Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Главным критерием выделения этого типа правовой системы является государственное признание и обеспечение религиозных предписаний.
Сравнивая между собой такие контрастные правовые системы, как светские и религиозные, не трудно заметить, что каждая их разновидность связана вполне с определенным представлением не только о самом праве, но и об источниках права. Светские правовые системы, независимо от их особенностей и принадлежности у тем или иным правовым семьям, ориентируют на такие правовые формы, как закон, декрет, постановление, указ и пр. помимо всего прочего они свидетельствуют о том, что светское по своей природе и характеру право имеет и должно иметь только аналогичные по своей природе и характеру формы, или источники права, и наоборот. Для светского государства в принципе характерно признание церкви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы образования от церкви, религиозных объединений и признание ее светского характера и др. В свою очередь, религиозные правовые системы самой своей природой, характером и логикой своего существования и функционирования ориентируют исследователя соответственно на поиски и познание религиозных форм (источников) права, таких как Библия, Коран, Талмуд и др. тем самым они утверждают вполне очевидные истины, суть которых заключается в том, что мусульманское, иудейское, или любое другое религиозное право имеет и должно иметь только соответствующие их природе и характеру религиозные формы, или источники права. В основу последних приверженцами религиозных правовых систем закладывается не земная воля в виде воле царей, императоров, народов и пр., а божественная воля. Данное положение применительно к религиозным правовым системам имеет глобальный и закономерный характер. Оно распространяется на все религиозные правовые системы независимо от их специфических особенностей, времени возникновения, широты охвата тех или иных слоев общества и длительности их существования. Идея божьей воли пронизывает все религиозные правовые системы, их сущность содержание, различные формы организации и самовыражения. В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Характерные черты религиозного типа правовой системы: 1) доминирующее место в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы; 2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев. Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права. 3) Нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; 4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; 5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство.
21. «Смешанные» и «Кочующие» правовые системы. Смешанный тип правовой системы - тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо-американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем. Каждое государство в современном мире имеет свое национальное право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько различных конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности. Речь идет о каноническом праве, мусульманском праве, индусском праве, иудейском праве. Все это является объективной предпосылкой возникновения и развития смешанных правовых систем. Причины юридического плюрализма смешанных правовых систем могут быть различны. Это может быть как следствием событий политической истории (аннексия, колонизация, уступка территории), так и преднамеренным сближением с другими правовыми системами (законодательное заимствование, рецепция права). Принципиальные особенности рассматриваемого типа правовых систем таковы: в системе источников права доминирует нормативный правовой акт, однако значительна роль судебной практики. Принципы права применяются при рассмотрении конкретного дела. Существуют правовые системы, которые основываются на юридических традициях разных правовых семей. Их особенность заключается в том, что составной частью в смешанных правовых системах, выступает именно прецедентное право, которое сосуществует в альянсе с романо-германским (французским или романо-голландским) либо с мусульманским или индусским правом. Такое положение является результатом особенностей исторического развития правовых систем этих стран. В странах данной системы права есть писаные конституции; структура системы права аналогична системе континентального права (подразделение на частное и публичное право); осуществление кодификации законодательства. Как отмечает Марк Ансель, (французский компаративист) Спонтанное сближение правовых систем приводило к возникновению того, что можно назвать смешанными системами, сочетающими романские элементы с элементами, свойственными общему праву....Такие смешанные системы требуют специального изучения, призванного ответить на вопрос, каким образом и в какой мере они сохранили черты первоначально действовавшего права. Итак, особенность смешанных правовых систем состоит в том, что в них сочетаются элементы романо-германской правовой семьи с элементами правовой семьи общего права, а также с элементами традиционных и религиозных правовых систем. Смешанными являются правовые системы многих стран. " Кочующие" правовые семьи Стремительное и масштабное правовое развитие в современном мире приводит к появлению еще одной правовой семьи — " кочующей". Ее появление и устойчивое существование объясняется все более тесным взаимовлиянием всех вышеназванных правовых семей, с одной стороны, переплетением звеньев правовых семей и элементов других правовых образований. Нити правовых связей и воздействий становятся все более разветвленными, тонкими и подчас даже невидимыми. Их обнаружение требует немалых усилий, но и без них невозможно понять, как совмещаются на территории одного или ряда государств все " правовые силы", действуют те или иные правовые образования. Примечательно, что происходящее ускоренное и масштабное передвижение людей, национальных групп по территориям многих государств (учащиеся, рабочие, эмигранты, беженцы, переселенцы и др.) сопровождается привнесением в национальную правовую систему государств, где они проживают, новых моментов. Их связи с традиционной национальной правовой культурой не обрываются, а сохраняются. Естественно, что носителями и представителями " кочующих правовых семей" являются люди, которые попадают как в орбиту правовой системы соответствующего государства, так и своей более обширной правовой семьи — континентальной, мусульманской и т. п. Примеры типологии правомерного и неправомерного поведения, когда внешнее следование государственным институтам и нормам не столько сопровождается, сколько иногда ослабляется своего рода социально-психологическим противостоянием национальных групп, дают нам Канада с франкоязычным Квебеком, фламандскиеи валлонские регионы — общины в Бельгии, Калмыкия и Татарстан в России, области Таджикистана. Внешнепризнанные конституционные и иные концепции, правовые взгляды, юридические акты, судебные процедуры оказываются как бы опустошенными изнутри. Носители " кочующих правовых семей" отличаются от коренных жителей, граждан страны проживания: а) сильным влиянием соответствующей коренной правовой семьи и национальной культуры; б) своеобразным правопониманием, " образами права" и толкованием закона; в) структурой и уровнем правового воспитания и правовой культуры; г) специфическим выбором правовых приоритетов. Сказанное относится не только к гражданам других национальностей, сохраняющих устойчивую правовую связь со своей " юридической родиной". Формирование и устойчивое существование во многих странах землячеств, национальных автономных районов, национально-культурной автономии свидетельствует об " островках" другой правовой культуры, которые могут мирно уживаться с государством их проживания. Но случаются и конфликты. Поток беженцев и мигрантов в разных регионах мира придает еще большую остроту данной проблеме. Есть, конечно, и " макро-кочующие семьи", которые даже поглощают или преобразуют национально-правовую систему, оставляя в ней традиционные " островки". Так, профранцузкая правовая система Сенегала не изменила норм брачного права, в частности многоженство присуще стране издавна. Как видно, " юридические чужестранцы" становятся заметными фигурами на территории многих государств, поскольку национальная однородность их населения становится все более относительной. Речь идет скорее всего о неформальном правовом влиянии, которое через его носителей оказывают другие правовые семьи. Нельзя его не учитывать как в процессе правотворчества, так и особенно в процессе правоприменения.
|