![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие предмета ведения. Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации: 1) установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации; 2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада); 3) установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия); 4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия). Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. К исключительному ведению Российской Федерации относится: 1) в области государственном строительства: - принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов; - федеративное устройство и территория Российской Федерации; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; - гражданство в Российской Федерации; - регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; - формирование федеральных органов государственной власти; - судоустройство, прокуратура; - уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; - амнистия и помилование; -гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; - правовое регулирование интеллектуальной собственности; - федеральное коллизионное право; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации; - федеральная государственная служба; - государственные награды и почетные звания Российской Федерации; 2) в экономической, социальной, культурной областях. - федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации; - установление правовых основ единого рынка; - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; - федеральные экономические службы, включая федеральные банки; - федеральный бюджет; - федеральные налоги и сборы; - федеральные фонды регионального развития; - федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; - деятельность в космосе; - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; - геодезия и картография; - наименования географических объектов; - официальный статистический и бухгалтерский учет; 32. Понятие административно-территориального устройства. Виды административно-территориальных единиц: Под административно-территориальным устройством следует понимать деление территории государства, а в федеративном государстве – его субъектов на части – территориальные единицы, в раках которых осуществляются определенные государственные функции и/или местное самоуправление, создаются соответствующие органы. Государство или его части делятся на территориальные единицы, каждая из них обладает своими органами государственной администрации или МСУ, в рамках которых имеется управление. Административно-территориальное управление является двухуровневым. Первый уровень – единицы, входящие в субъект РФ – города и сельские районы, второй уровень входит в первый уровень – городские и сельские поселения. Вопросы административно-территориального устройства относятся к ведению субъектов РФ и отражаются в законодательстве субъекта. Субъекты РФ могут состоять из: - городских округов – городское поселение, не входящее в состав муниципального района. - муниципальных районов – несколько поселений, объединенных общей территорией - городских поселений; – город или поселок с прилегающей территорией; - сельских поселений – одна или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов городские поселения состоит из города или поселка, в него могут входить также сельские населенные пункты сельский населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности. возможно деление крупных городов на районы (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2014 г.), городов федерального значения на административные округа/районы, которые могут осуществлять местное самоуправление.В РФ существуют также закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по оружию массового поражения, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальный режим проживания граждан. Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских территориях городов федерального значения.
|