Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 4. Клинико-генеалогический метод изучения наследственности человека
РАЗДЕЛ VI. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА
Занятие 1. Характеристика генома человека. Методы изучения наследственности человека. Задание 1. Дайте определение следующих понятий:
Геном ____________________________________________________________ __________________________________________________________________
Кариотип _________________________________________________________ __________________________________________________________________
Тельце Барра ______________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 2. Дайте характеристику кариотипа человека ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу «Основные методы изучения наследственности человека»:
Занятие 2. Цитогенетический метод. Близнецовый метод Задание 1. Сделайте заключение о кариотипе человека в следующих случаях:
1) Фенотип мужской, 95% клеток не имеют телец Барра:
2) Фенотип женский, 95% клеток имеют 1 тельце Барра: __________________________________________________________________
3) Фенотип мужской, 95% клеток имеют 1 тельце Барра: __________________________________________________________________
4) Фенотип женский, 95% клеток имеют 2 тельца Барра: __________________________________________________________________ 5) Фенотип женский, 95% клеток не имеют тельца Барра: __________________________________________________________________
6) Фенотип мужской, 95% клеток имеют 2 тельца Барра: __________________________________________________________________ Задание 2. Проанализируйте данные о конкордантности близнецовых пар, приведенные в таблице. Сделайте заключение об относительной роли наследственности и факторов среды в формировании указанных ниже признаков:
Подпись преподавателя____________________ Занятие 3. Популяционно-статистический метод изучения наследственности человека Задание 1. Дайте определение следующих понятий:
Вид -______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Популяция -________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 2. Что такое «идеальная» популяция? Сформулируйте критерии «идеальной» популяции. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. А) Сформулируйте закон Харди-Вайнберга: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Каковы возможности популяционно-статистического метода: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Решите задачу:
При изучении частоты встречаемости фенилкетонурии в определенном районе, заболевание было выявлено у 16 человек из 100 000. Определите частоту встречаемости фенилкетонурии в этом районе.
Задание 5. Решите задачу:
В изучаемой популяции резус-отрицательность была выявлена у 16% обследованного населения. Определите генетическую структуру данной популяции.
Подпись преподавателя______________________________ Занятие 4. Клинико-генеалогический метод изучения наследственности человека Задание 1. Дайте определение следующих понятий:
Пробанд -__________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сибсы -___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 2. Составьте родословную своей семьи. Проследите наследование какого-либо признака в Вашей семье (группы крови, резус-фактор, цвет глаз, праворукость-леворукость и др.).
Задание 3. Проанализируйте родословную семьи, в которой наблюдается наследование полидактилии.
1) Определите тип наследования патологического признака в семье: __________________________________________________________________
2) Определите членов семьи, являющихся носителями мутантного гена: __________________________________________________________________
3) Определите генотип индивидуума III-2 и объясните причину рождения в его семье детей, имеющих полидактилию: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. А)Составьтеродословную по данным анамнеза: Пробанд – здоровая женщина, имеющая двух здоровых братьев и двух братьев, больных алкаптонурией. Мать пробанда здорова и имеет двух здоровых сестер – монозиготных близнецов. Отец пробанда болен алкаптонурией и является двоюродным дядей своей жены. У него есть здоровые брат и сестра. Бабушка пробанда со стороны отца была больна алкаптонурией и состояла в браке со своим здоровым двоюродным братом. Бабушка и дедушка со стороны матери здоровы, отец и мать деда также здоровы, при этом мать деда является родной сестрой деда пробанда со стороны отца.
Б) Пронумеруйте поколения и членов каждого поколения В) Определите тип наследования алкаптонурии;
Тип наследования: __________________________________________________ Задание 5. Проанализируйте наследование групп крови по системе АВО в данной семье.
А) Определите группу крови и генотип индивидуумов I 2, II 4, III 1. ________________________________________________________________
Б) Какие группы крови могут быть у детей супружеской пары III 1 и III 2? Какова вероятность того, что четвертый ребенок этой пары будет иметь IV группы крови? ________________________________________________________________
Решение задачи запишите ниже:
Подпись преподавателя______________________________
|