Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Акция — бессрочная ценная бумага, закрепляющая за совладельцем право на получение дивиденда (дохода) и как минимум формальное право на участие в управлении






Акция — бессрочная ценная бумага, закрепляющая за совладельцем право на получение дивиденда (дохода) и как минимум формальное право на участие в управлении компанией. Различают акции именные и на предъявителя, обычные и привилегированные.

Акция именная выписывается на имя определенного владельца и регистрируется в реестре АО.

Акция на предъявителя свободно продается и покупается на рынке ценных бумаг.

Акция обыкновенная дает право голоса на собрании акционеров; доход по такой акции выплачивается по результатам работы АО за год и не гарантируется.

Акция привилегированная гарантирует определенный доход вне зависимости от итогов работы АО; не дает права голоса на собрании акционеров.

Альтернативная стоимость выбора — потенциальный доход, получаемый при лучшем (из всех прочих) способе использования ресурсов, от которого отказываются.

Анализ частичного равновесия определяет равновесные цену и количество товара на одном рынке, игнорирует воздействие изменения этих величин на данном рынке на цены и товарные объемы на других рынках.

Антиинфляционная политика — совокупность методов и инструментов государственного регулирования, направленных на снижение темпов инфляции.

Антимонопольное законодательство — законы, запрещающие деятельность и укрепление монополий.

Банк — экономический институт, занимающийся привлечением и размещением денежных средств.

Банковский процент (ссудный процент) — цена кредита, используемая в качестве стимула коммерческой деятельности.

Бартер — обмен товарами без посредства денег.

Безработные — та часть трудоспособного населения, представители которой на определенную дату не имели работы и прилагают усилия по ее поиску.

Бизнес-план — комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.

Биржа фондовая — организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности.

Бумаги коммерческие — долговые расписки корпорации, обязующейся вернуть деньги с определенным процентом.

Бюджетное ограничение указывает на то, что расходы не должны превышать доходы.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный избыток — превышение доходов бюджета над его расходами.

Вальраса закон — выражает модель общего экономического равновесия; если все функциональные рынки, кроме одного, находятся в равновесии, то и на последнем рынке также будет достигнуто равновесие.

Валюта: 1) денежная единица страны, один из элементов ее денежной системы; 2) денежные знаки иностранных государств и выраженные в них кредитные и платежные средства; 3) национальные деньги, используемые особым способом в международном платежном обороте.

Вексель — особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы.

Вексель переводной (тратта) — письменный приказ держателя векселя (трассанта) плательщику (трассату) об уплате обозначенной в векселе суммы денег третьему лицу (акцептанту), принимающему на себя обязательство по платежу или гарантирующему оплату по векселю.

Вексель простой — обязательство выдавшего его лица уплатить определенную сумму держателю векселя в указанный срок.

Великая депрессия — период самого глубокого кризиса в истории мировой экономики (1929-1933 гг.).

Величина стоимости — свойство товара, выражающее количество труда, необходимого для его производства.

Венчурная фирма — коммерческая научно-техническая организация, специализирующаяся на создании, освоении производства, внедрении новых видов продукции и применении новых технологий на основе использования венчурного (рискового) капитала.

Венчурный капитал — деньги, которые могут быть использованы для капиталовложений, сопряженных с высокой степенью риска.

Внебиржевой оборот ценных бумаг — покупка и продажа ценных бумаг вне фондовых бирж.

Внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет.

Внешние эффекты (экстерналии) — издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах.

Внутренняя миграция трудовых ресурсов — межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны.

Внутренняя миграция трудовых ресурсов безвозвратная (на постоянное жительство и работу) вызывает территориальное перемещение трудовых ресурсов.

Внутренняя миграция трудовых ресурсов маятниковая характеризуется ежедневными, еженедельными или ежемесячными поездками людей от места постоянного жительства до места работы, расположенных в разных населенных пунктах, и обратно.

Внутренняя миграция трудовых ресурсов сезонная предполагает их перемещение к месту временной работы и жительства на несколько месяцев, что обусловлено сезонным ритмом производства (сельское хозяйство, строительство, промыслы).

Внутренняя миграция трудовых ресурсов эпизодическая — деловые поездки, командировки, характеризующиеся нерегулярностью по времени и по направлению.

Война цен — последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке с целью завоевания рынка.

Выигрыш потребителя, потребительский выигрыш — разница между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель за дополнительную единицу товара, и его рыночной ценой; суммарный выигрыш потребителе по отношению к определенному количеству товара составляет разность между максимальной суммой денег, которую готов отдать потребитель за это количество, и действительными расходами на него, соответствующими текущей рыночной цене на товар.

Выигрыш производителя — разность между рыночной ценой единицы продукции и минимальной ценой, необходимой для того, чтобы получить дополнительную единицу товара (при минимальной заинтересованности в ее производстве).

Государственный бюджет — централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.

Государственная индексация доходов — система мер, компенсирующая (в установленной степени) снижение реальных доходов в результате роста стоимости жизни.

Государственное регулирование экономики — целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических инструментов в целях достижения сбалансированного роста общей экономической системы.

Государственные закупки — приобретение федеральными и местными органами власти товаров и услуг, производственных ресурсов.

Двусторонняя монополия — рыночная структура, при которой торговлю на рынке ведут только один покупатель и один продавец; возможность диктовать цену имеют и тот, и другой.

Демпинговое ценообразование — практика продажи продукции по цене, намеренно установленной на уровне, достаточно низком для того, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Дефицит — разность между требующимся (имеющим спрос) и предлагаемым на рынке количеством товара, когда требуемый объем товара при данной цене превышает предлагаемый.

Дискриминация на рынках труда имеет место, когда работодатели практикуют наем на условиях неравной платы за услуги одинаково производительных работников.

Дифференциация продукта имеет место, когда товар, продаваемый на рынке, не является стандартизированным.

Долгосрочная кривая рыночного предложения показывает соотношение между ценой и количеством предлагаемого товара для точек, в которых отрасль находится в равновесии.

Долгосрочный период — настолько длительный период, что у производителей есть достаточно времени для изменения всех факторов производства, используемых для изготовления продукта.

Дуополия — рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей.

Естественная монополия — фирма, которая в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на продукт с меньшими, чем при производстве такого же количества продукции большим числом фирм, издержками.

Естественная олигополия имеет место, когда небольшое число фирм могут поставлять на рынок весь необходимый объем продукции, имея в долгосрочном плане средние издержки более низкие, чем их имело бы большее количество фирм-поставщиков.

Закон предложения состоит в том, что, чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предлагать его на рынке.

Закон спроса констатирует, что отношение между ценой и количеством товара, который потребители хотят и могут приобрести, таково, что, чем меньше цена товара, тем выше на него спрос.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что при большем объеме используемого переменного производственного ресурса при неизменных других ресурсах и технологии предельный продукт этого ресурса будет, вероятнее всего, уменьшаться.

Заработная плата номинальная — денежная сумма, выплаченная работнику.

Заработная плата повременная — система заработной платы, при которой плата за труд устанавливается в зависимости от часовой ставки и производительности труда рабочего.

Заработная плата реальная — то количество товаров, которое работник может приобрести на денежную сумму выплаченной ему заработной платы при данном уровне цен на товары.

Заработная плата сдельная — система заработной платы, при которой плата за труд устанавливается в зависимости от ставки за одно изделие и производительности труда рабочего.

Землевладение — экономическое отношение, в котором земля выступает не как полная собственность, а как условие хозяйствования.

Землепользование — экономическое отношение, включающее два момента: применение земли как средства производства и присвоение созданного продукта.

Избыточное предложение — разность между количеством товара, предлагаемым на рынке, и его объемом, пользующимся спросом, когда предлагаемый товарный объем при данной цене превышает требуемый.

Издержки — денежное выражение используемых производственных ресурсов, с помощью которых осуществляются производство и реализация продукции.

Издержки бухгалтерские — фактические расходы факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Издержки валовые — сумма постоянных и переменных затрат.

Издержки долгосрочные — минимальные издержки производства товара, когда все факторы производства переменны.

Издержки неявные — стоимость ресурсов, используемых в производстве, не являющихся покупными.

Издержки переменные — те издержки, общая величина которых в данный период находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Полностью включаются в стоимость продукции данного производственного цикла.

Издержки постоянные — такие издержки, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации.

Издержки предельные — дополнительные затраты, которые несет фирма при производстве каждой дополнительной единицы продукции.

Издержки производства предприятия — денежные затраты предприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы.

Издержки средние — совокупные издержки в расчете на единицу выпуска продукции.

Издержки экономические — альтернативная стоимость любого ресурса, выбранного для производства товара, равная его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

Издержки явные — альтернативные издержки, которые принимают форму непосредственных денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных товаров.

Изменение объема предложения — изменение количества предлагаемого к продаже товара при изменении цены на него и постоянстве всех прочих факторов; движение вдоль кривой предложения.

Изменение относительной цены товара — изменение цены товара по отношению к среднему уровню цен на все прочие товары.

Изменение предложения — смещение всей кривой предложения в ответ на воздействие любых факторов, кроме изменения цены на товар.

Изменение спроса отражает изменение в количестве приобретаемого товара в зависимости от уровня цены на него; движение вдоль кривой спроса.

Изменение спроса на производственный ресурс — смещение всей кривой спроса на рассматриваемый ресурс, вызванное любыми факторами, помимо цены ресурса.

Износ материальный — процесс утраты основным капиталом потребительских свойств и стоимости.

Износ моральный — устаревание средств производства под воздействием НТП.

Износ физический — утрата средствами труда физических свойств вследствие их эксплуатации или атмосферного воздействия.

Изокванта — кривая, отражающая все сочетания ресурсов, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции.

Изокоста — кривая, отражающая все сочетания трудового и капитального факторов производства, имеющие одинаковую стоимость.

Импорт — совокупность товаров и услуг, приобретаемых в других странах.

Импортные квоты — ограничения на количество иностранных товаров, которое может быть реализовано в стране.

Инвестирование — процесс воспроизводства или увеличения основного капитала; отражает приток нового капитала в определенном году.

Инвестиции — стоимость товаров, приобретаемых предпринимателями для пополнения запаса капитала.

Индекс Херфиндаля измеряет концентрацию рынка, сначала определяя рыночную долю каждой фирмы в процентах поставок товара для продажи, а затем суммируя квадраты рыночных долей каждой фирмы.

Инновации — любые изменения, нововведения в товарах и услугах, технологиях и факторах производства.

Интернализация внешнего эффекта происходит тогда, когда предельные частные издержки или выигрыши, связанные с обращением товара на рынке, отражают действительные общественные предельные издержки либо выигрыши.

Капитал — денежные суммы, используемые с целью организации производства товаров и услуг. Под капиталом также понимаются деньги, используемые для оплаты деловых операций. Капитал — всякая сумма денег, приносящая предпринимательский доход.

Капитал фиктивный — бумажный символ (в виде ценной бумаги) реального капитала.

Карта (кривых) безразличия — метод описания предпочтений потребителя с помощью совокупности его кривых безразличия.

Карта изоквант — совокупность изоквант, указывающих максимально достижимые объемы выпуска продукции, обеспечиваемые любой данной комбинацией применяемых ресурсов.

Картель — форма монополии, при которой ее участники, сохраняя производственную самостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами с целью получения монопольной прибыли.

Квазирента — доход, обусловленный ограниченным предложением какого-либо фактора производства. Это разница между доходом на вложенный капитал и расходами на поддержание и возмещение инвестиций в основной капитал, незаменимый в краткосрочном периоде.

Кейнсианство, неокейнсианство — направление экономической теории, в котором предполагаются относительная негибкость цен, несовершенства различных функциональных рынков, отсутствие механизма саморегуляции рыночной экономики и необходимость государственного вмешательства.

Классическая школа рассматривает экономику как саморегулирующуюся систему, равновесие в которой достигается за счет свободного изменения относительных цен, а объем производства определяется естественными факторами и не зависит от денежной политики.

Коллективные договоры заключаются профсоюзом с работодателями; профсоюз выступает как представитель своих членов.

Коллективный выбор — экономические решения, принимаемые через избранные политические органы.

Конкурентная фирма — предлагает товар на рынке с совершенной конкуренцией.

Конкурентное равновесие в долгосрочном периоде — объем выпуска и рыночная цена, которые позволяют фирмам в отрасли получать нулевую экономическую прибыль.

Конкуренция — экономическое соревнование за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа.

Конкуренция монополистическая имеет место, когда продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов.

Конкуренция недобросовестная — использование нерыночных форм конкурентной борьбы: рекламы недоброкачественных товаров, распространения ложных сведений о конкурентах, незаконного использования товарного знака и т. п.

Конкуренция несовершенная — характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.

Конкуренция неценовая ведется с помощью методов, отличных от изменения продажных цен на продукцию, конкурирующими фирмами.

Конкуренция совершенная — характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

Консорциум — временное добровольное соглашение между несколькими фирмами, банками, компаниями для совместного осуществления какого-либо проекта, финансирования крупного мероприятия при строительстве дорогостоящего объекта и т. п.

Консорциума лидер — фирма или организация, координирующая работу консорциума и представляющая его интересы перед лицом покупателя, заказчика и третьими сторонами.

Контрактная теория занятости — концепция, основанная на синтезе неоклассических представлений с кейнсианскими. В основе данной теории лежит положение о том, что между работниками и предпринимателями заключается соглашение — «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдовыгодно.

Концепция гибкого рынка труда постулирует необходимость дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочный контракт, надомничество).

Концерн — наиболее распространенная форма корпорации в области промышленности, отличительной особенностью которой является многоотраслевой характер деятельности. Особенности концерна: сочетание жесткого централизованного управления в сфере капиталовложений с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, отделений и филиалов, а также с децентрализацией управления.

Кооператив — ассоциация людей или предприятий, целью которой является выполнение определенных предпринимательских функций для своих членов. Создаются в промышленном и аграрном производствах, а также в сфере услуг.

Корпорация — распространенная форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая сосредоточение функций управления предприятием в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму.

Корпорация открытая — корпорация, акции которой свободно продаются всем желающим.

Краткосрочная кривая предложения — часть кривой предельных издержек фирмы, расположенная выше точки минимума кривой ее средних переменных издержек.

Краткосрочный период — отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количество машин и оборудования, используемых в производстве.

Кредит — отношения, которые складываются между кредитором и должником по поводу движения ссудного капитала; сделка, предусматривающая обращение капитала в чужом предприятии.

Кредит банковский — предоставляемая банками предпринимателям и другим заемщикам денежная ссуда.

Кредит государственный — заем денежных средств государством у населения и других субъектов, оформленный в виде государственных займов, целевых беспроцентных займов, казначейских обязательств.

Кредит коммерческий — отсрочка платежа, предоставляемая продавцом покупателю при продаже товара.

Кредит-лизинг — безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.

Кредитная сделка — купля-продажа с отсроченным платежом. Кредитного регулирования принцип постулирует зависимость процесса производства от кредита.

Кредитный механизм — экономический механизм реализации собственности на ссудный фонд, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, адекватных данному уровню развития производительных ст.

Кривая безразличия графически отражает набор потребительских корзин, между которыми потребитель не делает различия.

Кривая «доход-потребление» соединяет все точки равновесия на карте кривых безразличия потребителя по мере изменения его дохода; кривая показывает, как с изменением дохода изменяется потребительская корзина, состоящая из товара X и расходов на все прочие товары и услуги.

Кривая Лаффера — закономерность, доказывающая, что поступления доходов в бюджет при повышении ставки налогов происходят только до некоторого критического уровня ставок налогов, а затем начинают сокращаться вследствие падения деловой активности по причине снижения стимулов к предпринимательству.

Кривая потребительских возможностей показывает, как изменяется полезность блага для потребителей при всех возможных эффективных вариантах распределения ресурсов и продукции.

Кривая предложения — график, отражающий соотношение между ценой и предлагаемым количеством товара в единицу времени.

Кривая предложения труда с обратным наклоном или загибающаяся назад имеет место, когда эффект замещения при изменениях заработной платы превышает эффект изменения дохода не только при относительно невысоком уровне заработной платы.

Кривая производственных возможностей показывает максимальное количество любого товара, которое может быть произведено в некоторой экономической системе при данном объеме производства всех других товаров, данном количестве ресурсов и данной технологии.

Кривая рыночного спроса строится из кривых индивидуального спроса на определенный товар путем суммирования объемов товара, на которые потребители предъявляют спрос при различных возможных ценах.

Кривая спроса отражает обратное соотношение между ценой (Р) и количеством товара (Q), которое покупатели хотят и могут приобрести в соответствии с законом спроса.

Кривая спроса на производственные ресурсы — кривая, показывающая, как изменяется объем требуемых производственных ресурсов с изменением цены на них при постоянстве всех прочих факторов спроса на эти ресурсы.

Кривая «цена — потребление» — кривая, соединяющая все точки потребительского равновесия при изменении цен.

Кривая Энгеля показывает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством товара X; при этом доход откладывается на вертикальной оси, а количество товара, приобретаемого за определенный период, — на горизонтальной оси.

Ликвидность — способность актива обращаться в деньги.

Личный доход (ЛД) — размер дохода, который население может потратить на личное потребление и уплату налогов.

Личный фактор производства — производительная сила совместного

труда, определенная кооперация отдельных рабочих сил, т. е. совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме.

Макроэкономика — часть экономической теории, рассматривающая функционирование экономики как единого целого.

Макроэкономическая политика — экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национального хозяйства.

Международная миграция капитала — перемещение средств, приносящих их собственнику доход, из страны в страну.

Менеджмент — форма управления предприятием в условиях рыночной экономики. Основные функции менеджмента — принятие решений и их реализация.

Меновая стоимость — свойство товара, выражающее определенное количественное соотношение его обмена на другой товар.

Метод «затраты — выпуск» используется при анализе и прогнозировании процесса производства; анализируются связи между объемами конечного спроса на продукцию в отраслевом разрезе и общим объемом и отраслевой структурой создаваемого продукта.

Миграция трудовых ресурсов — свободное перемещение рабочей силы из одних регионов в другие с целью поиска и получения работы.

Микроэкономика — наука об отдельных звеньях экономики, уделяющая основное внимание рыночным процессам.

Монетаризм — направление экономической мысли, в котором большое внимание уделяется анализу роли денег и денежно-кредитной политики в установлении рыночного равновесия, борьбе с инфляцией и безработицей.

Монополист — продавец, который контролирует значительную часть предложения какого-либо товара.

Монополия — исключительное право на продажу какого-либо про или осуществление определенного вида деятельности.

Монопольная власть — способность воздействовать на цену товара и диктовать условия на рынке, что обеспечивается концентрацией производства и реализацией значительной части данного вида продукции.

Монопсония — тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

Налог (сбор, пошлина и другие платежи) — обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законом.

Налога ставка — величина налога на единицу обложения.

Налоги косвенные — налоги на определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене (например, акцизы).

Налоги прямые — налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком.

Налоговая система — совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения.

Население занятое — та часть трудоспособного населения, которая работает в рыночных структурах.

Население институциональное — та часть трудоспособного населения, которая действует в нерыночных структурах, т. е. в таких институтах государства, как армия, полиция, госаппарат.

Население неинституциональное — та часть трудоспособного населения, которая не занята в нерыночных структурах.

Население трудоспособное — все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Натуральное хозяйство — элементарная форма организации экономики; состоит из разрозненных хозяйств, каждое из которых опирается на собственные ресурсы производства и обеспечивает, себя всем необходимым для жизни.

Научно-техническая революция (НТР) — относительно быстрые революционные изменения в технике, приводящие к смене технологического способа производства.

Научно-технический прогресс (НТП) — процесс сознательного создания людьми инноваций, начинающийся от зарождения идей и кончающийся их коммерческой реализацией.

Национализация — передача в государственную собственность контроля отрасли или предприятия, которые раньше находились в частной собственности.

Несовершенная конкуренция происходит, когда два или более продавца, каждый из которых имеет определенную степень контроля над ценой, конкурируют за продажи на рынке.

Нормальные товары — товары, потребляемые с ростом дохода потребителей в большем количестве.

Облигация — вид ценной бумаги на предъявителя, представляющий долговое обязательство заемщика, которое гарантирует кредитору возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное (один или два раза в год) получение дохода в виде процента по твердой или меняющейся ставке.

Общая экономическая теория исследует закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и в более длительном периоде общественного развития («длинная волна»).

Общее экономическое равновесие — состояние экономики, при котором на всех рынках одновременно достигнуто равенство спроса и предложения и хозяйственные агенты не заинтересованы в изменении объемов покупок или продаж.

Общество акционерное — предприятие, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры рискуют получить убытки только в пределах стоимости своих акций.

Общество акционерное закрытое — такое АО, акции которого распределяются только среди его учредителей.

Общество акционерное открытое — такое АО, которое имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.

Общество с дополнительной ответственностью — такое общество, участники которого несут ответственность в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью — общество, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по своим обязательствам только в пределах стоимости своего имущества. Все имущество общества принадлежит его участникам, а само оно во многом аналогично акционерном; обществу.

Ограниченность — несоответствие между желанием иметь определенное количество товаров и услуг и средствами для удовлетворения этого желания.

Ожидания — оценки хозяйственных субъектов будущей хозяйственной конъюнктуры.

Олигополия — рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм.

Олигопсония — тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

Оптимальное распределение ресурсов по Парето имеет место, когда невозможно улучшить благосостояние одних, не нанося ущерба благосостоянию других.

Отрасль — группа конкурирующих фирм, продающих на рынке определенный товар.

Отрицательный внешний эффект — стоимость использования ресурсов, не отраженная в цене продукта; отрицательные внешние эффекты могут возникать как в производстве, так и в потреблении товаров, обмениваемых на рынках.

Парадокс прибыли — положительная экономическая прибыль, возникающая в процессе перераспределения ресурсов, которое в итоге приводит к снижению экономической прибыли до нуля.

Партнерство — форма организации бизнеса, при которой два или более лиц договариваются о владении предприятием и об управлении им.

Патент — монополия на использование нового товара или идеи в течение определенного количества лет.

Перераспределение доходов — государственное регулирование доходов посредством фискальной политики.

Планирование — определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения.

Платежный баланс — соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые государство осуществляет за границей за определенный промежуток времени.

Позитивный экономический анализ показывает воздействие изменений в экономической политике или экономических условиях на такие поддающиеся оценке явления, как объемы производства, продаж, цены и личные доходы.

Полезность — термин, используемый экономистами для характеристики степени удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Положительный внешний эффект — выигрыш, не отраженный в ценах.

Постоянный эффект роста масштаба производства, или постоянный эффект масштаба, существует, когда выпуск продукции увеличивается в той же пропорции, в которой возрастает потребление ресурсов.

Потребительная стоимость — свойство товара, выражающееся в его полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Потребление — расходы населения на покупку товаров текущего и длительного пользования и оплату услуг.

Права собственности — привилегия владения ограниченными ресурсами.

Предельная внешняя полезность — предельный выигрыш, получаемый третьими сторонами, помимо покупателей или продавцов товара.

Предельная индивидуальная полезность — дополнительный выигрыш, получаемый покупателями товара.

Предельная норма замещения товара X товаром F — количество товара Y, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить еще одну единицу товара X, оставаясь на данной кривой безразличия.

Предельная норма технологического (технического) замещения товара капиталом — мера количества труда, которую может заменить дополнительная единица капитала без увеличения или уменьшения объема выпуска продукции.

Предельная норма трансформации — количество одного товара, от которого надо отказаться, чтобы получить каждую дополнительную единицу другого товара, оставаясь на той же кривой производственных возможностей.

Предельная полезность — дополнительный выигрыш (выгода, доход), получаемый при производстве еще одной единицы продукции или совершении еще одной операции.

Предельная полезность товара измеряется степенью готовности потребителя пожертвовать возможностью потратить доход на другие товары ради приобретения еще одной единицы товара X, оставаясь при этом на той же кривой безразличия; степенью желания заплатить за дополнительную единицу товара X.

Предельная прибыль — добавочная прибыль, получаемая от продажи дополнительной единицы продукции.

Предельная чистая окупаемость инвестиций — разность между предельной окупаемостью инвестиций (r) и ставкой ссудного процента (i).

Предельные издержки (затраты) на ресурсы — дополнительные издержки, необходимые, чтобы использовать добавочную единицу ресурса после того, как определенный его объем уже оплачен и используется.

Предельные издержки (затраты) на ресурсы для монопсонии — дополнительные издержки на приобретение добавочной единицы ресурса, когда фирма имеет власть монопсонии.

Предельные издержки, предельные затраты — дополнительные затраты на производство еще одной единицы товара или совершение операции; изменение в совокупных издержках, связанное с изменением объема выпуска продукции.

Предельные индивидуальные издержки — дополнительные затраты, которые несет фирма при производстве еще одной единицы товара.

Предельные общественные издержки — дополнительные затраты, которые несут фирмы и любые третьи по отношению к рыночным сделкам лица, когда производится еще одна единица товара.

Предельные условия эффективного объема выпуска товара достигаются, когда предельный выигрыш от производства товара равен его предельным издержкам.

Предельный анализ — техника анализа процесса принятия решений людьми, стремящимися максимизировать свой чистый выигрыш.

Предельный доход — изменение дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

Предельный доход от предельного продукта производственного ресурса — предельный продукт ресурса (фактора производства), умноженный на предельный доход, полученный от этого дополнительного продукта.

Предельный общественный выигрыш — дополнительный выигрыш от производства еще одной единицы товара, получаемый покупателями товара и третьими по отношению к рыночному обмену лицами.

Предельный продукт переменного ресурса — изменение при постоянстве прочих факторов доли этого ресурса в совокупном продукте, соответствующее изменению в объеме его использования.

Предложение — количество товара, которое продавцы хотят и могут продавать по установленным ценам.

Предмет труда — все то, на что человек воздействует в процессе труда.

Предпочтения — результаты ранжирования потребителями своих альтернативных возможностей.

Предприниматель — активный субъект рыночной экономики, обладающий всеми необходимыми качествами для создания новых комбинаций ресурсов и факторов производства с целью производства новых товаров и получения прибыли, действующий в условиях неопределенности и риска и несущий ответственность за самостоятельно принимаемые решения.

Предпринимательская фирма — организация, учрежденная и функционирующая с целью извлечения прибыли ее собственниками посредством предложения на рынке товаров и услуг.

Предпринимательский доход — прибыль за вычетом ссудного процента и платежей в бюджет (налоги и др.).

Предпринимательство — инициативная, творческая, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Предпринимательство осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательство индивидуальное — форма предпринимательства, при которой владельцем предприятия является один человек.

Предприятие унитарное — коммерческая организация, не имеющая права собственности на предоставленное владельцем имущество. В форме унитарных предприятий действуют только государственные и муниципальные предприятия.

Препятствия для входа на рынок — ограничения, не позволяющие новым продавцам товара выйти на рынок, монополизированный какой-либо фирмой; необходимы для поддержания монопольного положения последней в долгосрочном плане.

Прибыль — разница между продажной ценой товара и издержками производства.

Прибыль балансовая — разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы.

Прибыль бухгалтерская — часть дохода, остающаяся после возмещения стоимости затрат всех факторов производства, кроме капитала (явных издержек).

Прибыль монопольная — разница между монопольной ценой и издержками производства.

Прибыль нераспределенная — прибыль корпорации, не распределяемая между акционерами и часто используемая для финансирования основных ее проектов при расширении производства.

Прибыль нормальная — вознаграждение предпринимателя, достаточное для поддержания выбранного направления деятельности.

Прибыль совокупная — доход, получаемый фирмой от производства и реализации товаров.

Прибыль учредительская — доход, получаемый учредителями открытого акционерного общества, составляющий разницу между продажной ценой акций и величиной уставного капитала.

Прибыль экономическая — разница между валовым доходом (валовой выручкой) и экономическими издержками выпуска данного объема продукции.

Принцип равной полезности обобщает условия, необходимые для достижения потребителем равновесия, и указывает на то, что потребитель в состоянии равновесия распределяет расходы на все товары и услуги так, что уравнивает предельную полезность расходов в расчете на единицу их стоимости.

Присвоение — конкретный общественный способ овладения вещью.

Проблема «зайцев» — возникает, когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и оплаты его другими потребителями, заплатив цену меньшую, чем получаемый «зайцами» предельный выигрыш.

Продукт — результат производственной деятельности (товар или услуга), получаемый в обмен на что-либо. Обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Производительные силы общества — средства производства и люди, обладающие определенными навыками и опытом.

Производный спрос — спрос на производственные ресурсы, зависящий от спроса на продукцию, для изготовления которой используются эти ресурсы.

Производственная функция — зависимость максимально возможного объема производства от данного набора производственных ресурсов.

Производственные ресурсы — используемые в производстве труд, капитал и природные факторы.

Производственный кооператив — добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанный на их личном труде и объединении их паевых взносов.

Производство — процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Промежуточный продукт (ПП) — результат производственного процесса, используемый в течение определенного времени в дальнейшем производстве.

Профсоюзы — организации, создаваемые для того, чтобы представлять интересы работников в переговорах о трудовых контрактах, касающихся заработной платы, профессиональных льгот и условий труда (а также представляющие работников при контроле за выполнением этих контрактов).

Рабочая сила — индивидуальная способность к труду — свойство личности человека, его важнейший атрибут.

Равновесие потребителя — сочетание приобретаемых товаров и услуг, при котором полезность для потребителя максимизируется и одновременно выполняется его бюджетное ограничение.

Равновесие производства — состояние, при котором любое производство достигает цели максимизации прибыли.

Равновесие рыночное — наблюдается, когда предложение товара соответствует спросу на него и отсутствует тенденция изменения рыночной цены.

Разгосударствление — передача имущества из государственной собственности в иную: муниципальную, частную, коллективную, кооперативную, акционерную, смешанную.

Распределение Парето-оптимальное — состояние экономической системы, когда никакое перераспределение ресурсов не может улучшить положение ни одного из участников хозяйственного процесса, не ухудшая при этом положения других.

Рента — один из видов дохода на собственность, плата собственнику за использование природного ресурса.

Рента дифференциальная — избыточная прибыль, возникающая в результате применения более высокой естественной производительной силы, а не капитала.

Рента монопольная — дополнительный доход, который появляется при продаже товаров по монопольным ценам.

Рента экономическая — разница между платой за услуги ресурса и альтернативной стоимостью ресурса, предложение которого неэластично.

Рентабельность — отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости активов, издержкам производства.

Ресурсы — все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг.

Реформирование — эволюционный переход от одной модели экономической системы к другой.

Риск коммерческий — риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем.

Риск производственный — риск, связанный с производством и реализацией товаров и услуг.

Рынок — экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок кредитных ресурсов — особая сфера товарно-денежных отношений, в которой объектом купли-продажи выступает ссудный капитал.

Рынок труда — рынок производительной силы труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются соотношением спроса и предложения.

Рынок ценных бумаг вторичный — сделки купли-продажи ранее выпущенных бумаг, обращение ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг первичный — размещение новых выпусков ценных бумаг, эмитентами которых являются корпорации, правительство, муниципальные органы.

Рыночное равновесие существует, когда не наблюдается тенденции к изменению рыночной цены и обращающегося на рынке количества товара.

Сальдо торгового баланса — разница между стоимостью импорта и экспорта за определенный промежуток времени.

Сальдо торгового баланса активное (положительное) — состояние торгового баланса, при котором экспортные поступления превышают расходы на импорт.

Сальдо торгового баланса пассивное (отрицательное) — состояние торгового баланса, при котором экспортные поступления меньше расходов на импорт.

Свободный вход (выход) — характеристика рынка, когда фирмы могут в любой момент начать (прекратить) операции на рынке.

Сегмент рынка — часть, группа потребителей, товаров или предприятий, которые выделяются на основе определенных общих признаков.

Сегментация рынков — разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Система социальной защиты — система государственных гарантий компенсации рисков, в том числе риска потери или снижения доходов.

Слияние горизонтальное — объединение компаний, занятых в одной хозяйственной отрасли.

Слияние конгломератное — объединение в одной управленческой структуре предприятий, технологически не связанных между собой.

Собственность — отношения между людьми по поводу присвоения вещей, прежде всего средств производства.

Совершенная конкуренция существует, когда много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.

Совершенная мобильность производственных ресурсов означает, что поставщики производственных ресурсов могут мгновенно реагировать на различия в ценах на эти ресурсы в различных местностях или отраслях (при различных направлениях использования ресурсов).

Совершенная ценовая дискриминация существует, когда монополия взимает с каждого покупателя разную цену.

Совершенно конкурентный рынок — рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции.

Совершенно конкурентный рынок производственных ресурсов — рынок, на котором действует много покупателей и продавцов производственных ресурсов и где ни один из них не может воздействовать на цену ресурса.

Совокупная внешняя полезность — выигрыш на единицу товара, умноженный на общее число предлагаемых единиц товара.

Социальная цена монополии — показатель потерь в чистой полезности, происходящих из-за уменьшения доступности (предложения) товара, когда монополия максимизирует свою прибыль.

Спрос — то количество товара, которое могут и желают приобрести потребители при данной цене.

Средства производства — вся совокупность средств и предметов труда.

Средства труда — вещи или комплекты вещей, при помощи которых человек обрабатывает предметы труда.

Стоимость — свойство товара, определяемое затратами труда на его производство.

Структура рынка — число покупателей и продавцов на рынке, доля их в объеме покупаемого и продаваемого товара, степень контроля за рынком и ценами.

Таблица спроса — таблица, показывающая, как количество товара, которое приобретают потребители, увеличивается каждый месяц с уменьшением цены на товар.

Тарифы — налоги, взимаемые с импортируемых товаров.

Теорема Коуза утверждает, что если операционные издержки бесконечно малы, то внешние эффекты могут быть интернализированы правительством путем установления права собственности на использование ресурсов и разрешения свободной торговли этими правами.

Теория игр моделирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами.

Технология — способы воздействия человека на предмет труда.

Товар — вещь, обладающая определенной полезностью, зримая и осязаемая. Имеет стоимость и потребительную стоимость.

Товар Гиффена — низкокачественный товар, для которого эффект изменения дохода превышает эффект изменения замещения этого товара другими при изменении его цены.

Товарищество — ассоциация предпринимателей и профессионалов, действующая в интересах делового сообщества.

Товарищество на вере (коммандитное) — общество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут ответственность только в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности. Коммандитисты получают часть прибыли товарищества в соответствии с их долей в совокупном капитале.

Товарищество полное — коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность за принадлежащим им имуществом.

Товарное производство — форма организации хозяйства, основанная на общественном разделении труда, предполагающая специализацию производителей на производстве какого-либо товара или услуги.

Торговый баланс — соотношение стоимости вывозимых из страны (экспортируемых) и ввозимых в страну (импортируемых) товаров и услуг за определенный период (обычно год).

Транзитивность — свойство предпочтений, предполагающее, что если потребитель предпочитает потребительскую корзину товаров A потребительской корзине B и также предпочитает корзину B корзине C, то он должен отдавать предпочтение корзине A перед корзиной C.

Транснациональные корпорации (ТНК) — корпорации, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории более чем одной страны.

Трансфертные платежи — форма перераспределения государственных расходов; безвозмездные государственные выплаты населению (пенсии, пособия и т. п.).

Трест — монополистическое объединение определенного типа по производству какого-либо товара.

Труд — целенаправленная деятельность людей, связанная с видоизменением веществ и сил природы и приспособлением их для удовлетворения своих потребностей.

Трудовые ресурсы — часть населения страны в трудоспособном возрасте, обладающая физическими и умственными способностями, необходимыми для работы в народном хозяйстве.

Увеличивающийся эффект роста масштабов производства, увеличивающийся эффект масштаба действует, когда объем производства (выпуск) растет в большей пропорции, чем увеличивается использование производственных ресурсов.

Уменьшающийся эффект роста масштабов производства или уменьшающийся эффект масштаба преобладает, когда объем производства (выпуск) возрастает в пропорции меньшей, чем объем используемых ресурсов.

Уравнение обмена доказывает, что совокупные расходы равны стоимости всех товаров и услуг, производимых хозяйством страны: MV = PQ, где М — предложение денег; V — скорость обращения; P — уровень цен на товары и услуги; Q — количество продукции.

Уровень жизни — обеспеченность населения жизненно необходимыми благами, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Ускоренная амортизация — порядок, при котором правительство разрешает производить амортизационные отчисления в размерах, существенно превышающих действительный износ основного капитала; по существу, означает налоговую субсидию предпринимательству.

Услуги — нематериальные блага, обладающие определенной полезностью; являются товарами и производятся врачами, юристами, банками, финансовыми компаниями и др.

Участие работников в прибылях и создание рабочей собственности — система организации оплаты труда, направленная на повышение заинтересованности работников в конечных результатах; работники получают часть прибыли или собственности в зависимости от стажа и прочих заслуг помимо и сверх заработной платы.

Факторы производства — производственные ресурсы; включают природные, людские ресурсы, капитал и предпринимательство. Физический износ — процентное выражение износа капитала за год.

Фирма — организация, которая производит товары и услуги; может действовать в форме частного предприятия, товарищества или АО.

Фирма-партизан — фирма, которая быстро входит на рынок, когда может заработать экономическую прибыль, и покидает его, когда это становится невозможным (или ранее этого, обнаружив уменьшение прибылей).

Функция издержек описывает отношение между объемом производства и его минимально возможными издержками.

Функция полезности — соотношение между потребляемыми количествами товаров и услуг и полезностью, получаемой потребителем; способ выражения предпочтений потребителя.

Функция спроса — взаимозависимость между количеством товаров, приобретаемых потребителями, ценой его единицы и всеми другими факторами спроса.

Х-неэффективность — прирост издержек выше их минимально возможного уровня.

Цена — денежное выражение стоимости; отражает часть дохода, которой нужно пожертвовать для получения единицы желаемых товаров и услуг.

Цена входного барьера — установление монополией (олигополией) низкой цены на товар, препятствующей вхождению на рынок новых продавцов.

Цена замены — общая стоимость товаров и услуг, которые нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.

Цена монопольная — максимальная цена, по которой монополии могут реализовать определенный объем продукции при данном спросе.

Ценная бумага — документ, удостоверяющий в установленном порядке имущественные права, реализация или передача которых возможна только при его предъявлении.

Ценовая война — конкуренция на олигополистическом рынке путем последовательного снижения цен; одно из многих возможных последствий олигополистической конкуренции; ценовые войны выгодны потребителям, но отрицательно сказываются на прибылях продавцов.

Ценовая дискриминация — продажа продукции одинакового качества различным покупателям по разным ценам.

Ценовый лидер — фирма-олигополист, устанавливающая цену, которой придерживаются другие фирмы.

Ценовый порог, цена нижнего предела — минимальная цена, установленная законом; минимальная законодательно установленная заработная плата является примером ценового порога в отношении цены труда.

Ценовый потолок — максимальная цена, законодательно установленная для данного товара.

Ценообразование демпинговое — продажа товаров по низким ценам, уровень которых позволяет вытеснить конкурента с рынка.

Частичная монополия присутствует на рынке, когда на нем есть ценовый лидер, устанавливающий монопольную цену на основе своих предельного дохода и предельных издержек, другие же продавцы на рынке при этой цене являются лишь принимающими цену.

Частичное равновесие — равновесие между спросом и предложением товара на одном рынке без учета воздействия равновесных цены и объема предложения на нем на цены и количество товаров на других рынках.

Частная собственность — право индивидуального владения и в том числе основа системы свободного предпринимательства. Гарантирует право отдельных людей владеть, пользоваться и распоряжаться вещами.

Человеческие ресурсы — ресурсы труда, которые в рыночной экономике являются важнейшим фактором производства.

Человеческий капитал — созданный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целенаправленно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков данного человека.

Чистая монополия — единственный продавец продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монопсония — единственная фирма, которая потребляет все предложенные на рынке ресурсы, имеющие мало или не имеющие вовсе альтернативных возможностей применения; существует, когда фирма в состоянии влиять на цену ресурса, который она приобретает.

Чистое общественное благо — товар или услуга, которые потребляются коллективно всеми потребителями независимо от того, платили они за них или нет.

Чистый частный товар — товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что она приносит полезность лишь исключительно данному покупателю.

Чрезмерное бремя налога — разность между денежной величиной выигрыша потребителя, утерянного в результате введения налога, и суммой уплаченного налога.

Экономика — общественная наука, которая анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их, с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.

Экономика рыночная — экономическая система, в которой экономические решения на национальном уровне определяют решения, принимаемые отдельными продавцами и покупателями на рынке.

Экономика смешанная — экономическая система, которая объединяет элементы общественной собственности на средства производства с элементами частной собственности, а также сочетающая принципы рыночной экономики с централизованно-плановым управлением.

Экономика традиционная — экономическая система, распределение ограниченных ресурсов в которой происходит в соответствии с обычаями; темпы изменений и развития в ней крайне невысоки; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители; большая часть товаров потребляется там же, где производится.

Экономическая интеграция — процесс совмещения элементов экономики различных стран в форме широкого межгосударственного объединения, действующего в соответствии со специальными соглашениями и обладающего собственной организационной структурой, представленной руководящими и иными учреждениями.

Экономическая модель — система предположений, служащих установлению взаимозависимости между экономическими переменными.

Экономическая прибыль — разница между валовым доходом и экономическими издержками определенного объема выпуска продукции.

Экономическая рента — разность между платежами за производственные ресурсы и минимальной платой, в обмен на которую поставщики этих ресурсов готовы их предоставлять.

Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного воспроизводства.

Экономические переменные — показатели количества (такие, как объем готовой продукции) или суммы денег (такие, как цены), которые могут принимать различны

Экономический закон — наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений и процессов.

Экономический человек — главный творческий субъект рыночной экономики, который имеет свободу выбора и принимает рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий, возможностей и информации в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями, интересами и целями.

Экономия от масштаба производства — снижение удельных затрат на единицу продукции благодаря производству их в массовом масштабе.

Экспорт — совокупность проданных другим странам товаров и услуг.

Экспортные субсидии — компенсации экспортерам продукции, которые позволяют им продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем внутри страны.

Эластичность перекрестная — процентное изменение потребляемого количества товара X в ответ на каждый процент изменения потребления товара Y.

Эластичность по цене


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.08 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал