Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образовательные задачи. — поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик на нее, побуждать самостоятельно определять настроение
Шестой год жизни Слушание музыки: — поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик на нее, побуждать самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, вести разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее интерпретации; — дать понятие «жанра» музыкального искусства: инструментальная и вокальная музыка, марш, песня, танец (русская плясовая, вальс, полька и др.), учить определять его, узнавать звучание знакомых музыкальных инструментов, отгадывать пьесы, включенные в музыкальную викторину; — работать над развитием интонационно-мелодического слышания музыки, лежащего в основе понимания ее содержания. Музыкальное движение: — на основе слышания в музыке не только ее общего настроения, но и темпа, динамики, яркого ритмического рисунка, формы, поощрять ее выразительное воплощение в движениях; — формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков); — продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в пространстве; — работать над техникой исполнения танцевальных движений, покомпонентно отрабатывая их сложные варианты; — учить народным и бальным танцам (полька, галоп), продолжать работать над эмоциональным общением в них; — поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над музыкально-двигательными сюжетными этюдами. Пение: — учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто; — строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий средний, низкий), продолжать работать над голосом, главным образом с примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно и осторожно расширяя диапазон вверх; — петь звонко, легко, «проливать» дыхание, ощущать его резонирование, четка но легко произносить слова в распевках и песнях;
— следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, обращать внимание на свободу нижней челюсти; — слушать красиво звучащие сольные и хоровые вокальные произведения. Игра на детских музыкальных инструментах: — развивать звуковысотный слух, обучая подбору по слуху образцов-интонаций, построенных на интервальной основе, и мелодий на звуковысот-ных инструментах; — продолжать развивать тембровый и динамический слух в процессе игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах; — развивать чувство музыкального ритма, предлагая для освоения постепенно усложняющиеся ритмические структуры; — продолжать формировать детское инструментальное творчество, музыкальную импровизацию. Музыкальная игра-драматизация: — предлагать игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ролевая палитра которых включает не только движение, но и слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах; — подготавливать музыкальную игру системой музыкально-двигательных этюдов; — вести от коллективных к индивидуальным действиям различных персонажей; — учить разбираться в особенностях персонажей игры и самостоятельно находить для них выразительные пантомимические, мимические и интонационные характеристики, развивать творческие способности; — развивать умение использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры. Театрализованная игра: — проводить театрализованную игру и как музыкальную игру-драматизацию, и как собственно театральную постановку; — помогать подчиняться замыслу воспитателя-режиссера, а также самостоятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле; — придавать игре форму художественной театральной деятельности (дети могут принимать участие в подготовке спектакля как актеры, оформители сцены), что повышает интерес к игре. Седьмой год жизни Слушание музыки: — предлагать задачи на повторение и обобщение музыкального материала и знаний о музыке; — дать представление о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная); — формировать умение слышать в произведении развитие музыкального образа; — продолжать знакомить с музыкальными инструментами (арфа, фагот, гобой); — продолжать формировать умение слышать мелодию и ориентироваться на нее при определении настроения музыкального произведения;
— поддерживать желание и умение воплощать в творческом движении настроение музыки и развитие музыкального образа. Музыкальное движение: — пополнять запас основных и танцевальных движений, продолжать работать над техникой и качеством их исполнения (пружинностью, легкостью, координацией); — продолжать учить народным и бальным танцам (галоп, вальс), развивать эмоциональное общение в них; — учить выражать в свободных, естественных пантомимических движениях динамику развития музыкального образа; — продолжать работать над развитием ориентировки в пространстве, предлагая детям роли ведущих, организующих передвижение в зале; — развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных этюдах, стимулировать создание развернутых творческих композиций. Пение: — учить петь выразительно и музыкально; — работать с певческими голосами, не допуская форсирования звука и утомления голоса; — продолжать работу над формированием певческих навыков (дыханием, резонированием голоса, артикуляцией), добиваясь у всех детей позици-онно высокого, а значит звонкого и полетного звучания; — укрепляя примарный диапазон и нижний регистр всех типов голосов, учить постепенно овладевать верхним регистром; — продолжать работать над интонированием мелодии голосом, использовать пение без аккомпанемента. Игра на детских музыкальных инструментах: — работать в оркестре и ансамблях детских музыкальных инструментов, закреплять навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля; — учить воспроизводить в совместном музицировании общий характер, настроение музыкального произведения, тембровые и динамические краски, ритмическую и мелодическую структуры; — продолжать формировать представления о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная), учить ее чувствовать; — развивать творческую активность, мышление и воображение в процессе инструментальной импровизации. Музыкальная игра-драматизация: — включать в музыкальные игры-драматизации хоровое, малогрупповое и сольное пение, учитывая при этом голосовые особенности и возможности: — формировать на занятиях сценическую речь (выразительную и дикцион-но четкую) и сценическое движение, учить пользоваться интонациями, выражающими не только ярко контрастные, но и более тонкие и разнообразные эмоциональные состояния (произносить текст или петь удивленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе); — учить взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики и изменения в сценической ситуации, подчиняться замыслу режиссера-постановщика спектакля; — на всех этапах подготовки игры-драматизации предлагать творческие задания, создавать условия для свободного самовыражения.
Театрализованная игра: — относиться к театрализованной игре как к виду досуговых игр, включать в нее музыкальные игры-драматизации и другие формы детского самодеятельного театра; — организовывать участие в постановке спектаклей как исполнителей определенных ролей, музыкантов, сопровождающих спектакль, и его оформителей (дети рисуют, размещают декорации, предлагают свои дизайнерские идеи костюмов); — быть для детей партнером и равноправным участником творческой деятельности. Содержание психолого-педагогической работы Слушание музыки. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения. Усложнение музыкальных произведений идет от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности, от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным, от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений. Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину. Уровень развития у детей речи и мышления позволяет воспитателю вести с ними разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее развернутой интерпретации. На занятиях по слушанию необходимо широко использовать музыку в аудиозаписи, стихи, художественную прозу, диафильмы, диапозитивы с произведениями живописи, архитектуры, скульптуры и народного декоративно-прикладного искусства, организовывать посещение доступных по содержанию оперных и балетных спектаклей, концертов, музейных экспозиций.
|