![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория культурно-исторического развития высших психических ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
ФУНКЦИЙ (см. культурно-историческая теория развития высших психических функций). ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ — общее понятие, обозначающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными приобретается жизненный опыт. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ - концепция, объясняющая процесс приобретения человеком опыта под влиянием социальных факторов в результате обучения, воспитания, общения и взаимодействия с людьми. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов, происходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена датским ученым ГЛанге в конце ХГХ в. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические изменения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге. ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества. ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике. ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм условного рефлекса (см. рефлекс условный). УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — способ математико-статистиче-ской обработки данных научного исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не воспринимаемые причины, называемые факторами. ФАНАТИЗМ — чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. ФАНТАЗИЯ — (см. аутизм, воображение, грезы, мечты). ФАНТОМ КОНЕЧНОСТИ — иллюзорное чувство наличия утраченной конечности — руки или ноги, длительное время сохраняющееся после их удаления. ФЕНОТИП — приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания. ФИ-ФЕНОМЕН — иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга. ФЛЕГМАТИК — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.). ФРЕЙДИЗМ — учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога З.Фрейда. Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека. ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф.с. предложено П.К.Анохиным. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН — прижизненно сформировавшаяся органическая система, обеспечивающая работу высших психических функций и являющаяся их анатомо-физиологиче-ской основой. ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания. ЦЕННОСТИ — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - (см. ценности). ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы. ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. ЧЕСТОЛЮБИЕ — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений. ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. ЭГОЦЕНТРИЗМ — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг. ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени. ЭЙФОРИЯ — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. ЭКСПЕКТАЦИИ — (см. социальные ожидания). ЭКСПРЕССИЯ — (см. выразительные движения). ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия. Э. противоположна интериоризацш (см.). ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии. ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту. ЭПИФЕНОМЕН — ненужный, бездействующий придаток. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить. ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей. ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе. ЭФФЕКТОРНЫЙ — (см. эфферентный). ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и исправлением осужденных.
|