Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственные реформы Петра I.
Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой. Изменяется порядок престолонаследия. Был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха. Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров. Боярская дума в 1711 г. была ликвидирована в связи с учреждением Сената, ставший высшим органом управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Сенат состоял из присутствия - общего собрания членов Сената, на заседаниях которого принимались решения по вопросам, входивших в компетенцию Сената; канцелярии - для ведения делопроизводства; разрядного стола, который вёл дела дворян; расправной палаты - для расследования служебных преступлений. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральные органы отраслевого управления — коллегии. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллёгия, Коллегия иностранных дел. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием. Табель о рангах 1722 г. Главными критериями продвижения по службе становятся профессиональные качества, личная преданность царю и системе, выслуга. Военная служба уравнивалась с гражданской. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало. С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний. Губернии разделялись на уезды. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния. В 1718—1720гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии. В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян. Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе. 21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане). Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Сословные реформы имели глобальный масштаб. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия. Правовой статус дворянства был изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г.: - Юридическое слияние форм земельной собственности (вотчина и поместье), привело к возникновению единого понятия «недвижимость». Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника; - Установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном). Цель - сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация принципа приводила к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии; - Указ нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалованье. Продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722). Принятие ее свидетельствовало о ряде новых обстоятельств: - Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. (признак бюрократии - вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководство точными предписаниями закона, регламента, инструкции). Положительные черты: профессионализм, специализация, нормативность; отрицательные - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость; - Новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Принцип выслуги подчинял принцип аристократический. - Уравнивалась военная и гражданская служба: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. - Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права.
|