Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 4. Клинико-генеалогический метод изучения наследственности человека

РАЗДЕЛ VI. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА

 

Занятие 1. Характеристика генома человека. Методы изучения наследственности человека.

Задание 1. Дайте определение следующих понятий:

 

Геном ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Кариотип _________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Тельце Барра ______________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 2. Дайте характеристику кариотипа человека

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Заполните таблицу «Основные методы изучения наследственности человека»:

Название метода Принципы Возможности Недостатки
Клинико-генеалогический метод      
Близнецовый метод      
Цитогенетический метод      
Популяционно- статистический метод        
Молекулярные методы      

Занятие 2. Цитогенетический метод. Близнецовый метод

Задание 1. Сделайте заключение о кариотипе человека в следующих случаях:

 

1) Фенотип мужской, 95% клеток не имеют телец Барра:

 

 

2) Фенотип женский, 95% клеток имеют 1 тельце Барра:

__________________________________________________________________

 

3) Фенотип мужской, 95% клеток имеют 1 тельце Барра:

__________________________________________________________________

 

4) Фенотип женский, 95% клеток имеют 2 тельца Барра:

__________________________________________________________________

5) Фенотип женский, 95% клеток не имеют тельца Барра:

__________________________________________________________________

 

6) Фенотип мужской, 95% клеток имеют 2 тельца Барра:

__________________________________________________________________

Задание 2. Проанализируйте данные о конкордантности близнецовых пар, приведенные в таблице. Сделайте заключение об относительной роли наследственности и факторов среды в формировании указанных ниже признаков:

 

Признаки МБ ДБ Заключение
Группа крови        
Цвет глаз        
Сахарный диабет        
Рахит        
Язвенная болезнь        
Коклюш        
Скарлатина        
Ревматизм        

Подпись преподавателя____________________

Занятие 3. Популяционно-статистический метод изучения наследственности человека

Задание 1. Дайте определение следующих понятий:

 

Вид -______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Популяция -________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 2. Что такое «идеальная» популяция? Сформулируйте критерии «идеальной» популяции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. А) Сформулируйте закон Харди-Вайнберга:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б) Каковы возможности популяционно-статистического метода:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Решите задачу:

 

При изучении частоты встречаемости фенилкетонурии в определенном районе, заболевание было выявлено у 16 человек из 100 000. Определите частоту встречаемости фенилкетонурии в этом районе.

 

 

Задание 5. Решите задачу:

 

В изучаемой популяции резус-отрицательность была выявлена у 16% обследованного населения. Определите генетическую структуру данной популяции.

 

 

Подпись преподавателя______________________________

Занятие 4. Клинико-генеалогический метод изучения наследственности человека

Задание 1. Дайте определение следующих понятий:

 

Пробанд -__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сибсы -___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Составьте родословную своей семьи. Проследите наследование какого-либо признака в Вашей семье (группы крови, резус-фактор, цвет глаз, праворукость-леворукость и др.).

 

 

Задание 3. Проанализируйте родословную семьи, в которой наблюдается наследование полидактилии.

 

1) Определите тип наследования патологического признака в семье:

__________________________________________________________________

 

2) Определите членов семьи, являющихся носителями мутантного гена:

__________________________________________________________________

 

3) Определите генотип индивидуума III-2 и объясните причину рождения в его семье детей, имеющих полидактилию:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. А)Составьтеродословную по данным анамнеза:

Пробанд – здоровая женщина, имеющая двух здоровых братьев и двух братьев, больных алкаптонурией. Мать пробанда здорова и имеет двух здоровых сестер – монозиготных близнецов. Отец пробанда болен алкаптонурией и является двоюродным дядей своей жены. У него есть здоровые брат и сестра. Бабушка пробанда со стороны отца была больна алкаптонурией и состояла в браке со своим здоровым двоюродным братом. Бабушка и дедушка со стороны матери здоровы, отец и мать деда также здоровы, при этом мать деда является родной сестрой деда пробанда со стороны отца.

 

Б) Пронумеруйте поколения и членов каждого поколения

В) Определите тип наследования алкаптонурии;

 

 

Тип наследования: __________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте наследование групп крови по системе АВО в данной семье.

 

А) Определите группу крови и генотип индивидуумов I 2, II 4, III 1.

________________________________________________________________

 

Б) Какие группы крови могут быть у детей супружеской пары III 1 и III 2? Какова вероятность того, что четвертый ребенок этой пары будет иметь IV группы крови?

________________________________________________________________

 

Решение задачи запишите ниже:

 

 

Подпись преподавателя______________________________

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задача 2. Тема: «Разветвляющиеся алгоритмы. Оператор выбора». | Коммерческое предложение. Уважаемые дизайнеры, архитекторы, строители и производители мебели, в данном коммерческом предложении компания «Ωмега» предлагает Вам рассмотреть
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал