![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайна XIV. Музыка души
Э. Дега (1834-1917). Голубые танцовщицы (1880). Мы рассмотрели 7 граней кристалла души личности. Но каждому ясно, что душа подвижна. Любая из граней нашей души имеет различные уровни развитости, развития, а следовательно, она может звучать по-разному. Представим клавиатуру рояля. Семь октав рояля имеют разную окраску (у них разные задачи, подобно разным граням души человека: физическая, творческая, межличностная, социальная, принципиальная, универсальная). Но и внутри октав мы знаем разные уровни возвышения – это семь нот в каждой октаве. Каждый из нас должен сегодня знать семь нот роста и возвышения вибраций своей души. Назовём их семью базовыми ступенями роста души.
Схема № 11. Ступени (уровни) роста качеств личности Продвижение по ступеням этой «лестницы» означает гармоническое восхождение человека, его личный эволюционный рост, его самосовершенствование. В тот или иной период жизни человек фокусируется на той или иной ступеньке своего роста. К примеру, в младенчестве и детстве важнейшей задачей для человека является укрепление физического тела, формирование здоровья. В школьные годы акцент переносится на второй уровень. Развитие творческих способностей личности становится важнейшей задачей человека. Это заложено в детской физиологии и нейрофизиологии: пластичность и широта восприятия, острая наблюдательность, энергетичность чувственных проживаний, мгновенное запечатлевание в памяти событий жизни, динамизм и многогранность деятельности по познанию Мира. Третья ступень лесенки роста осваивается особенно рьяно в старших классах школы, в молодые годы до 30лет. Утверждение личности на социальном уровне жизни чрезвычайно занимает всех от 30 до 45 лет. Становление принципов жизни, собственной позиции ‒ важнейшая задача в 40-45лет. Позже, к 55-60 годам люди стремятся обрестиширокий универсальный взгляд на Мир. Наш опыт работы со школьниками, их родителями, учителями и преподавателями высшей школы – людьми разных специальностей и возрастов, национальностей и социального положения убедил нас, что человек должен знать семь этапов (уровней) структурно-функционального роста качеств личности. Эти этапы роста и являются ступенями нравственного восхождения. Нравственность − это высшая ступень гармонизации качеств личности с собой и Законами Мироздания. Это процесс гармонического развития личности с учётом разнообразных возможностей её психосоматической природы. Для понимания того, что же представляет собой рост с точки зрения качеств личности, используем таблицу гармонического развития личности В.В. Вульфа, созданную в восьмидесятые годы XX века и впервые напечатанную в России в книге автора «Холодинамика. Вся сила в действии» [15]. Таблица 3 Таблица гармонического развития личности
Это английское слово в интерпретации автора обозначает «целостная динамика Мироздания и человека как его части». По сути, точнейшее словосочетание «whole dynamics» было неудачно переведено (методом «кальки») как холодинамика. Вместо истинного значения этого словосочетания «вся динамика» русское ухо слышит слово «холод», а уже потом – слово «динамика». Для более приемлемого понимания этого психологического направления мы используем термин «целостное мышление», который отражает процессы динамики мышления, управления и самоорганизации личности как части единого и динамичного Мироздания. Мы расширили таблицу В.Вульфа, дополнив её графически 7-й гранью личности. Проф. Б.А.Астафьев, исходя из разработанной им теории, доказывающей генетическое энергоинформационное единство Мира, управляемого Творцом, дополнил эту таблицу пояснениями о космической помощи [9]. В случае снижения тех или иных показателей развивающейся личности, включая физическое состояние, силу духа, воли, инициативность, творческость и т. д., ей оказывается помощь, устраняющая неблагоприятную динамику. Она может быть и в виде стимуляции творчества, работы над здоровьем, усиления волевых качеств, но также и в виде положительной информации, предотвращающей восприятие разрушительной информации, воспитания критического отношения к ней. Это дополнение мы считаем чрезвычайно важным, так как оно показывает тесную связь личности с окружающим Миром Космоса. В таблице запечатлена важнейшая воспитательная функция законов образования: самоорганизация нравственной личности конгруэнтно Всеобщим Законам Мира. Работа с таблицей проста. Она была описана выше как методика «5 шагов к собственной нравственности» (см. главу «Кристалл души»).
|