячи арабов и более 2, 8 тысячи израильтян.

В январе 1974 года израильские войска покинули западный берег Суэцкого канала и Эль-Кунейтру, сохранив, однако, контроль над Голанскими высотами. В марте 1979 года вступил в силу египетско-израильский мирный договор, заключенный при посредничестве президента США Джимми Картера президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином. Израиль ушел с Синая, сохранив под своим контролем лишь сектор Газа.

Шестая (ливанская) война 1982 года под кодовым названием " Мир для Галилеи "

Израиль ставил задачей уничтожение террористов из ООП: базировавшиеся в Южном Ливане террористы ООП постоянно обстреливали Галилею. Поводом послужило убийство 3 июня палестинскими террористами израильского посла в Лондоне.

Наступление началось 5 июня, в 15-ю годовщину Шестидневной войны. Израильские войска нанесли поражение сирийской армии, палестинским формированиям и их ливанским союзникам, захватили города Тир и Сидон, а также вошли в столицу страны Бейрут. Во время этой войны погибли 600 израильских солдат, но поставленная Израилем цель — уничтожение ООП — не была достигнута. После захвата израильтянами Бейрута президентом Ливана был избран израильский ставленник ливанский христианин Башир Жмайель. Он обещал подписать после вступления в должность мирный договор с Израилем, но вскоре был убит просирийскими исламскими террористами. Его сторонники с разрешения израильского командования вошли в лагеря палестинских беженцев Сабра и Шатила — якобы для того, чтобы уничтожить террористов ООП, устроили там резню, убив около тысячи человек. Боевиков среди них было ничтожное количество.

В 1985 году Израиль вывел войска с большей части территории Ливана, кроме буферной зоны, которая оставалась под израильским контролем до 2000 года.

В 1993 году в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча лидера ООП Ясира Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином.

В 1994 году было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 году в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов.

В 1999 году на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа была создана Палестинская национальная автономия, над частью которой палестинцы получили полный контроль. На этой части был сформирован вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация.

С целью решения арабо-израильского вопроса в последние годы созывалось немало международных конференций: Мадридская конференция в 1991 году, конференция в Осло (1993), конференция в Кемп‑ Дэвиде (2000), принятие " квартетом международных посредников" (США, ЕС, ООН, Россия) плана " Дорожная карта" в апреле 2003 года.

В 2006 году Лига арабских государств (ЛАГ) выдвинула свой план решения ближневосточного конфликта: признание арабскими государствами права Израиля на существование, отказ от насильственных акций с обеих сторон, признание палестинской стороной всех предыдущих соглашений, отвод израильских войск к границам 1967 года и возвращение палестинских беженцев. Однако урегулирование конфликта с мертвой точки не сдвинулось.

В 2005 году в результате плана премьер-министра Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию, Израиль вывел из Сектора Газа войска и уничтожил все еврейские поселения. Также были разрушены 4 поселения в северной части Самарии. В результате вооруженного переворота, власть внутри зоны была захвачена у ФАТХ радикальным палестинским движением ХАМАС.

Вторая Ливанская война (в арабском мире — " Июльская война " ) 2006 года

Вооруженное столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой " Хезболла", фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны, в июле – августе 2006 года.

Конфликт был спровоцирован 12 июля ракетно-минометным обстрелом укрепленного пункта " Нурит" и приграничного населенного пункта Шломи на севере с одновременным нападением на пограничный патруль Армии обороны Израиля на израильско-ливанской границе боевиками " Хезболлы". В ходе наземной операции армии Израиля удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков " Хезболлы". Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населенных пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Боевики " Хезболлы" в течение месяца проводили беспрецедентный по масштабам массированный ракетный обстрел северных городов и поселений Израиля.

Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006 года, когда в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН было объявлено прекращение огня.

1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана. Контроль над югом Ливана полностью перешел к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН.

С 2006 года ситуация в Палестинской национальной администрации осложняется внутрипалестинским противостоянием между движениями ФАТХ и ХАМАС.

В октябре 2007 года Израиль объявил сектор Газа " враждебным государственным образованием" и приступил к его частичной экономической блокаде, периодически отключая подачу электроэнергии, прекращая снабжение энергоносителями и т.д.

В ноябре 2007 года в американском городе Аннаполис прошла встреча по ближневосточному урегулированию на которой, в частности, была достигнута предварительная договоренность о проведении в течение года конструктивных переговоров по вопросу создания независимого палестинского государства.
4.Корейская проблема

Еще японские стратеги конца XIX века называли Корейский полуостров «кинжалом, воткнутым в тело материковой Азии». Нельзя недооценивать ту роль, которую Корейский полуостров играет в геостратегии и Китая, и Японии, и России. Корейский полуостров входит в состав римленда. Корейский полуостров был и остается одной из узловых точек мировой политики. С 1948 года и вплоть до середины 1980-х годов ситуация вокруг Корейского полуострова определялась реалиями холодной войны, а сам полуостров представлял собой буфер между коммунистическим и капиталистическим блоками. В начале 90-х годов прошлого столетия, непосредственно после распада СССР и крушения коммунистических режимов в странах Восточной Европы, казалось, что дни режима Ким Ир Сена в Северной Корее сочтены а, следовательно, не за горами и объединение Корейского полуострова, которое решило бы многие из существующих в международных отношениях проблем. Однако этого не случилось. КНДР устояла даже в условиях глубоко социально-экономического кризиса. Более того, глобальные изменения, происходившие в мире на рубеже 80 - 90-х годов прошлого века, способствовали еще большему обособлению и изоляции КНДР.

Современные тенденции становления новой системы международных отношений, эволюция ее структуры на глобальном и региональном уровнях делают вероятность объединения Кореи все менее очевидной, во всяком случае, в обозримом будущем. Следовательно, по-прежнему актуальными остаются вопросы обеспечения стабильности и безопасности как на самом Корейском полуострове, так и вокруг него. Для России это тем более актуально, поскольку Корея является ее ближайшей соседкой на Дальнем Востоке.

Последние события, а именно, запуски северокорейских баллистических ракет большой дальности и испытания ядерного устройства в октябре 2006 года, поставили Россию в сложное положение. С одной стороны, для национальной безопасности Российской Федерации ситуация на Корейском полуострове более актуальна, чем для большинства других государств мира. С другой стороны, чрезмерное давление на Северную Корею, тем более попытки открытого силового вмешательства могут создать еще большую угрозу для безопасности России, как в краткосрочном, так и в долгосрочном отношении.

К традиционным проблемам, которые обусловливают угрозы для безопасности России, потенциально исходящие с Корейского полуострова, в последние годы прибавились новые. Попытки Северной Кореи использовать любые способы для поиска финансовых ресурсов, необходимых для сохранения и поддержания существующего режима, толкают его лидеров на опасные действия. Сегодня становится известно, что официальные власти КНДР могут быть причастны к сбыту наркотических средств. В качестве маршрутов наркотрафика используется и российская территория.

Корейское направление внешней политики России по-прежнему является одним из приоритетных. Для того чтобы в осуществлении этой политики не допускать ошибок, в полной мере реализовывать свои национальпо-государственные интересы, следует в полной мере представлять и понимать современные проблемы Корейского полуострова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал