Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логика— наука о мышлении,ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Значение логики: ее задача - научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и правильнее познавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
I) Возникновение л. связано с именем Аристотеля (4 в. до н. э.). Арестотель формирует 3 основ. формально лог-их законов: 1) з-н Тождества.2) з-н Не противоречия. 3) з-н Исключенного третьего. II) В ср.века в теор. лог. не было существ-х изменений, но при этом принципы формальной логики использовались как ср-во аргументации и приемы искусства. III) В конце 16 в Френцис Беком: теор. индуктивной лог, индуктивная и дедуктивная лог-ки объединяются в ед обл знаний, и становятся обязательными эл-ом в сис-ме образ-я. IV) 17 –18 в- развитие математических знаний и ср-ва математики (Г. Лейбниц), используются для анализа чел-го мышления. Появляется математическая или символическая логика, котор. в начале 20 в становится основой для появления кибернетики. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский. V) В начале 19 в Гегель разрабатывает сис диалектической логики. Формальная л. – философская наука о формах и законах правильного мышления. Под современной л. имеется ввиду формальная л. - наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их лог-м формам. Сферы применения: наука, техника, информационные технологии.
Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более точному и полному. 2 уровня: 1. Чувственный. Ощущение – отражение отдельных св-в предметов или явлений матер-го мира, воздействующего на органы чувств. Восприятие – целостное отражение внешнего матер-го предмета, воздействующего на органы чувств. Представление – чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимается, но ктр ранее воспринимался (творческое и воспроизводящее). 2. Рациональный. Понятие – форма мышл. в ктр отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Суждение – форма мышл. в ктр что либо утверждается или отрицается о предметах, их св-вах. Умозаключение – форма мышл. непосредственно из одного или нескольких суждений, называющимися посылками. Мышление отражает действительность в определенных логических формах: 1) предметно-действенное - отражает действительность в обобщенных образах, абстрагируетсяот единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное; 2) наглядно-образное - процесс опосредствованного отражения действительности. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике; 3) словесно-логическое - связано с языком, мысль может возникнуть и существовать только на базе языкового материала.
Мышление - это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком. Язык – средство повседневного общения людей. Язык является знаково – информационной сис-мой, продуктом духовной деятельности чел-ка. Виды языков: Естественный – исторически сложившийся в обществе, сначала в звуковую, а в затем в граф. инфо-ую знаковую сис. Св-во языка – замкнутость. Искусственный – вспомогательная знаковая сис возникшая на основе естественного языка для более точной и экономной передачи инф. (языки математики, символической лог, физики, информатики, эсперанто? и тд) Функции языка: передавать и получать накопленные знания, практические умения, жизненный опыт, осуществляет процесс обучения и воспитания.
Язык л. – - специально создаваемый современной л. для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Я. л. является языком формализованным. Структура языка л. I) Имя - слово как словосочетание, обозначающий к.л. предмет, а также св-ва и отношения действительности. Имена бывают единичные и общие. Имя имеет 2 хар-ки: Денотат – значение имени. Концепт – смысл имени или способ, при помощи ктр мы назыв какой либо предмет. II) Предикторы – выражения, отряжающие св –ва языка. В зависимости от того к какому числу имен относятся, бывают либо одноместные, либо многом. III) Функциональные знаки Алфавит формальной логики 1.Единые имена, логическая константа 2.Общие имена логические переменные 3.Предикторы. IV) Предложения – высказывания, утверждающие или отрицающие существование предмета их св-в и отношений. V) Кванторы – логич. операция, дающая количеств-ю хар-ку области предметов, к которой относится выражение, получаемое в результате её применения VI) Лог союзы: конъюнкция (соед. «и»); дизъюнкция(«или») строгая и слабая; импликация (следование) «если», «то». VII) Отрицание «не» (инверсия)
Семиотика - наука, исследующая свойствазнаковизнаковых систем(естественных иискусственных языков), изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое». Знак, основное понятие семиотики, материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Значение, информация, передаваемая знаком в процессе коммуникации Объектный язык -язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Напр. язык арифметики говорит о числах и т.д.; язык химии - о химических веществах и реакциях и т. д. Метаязык - язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого, предметного (объективного) языка. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1. синтактика изучает структуру языка. 2. семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому; 3. прагматика - анализирует функции языка.
Поняие -форма мышления, отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии. Напр.Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие их сравнивать др. с др. Несравнимыми наз-ся понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать их невозможно. Совместимые понятия -понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация). Несовместимые понятия - понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов. Три вида отношений несовместимости: 1) соподчинение, 2) противоположность, 3) противоречие. Схема: Круги Эйлера
|