Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нововавилонское царство

 

План

Введение

Основная часть:

1. Образование Нововавилонского царства

2. Расцвет Нововавилонского царства

3. Завоевание Вавилона персами. Падение Вавилона

Заключение

Список литературы

Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Генри Саггс

Расцвет и гибель города чудес

 

Введение

Город Вавилон и Вавилонская империя процветали почти два тысячелетия, приблизительно с 2225 г. до н. э. и до завоевания их Александром Македонским в 331 г. до н. э. Можно даже сказать, что Вавилон умер со смертью греческого покорителя мира в стенах этого города. Но до этого он долгие века оставался культурной столицей мира; и даже после того, как он был погребен под грудами камней и само его имя исчезло с карт, о его существовании не забыли. Имя это, казалось, таило в себе нечто волшебное. Евреи считали, что где-то здесь, поблизости, цвел Эдемский сад. Греки располагали в Вавилоне два из семи чудес света. Римляне описывали его как «величайший город, на который когда-либо взирало солнце». А для ранних христиан Великий Вавилон был символом греховности человека и гнева Господня. Таким образом, получается, что именно с рек Вавилона началась вся история западной цивилизации.

Геродот описывает Вавилон как столицу области, наиболее богатой зерном среди всех стран, которые он посетил, и называет его «не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю». Затем он приводит цифры, довериться которым последующим историкам было трудно: площадь города составляла 15 квадратных миль, то есть 60 миль в окружности. Если он описывает город, окруженный стенами, то это, несомненно, преувеличение; но если считать пригороды, близлежащие поселения и деревни, то оценки Геродота можно признать относительно верными. Другими словами, в зените своей славы Вавилон вполне мог бы сравниться по площади с Центральным Лондоном. По своей же значимости для всемирной истории он не сравним.

В своей работе попытаюсь представить историю Нововавилонского царства, разобрать политическую структуру Месопотамии, рассказать о социальной и культурной жизни общества, особенно подробно затрагивая такие аспекты, как экономика и управление.

 

 

Основная часть

I глава

Образование Нововавилонского царства

Вавилония – область, располагавшаяся между двумя частями двуречья. Вавилония находилась в составе Ассирийской державы 729 года до н.э.

Вавилонскую государство, как и ее столицу - город Вавилон НЕраз захватывали завоеватели. Около 1600 г. до н.э. Вавилонию завоевали хетты, но не смогли долго удерживатьее. На смену им пришли каситы, Которые властвовали надВавилонской государством четыре с половиной века.

Даже порабощенный, Вавилон оставался одним из крупнейшихгородов Двуречья, его политическим, экономическим и культурным центром. Возрождениенезависимой Вавилонское государства началось в правление царя Навуходоносора І (бл. 1124-1103 до н.э.). Его правление было началом Средневавилонскогоцарства. Однако, через борьбу за властьмежду представителями правящей верхушки, дворовые перевороты, многочисленные вторженияассирийцев и жителей Элама, Государство просуществовала всегооколо 150 лет.

 

В IX в. до н.э. на территорию Вавилонии пришли полукочевые племена халдеев. Некоторое времяони вели привычный для себяобраз жизни, занимались скотоводством и земледелием. Впоследствии они не толькопоселились в южных городах Двуречья, переняли культуру и религию вавилонян, но и заняли господствующее положение в вавилонском обществе. Представители этогонарода стали царями городов-государств, которые боролись за первенство в Двуречье.

 

Однако ТиглатпаласарIII, царь мощной Ассирии, в 729 г. до н.э. разгромил халдеев. 120 тыс.человек было взято в и плен. ТиглатпаласарIII провозгласилсебя вавилонским царем. И халдеи не смирились и продолжали упорную борьбупротив ассирийцев, поднимая по одному восстания.

 

В 689 г. до н.э. ассирийский царь Синахериб снова разрушил Вавилон. Для борьбы с Ассириейжители Вавилонии объединились с бывшими своимиврагами, а теперь врагами Ассирии - арамеями ижителями Элама. Эту борьбу возглавил халдейский царь Набопаласар (625-605 гг до н.э.). Победив, онвзялся за восстановление государства со столицей в Вавилоне. Правление Набопаласара считают началом Нововавилонскогоцарства (625-539 гг до н.э.).

 

В 626 г началось крупное восстание. Его возглавил Набопаласар. В том же году он короновался Вавилонским царем. С этого года начинается история Нововавилонской державы.

Набопаласар заключил союзнический договор с Мидией в 614 году до н.э. Совместными усилиями они разгромили Ассирию, ее древнюю столицу Ашуру. В 612 году – Невию. Наконец, в 609 году союзники нанесли окончательный сокрушительный удар по Ассирии. Так был положен крах Ассирийской державы. После краха державы оставалось лишь три мощных государства: Вавилония, Мидия и Египет. Египет, как и Вавилония, претендовал на бывшие владения Ассирийской державы к западу от Евфрата (Сирию и Палестину). В 605 году Сирия и Палестина достались вавилонянам без особых усилий. В том же году на престол входит сын Набопаласара, Навуходоносор II. При нем Новововилонское царство достигает своего расцвета.

 

Его сын Навуходоносор II (605-562 гг до н.э.) был великим завоевателем. Он расширил границы государства, завоевав территории от Иранского нагорья в Египет. Вместе с тем Навуходоносор развернул грандиозное строительство в столице государства - Вавилоне. Было построено большое количество дворцов, храмов, каналов и укреплений. Его правление - период наивысшего расцвета Нововавилонского царства.

 

Как и ранее, верхушку общества составлял царский двор. Кроме царя, к нему принадлежали высшие чиновники, вавилонские послы в других странах, иностранные принцы, находившихся при дворе в качестве заложников, царские родственники. Население Вавилона делилось на свободных людей и рабов, а также на служителей храмов и мирян.

В нововавилонское время царское хозяйство не имело большого удельного веса в экономике страны и ведущая роль принадлежала храмовым и частновладельческим хозяйствам. Однако, по-видимому, не существовало четкого разграничения государственной и дворцовой собственности. Поэтому все государственные доходы, так же как и доходы с царских владений в узком смысле, считались царской собственностью. В фактической собственности царя находился лишь сравнительно незначительный земельный фонд, управление которым было основано на принципах частновладельческого хозяйства. Царское имущество упоминается в документах довольно редко. Например, согласно контракту времени Навуходоносора II, царское поле было сдано в аренду " навечно" для насаждения финиковых пальм Шуле, главе делового дома Эгиби в Вавилоне.

Большую роль в аппарате управления продолжали играть и клинописные писцы, а также переводчики, поскольку на строительных работах и в армии использовались, в частности, ремесленники и воины из чужеземных стран. Все чиновники государственного аппарата получали от царя жалованье натурой, а самые высокопоставленные из них частично также и серебром. Особой опорой царской власти, конечно же, была армия.

Внутри страны велась оживленная торговля между различными городами, которая осуществлялась главным образом по рекам на лодках. В нововавилонское время торговлей могли заниматься не только профессиональные купцы и их агенты, но также и любые частные лица.

 

Навуходоносор II о Вавилоне:

«Я окружил Вавилон с востока мощным забором, выкопал ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. Урва построил высокий высокая ограда. Я сделал широкие ворота из кедровогодерева и обил их медными пластинами. Чтобы враги, которые задумали недоброе, немогли войти в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными морскимиволнами, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобыпредотвращения прорыва с этой стороны, я поднял на берегу вал и облицевал его обожженнойкирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость.»

В целом, при Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Вавилон стал центром международной торговли. Однако, подробнее об том далее.

 

II глава

Старый больной Набопаласар мог умереть спокойно: он оставлял достойного преемника. В том же году, после смерти отца, Навуходоносор был провозглашен царем Вавилона. Правил он 43 года. Это было время политического, экономического и культурного возрождения Вавилона.

Навуходоносор вел постоянные войны с Сирией, Палестиной, Египтом и Финикией. В 604 г. финикийский город Аскалон восстал против Вавилона, за что был разграблен и разрушен. В 603 г. Вавилону покорился иудейский царь Иоаким. А через два года Навуходоносор попробовал завоевать Египет, но попытка не удалась, и он отступил. Поход в Северную Аравию в 588 г. был удачным. В результате Навуходоносору удалось захватить контроль над караванными путями. В это время при поддержке Египта отпала недовольная Иудея. Вавилонский тиран опустошил ее и осадил Иерусалим. царь Иоаким открыл ворота, не решившись оказать сопротивление. Однако Навуходоносор не оценил такой покорности и приказал казнить его. Библейское предание говорит, что Бог покарал Иоакима за то, что он пытался скрыть пророчество Иеремии о необходимости иудеям покориться Навуходоносору.

На некоторое время в стране воцарился мир. Но уже в 590 г. Египет захватил финикийские города Тир, Сидон и Газу, а также спровоцировал Иудею на новый мятеж против Вавилона. Навуходоносор сумел оттеснить войска фараона Априя к прежним границам и вновь осадил Иерусалим. Осада длилась почти два года. Вавилоняне возвели осадные валы и башни вровень с городскими укреплениями, подвели тараны, но только летом 586 г. им удалось сломить героическое сопротивление иудеев, пробить брешь в стене и ворваться в город. Эти события ярко описаны в Библии:

«Вавилонские войска разрушили стены города Иерусалима и сожгли дома жителей и царский дворец. Иудейский царь Седекия пытался убежать через сад, но войско Халдейское погналось и настигло его. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол. А Седекии выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон» (Иеремия 39: 1—12). Иерусалим был разрушен до основания, Иудейское царство ликвидировано. Иудея стала провинцией Вавилонской державы. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в так называемый «вавилонский плен иудеев». После этого Навуходоносор воевал с Тиром, который героически оборонялся почти 13 лет и сдался на милость победителя только в 574 г. до н. э.

Однако постоянные жестокие войны были не единственным занятием великого тирана. Годы правления Навуходоносора II стали периодом наибольшего могущества и великолепия Вавилона. Ученые предполагают, что население города доходило до 200 тыс. чел. Величие и красота его потрясли «отца истории» Геродота: «Вавилон был не только большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю». Город представлял собой вытянутый прямоугольник площадью 10 квадратных километров и окружностью 80 километров. Подобная площадь могла вместить в себя Лондон и Париж начала XX века. Евфрат делил его на две части: Старый город и Новый город.

При Навуходоносоре Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город был обнесен мощными стенами из сырцового кирпича, для скрепления которого использовался, по свидетельству Геродота, природный асфальт из реки Ис. В Вавилоне были улицы протяженностью в 5 км и больше. Стены домов достигали двухметровой толщины. В домах были ванные комнаты. Помимо обводной стены, окружавшей всю городскую округу, сам город был обнесен пятью рядами стен толщиной от 3, 3 до 7, 8 метра и высотой с трехэтажный дом с зубчатыми башнями и восемью воротами, носившими имена богов. Стены башен были облицованы изразцами и рельефами в виде желтых драконов («мушрушей») и диких быков. Все ворота были из чистой меди. Наиболее важное значение имели ворота Иштар – через них пролегала «дорога процессий» шириной 7, 7 метра к храму главного вавилонского божества Мардука – к Эсагиле. Сама эта дорога была вымощена плитами известняка и красной брекчии, а стены перед воротами облицованы синим глазурованным кирпичом, на котором были наложены рельефы, изображающие шествие львов – белых с желтой гривой и желтых с красной. Эсагила была главным храмом Вавилона. Это древнее святилище было построено еще в III тыс. до н. э. и разрушено Синаххерибом.

Навуходоносор восстановил храм и украсил его огромной золотой статуей. Рядом с храмом находился семиярусный зиккурат Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли») – знаменитая «Вавилонская башня». Построил зиккурат зодчий Арадаххешу. Размеры башни были 90 x 90 x 90 м. Вот что говорит о ней Геродот: «На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из местных женщин. Жрецы утверждают, что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе». Вавилонская башня в древности считалась одним из чудес света. Всего, по литературным источникам, в Вавилоне было 53 храма.

В начале XX в. немецкий археолог Р. Колдевей раскопал и дворец самого Навуходоносора. В надписи, найденной здесь, Навуходоносор с чувством собственного величия и могущества говорил: «Возложил я руки, чтобы построить дворец для жилища моего величества в Вавилоне… Я соорудил великую стену кругом его и построил неразрушимый дом. Да будет он оставаться цел в Вавилоне, да будет мой род жить в нем, умножаться и получать дани царей земных…» В северной части Вавилона археологи нашли летний дворец, где находилось второе чудо света – висячие сады (так называемые сады Семирамиды).

Навуходоносор очень любил свою первую жену мидийскую принцессу Амиту (Амухеан), а она тосковала по своей родине, по ее звонким, прохладным рекам, горам, тенистым лесам. Навуходоносор пытался развлекать жену подарками, охотой, приемами. Но однажды ему пришла в голову блестящая идея создать для любимой «малую Мидию». Вскоре работа закипела. Общая площадь садов была 200 квадратных метров. Они состояли из 4 террас, которые находились на большом искусственном холме и покоились на столбах. На каждую террасу наносили толстый слой плодородной земли, сажали деревья различных сортов, разводили тюльпаны и розы. Они создавали прохладу и благоухание. На самом верху был построен павильон, где Амита могла отдыхать, любоваться окружающим ландшафтом и не скучать по родной природе.

На верхней террасе была башня, где находились водоподъемные машины для полива. Вода подавалась из Евфрата. Чтобы она не «убегала», под растительный пласт подкладывались свинцовые листы. Находящиеся под садами своды использовались также как прохладные кладовые. Неподалеку было вырыто огромное водохранилище («море»), от которого на сотни километров тянулись каналы для орошения полей.

Все это великолепие творилось руками рабов и пленников, которых Навуходоносор приводил из завоевательных походов. Как все восточные деспоты, Навуходоносор, победив тот или иной народ, забирал самых сильных, умных, молодых и талантливых его представителей. Так было с иудеями, ассирийцами, финикийцами. Их руками возрождалось величие Вавилона.

В период правления Навуходоносора значительного развития достигло ремесло. Грандиозное строительство, затеянное царем, давало возможность ремесленникам получать государственные заказы. Об этом свидетельствуют надписи на глиняных табличках, найденных в частных архивах. Достижения Вавилона в архитектуре, искусстве, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока.

В Вавилоне бился пульс экономической жизни Передней Азии. Вавилонские товары служили своего рода эталоном качества и моды для всего древнего мира. Этим Вавилония была обязана отчасти своему географическому положению и природным условиям, но главным образом - трудолюбию и искусству своего населения. Созданная речными наносами Вавилония никогда не имела месторождений камня и металлов, т. е. таких видов сырья, которые играли решающую роль на ранних этапах цивилизации. Не было в Вавилонии и строевых лесов, которые могли бы обеспечить ее деловой древесиной. Камень, металлы и дерево получали из соседних стран путем торговли или грабительских походов. Недра страны сказочно богаты нефтью. Вавилоняне это знали: не случайно наше слово " нефть" - вавилонское (naptu). Они использовали сырую нефть для заправки светильников, а асфальт и битум - в качестве раствора при кладке кирпича и для промазки различных изделий, которым нужно было придать водонепроницаемость. Прочие свойства нефти оставались древним неизвестными. Гораздо большую роль в вавилонском хозяйстве играли глина и тростник, а также шерсть, кожи, лен, пальмовое волокно и другие виды сельскохозяйственного сырья, которыми изобиловала страна. Эти богатства в сочетании с очень ранним развитием внешней торговли и явились той основой, на которой выросла промышленная и торговая слава Вавилонии, достигшая зенита в эпоху столпотворения.

 

Камень к этому времени потерял свое былое значение как один из основных материалов для производства орудий труда. Он был вытеснен металлом. Но из камня продолжали изготовлять истуканы божеств и царские статуи, стелы с особо важными официальными надписями, дорогие декоративные и культовые сосуды, цилиндрические печати и геммы. Его использовали и в строительных целях. Употреблялись алебастр, известняк, диорит, базальт, а также драгоценные и полудрагоценные породы - смарагд, оникс, рубин, яшма и особенно лазурит, доставлявшийся с гор Памира.

 

Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева - древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. - шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, и дорогую полированную мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней и наборной работой, выполненной способом маркетри (Способ маркетри - инкрустация из разноцветных кусочков дерева.). Аккадские ложа, шкатулки, ларцы и сундуки, столы, стулья, скамеечки для ног, колесницы и другие вещи вавилонской работы высоко ценились на Древнем Востоке.

 

Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий - циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту.

 

Широкое развитие получила в Вавилонии обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро-вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции.

 

В Вавилонии были широко распространены пивоварение, масло- и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов.

 

В истории человечества одним из самых древних видов профессионального ремесла было гончарное. Изобретение гончарного круга, как известно, служит характерным признаком начала цивилизации. В Вавилонии глина самых разных сортов имелась в изобилии. И ни один народ в мире не использовал ее так умело и для столь разнообразных целей, как шумерийцы и вавилоняне. Глина у них во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро-вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы.

 

Бытовая глиняная посуда и в VI в. до и. э. продолжала изготовляться домашним способом. Но она уже давно перестала удовлетворять возросшие запросы населения, которое часто прибегало К услугам и изделиям гончаров-профессионалов. Глиняная посуда частью высушивалась на солнце, частью обжигалась в гончарных печах. Во времена столпотворения вошли в моду изделия, покрытые цветной глазурью - бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной всевозможных оттенков. Стекло было изобретено шумерийцами еще в глубокой древности. Вавилонские мастера пользовались стеклянной массой для производства глазури. Они же изготовляли из стекла флаконы и другие изделия. Особую славу им создали поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит, который высоко ценился на Древнем Востоке. Египтяне называли этот сплав, доставлявшийся из Вавилона, искусственным хесбетом.

 

Помимо посуды, вавилонские гончары делали из глины бочки-пифосы, ящики, трубы, жаровни, гробы, веретена, пряслицы, светильники, разнообразные статуэтки культового и бытового назначения, серпы и т. п. Глиняные таблички, конусы, цилиндры, призмы служили писчим материалом. Даже конверты для писем на глиняных табличках изготовлялись из глины. Наконец, из глины и глиняных кирпичей возводились все постройки, начиная с хижин бедняков и кончая царскими дворцами.

 

Особую славу Вавилону создало его текстильное производство. Основным сырьем для него издревле служила шерсть - овечья и в меньшей степени козья. Наряду с Египтом Южное Двуречье было родиной льна. Шумерийское слово gada (" лен") в вавилонской передаче kitu, kitinnu было заимствовано всеми семитскими языками (ср. евр. " куттонет", араб, " каттан"); оно попало в греческий (" хитон") и латинский (" туника") языки в качестве названия определенного вида одежды, а в современном английском служит для обозначения хлопка (cotton). Однако льняные одежды и ткани только с VII в. до н. э. получили в Вавилонии широкое распространение под влиянием египетской и сирийской моды. Именно в это время были заложены основы вавилонской ткацкой промышленности, продукция которой из мастерских городов Барсиппы, Эриду и Наарда в эллинистическо-парфянскую эпоху (III в. до н. э. - III в. н. э.) приобрела мировую славу. Так, например, в середине I в. до н. э. римские богачи платили за вавилонское покрывало для обеденного ложа (triclinaria babylonica) тысяч сестерциев, а через 100 лет император Нерон купил такое же покрывало уже за 4 млн. сестерциев.

 

Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде " кормления" и " содержания", либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII-VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец.

 

Шерсть поступала к ремесленникам в сыром виде. Сначала она подвергалась очистке и промывке. Лен соответственно подвергался трепке и проческе. После этого шерсть и лен пряли. Древний Восток, в том числе и Вавилония, не знал прялки. Пряли при помощи ручного веретена с пряслицем. Этим занимались обычно женщины. Шерсть до прядения, а лен после прядения красились. Для этой цели применяли местные красители органического (марена, индиго и т. п.) и минерального (охра и т. п.) происхождения. Из Финикии вавилонские мастера получали такой ценный краситель, как красный и фиолетовый пурпур, добывавшийся из средиземноморских раковин. Из Египта поступали квасцы, которые применялись для закрепления красок.

 

Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Вавилонские станы, очевидно, имели такой же вид. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия - одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII-VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха.

 

Металл - железо, медь, бронза, олово, свинец, сурьма, серебро, золото, электр - к описываемому времени прочно вошел в быт вавилонян. Железо употреблялось для изготовления основных орудий труда и оружия, вытеснив не только камень, но также медь и бронзу. Оно было самым дешевым и распространенным металлом. Прочие металлы служили для изготовления более дорогих и редких предметов. Своего металла Вавилония не имела. Он полностью ввозился из-за рубежа и потому стоил сравнительно дорого. В VI в. железо доставляли из Ионии, Киликии и Ливана, медь и бронзу - из Ионии и с Кипра (TCL XII 84; Nbn 571.). Металл привозили либо в слитках, либо в виде готовых изделий как товар или военную добычу и дань.

 

Вавилонским кузнецам не приходилось плавить металл из руды, но они постоянно имели дело с его переплавкой, изготовлением и очисткой сплавов, очень точно определяли состав сплавов золота и серебра, умели очищать эти металлы от примесей. Вавилонские мастера обрабатывали металл ковкой, литьем, прокаткой, чеканкой, гравированием. Вавилонские ювелирные изделия и художественные предметы из золота, серебра, меди и бронзы, а также ткани и одежды с золотой и серебряной нитью и канителью пользовались заслуженной славой.

В отличие от великих городов Древнего мира Вавилон, кроме крупнейшего политического центра, представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство, как это видно из хронологии, Вавилон часто и на долгие сроки утрачивал, то господство религиозное он сохранял всегда. Этот город являлся столицей мирового жречества, куда съезжались жрецы Египта, Сирии, Элама, Ассирии, Тира, Персии, Сидона, Аравии, Мидии, Эфиопии, Ливии, Малой Азии и т. д., где они обучались жреческой науке, докладывали главному жрецу тайны своих стран, получали от него приказы.

 

В центре Вавилона высился огромный храмовый комплекс Эсагила — местопребывание главного жреца и тайный центр всей тогдашней политики Древнего мира. Центральным сооружением Эсагилы была огромная храмовая башня Этеменанка, заложенная на месте знаменитой вавилонской башни и бросавшая вызов всем и вся, говоря о вечности Вавилона. Кроме Эсагилы в городе располагалось бесчисленное количество храмов, посвященных богам всего тогдашнего мира. Однако особо почитаемыми богами Вавилона были: Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Наина, Таммуз С именем последнего связана следующая история. У основателя Вавилона Нимрода была жена Семирамус, которая вела крайне разгульный образ жизни, усилившийся особенно после смерти Нимрода. Одним из ее незаконных детей был Таммуз. Его рождение царица объявила от бога и поэтому, когда молодой Таммуз случайно погиб, Семирамус возвела его в ранг богов и приказала праздновать его день 25 декабря. Именно поэтому и сегодняшнее рождество приходится на этот день. Ибо день появления на свет Спасителя мира неизвестен, но чтобы удовлетворить многочисленную часть общества, император Константин, принимая христианство, приказал праздновать рождество в день, в который ранее праздновали праздник Таммуза-Митры, т. е. день Солнца.

 

В Вавилоне были также составлены первые книги по астрологии, гаданиям, разработаны приемы вызывания духов, т. е. заложены основы спиритизма. Учение древнего Вавилона быстро распространялось в разных странах. И сегодня вновь обрели огромную популярность гороскопы, астрологические прогнозы, колдуны, предсказатели, хилеры. Тезис вавилонских жрецов о том, что для счастливой жизни как на земле, так и после смерти достаточно жертвовать большие деньги, сегодня тоже имеет большое распространение, не говоря уже о пышных церковных обрядах, весь принцип которых взят из Вавилона.

Несомненно, Навуходоносор был талантливым полководцем и мудрым государственным мужем, иначе он не смог бы совершить того, что совершил, и удержаться у власти 43 года.

 

 

III глава

В 562 г. до н. э. после 42 лет царствования умер Навуходоносор II и между двумя группировками — вавилонской олигархией и халдейскими военными возобновилась борьба за власть. При поддержке военных престол занял старший сын покойного царя — Амель-Мардук, однако олигархия подготовила переворот. В августе 560 г. до н. э. Амель-Мардук был убит заговорщиками во главе с зятем Навуходоносора II, военачальником Не́ ргал-шар-у́ цуром (Нериглиссаром); последний и стал новым царём. Нергал-шар-уцур продолжал мероприятия Навуходоносора по благоустройству столицы: возведение набережной, украшение Эсагилы. Однако уже в 556 г. до н. э. царь скончался и борьба за власть возобновилась с новой силой. Халдеи возвели на вавилонский престол несовершеннолетнего сына Нергал-шар-уцура — Лабаши-Мардука; спустя некоторое время олигархия выдвинула своего претендента — видного аристократа, сановника и дипломата Набу́ -на́ 'ида (Набонида), этнического вавилонянина. Борьба закончилась победой последнего и в июне 556 г. до н. э. Лабаши-Мардук был убит.

В первые годы правления Набонид продолжал политику своих предшественников: благоустраивал город, одаривал его храмы. После победы над киликийским царством Хуме, царь пожаловал Эсагиле, и двум другим важнейшим святилищам страны около 3 т серебра, 160 кг золота и 2850 пленников[34]. Вместе с тем, Набонид осознавал, что могущество вавилонской олигархии представляет угрозу стабильности и суверенитету государства. Как только власть царя окрепла, а на внешних границах державы стало относительно спокойно, Набонид начал борьбу с олигархами. В этой борьбе большое значение имела «археологическая» деятельность царя: стремясь обрести поддержку в провинциях, он принялся с необычайной пышностью перестраивать храмы в Харране, Сиппаре, Ларсе, Уруке, Уре и других центрах. В провинциальных городах страны царь ставил у власти лояльных ему людей. В противовес жречеству Мардука он выдвигал местные культы — Сина, Шамаша и др. С целью ослабления экономической роли Вавилона, Набонид решил взять под контроль торговые пути, идущие из Африки и Восточного Средиземноморья через Сирийскую пустыню к нижнемесопотамским городам. Для этого он инициировал войну с арабскими племенами, в ходе которой захватил обширную территорию вплоть до города Ятрибу (Медина). Для предупреждения попыток государственного переворота царь назначил своего сына Бел-шар-у́ цура (Валтасара) соправителем; последний находился в Вавилоне, командуя преданным ему халдеями и пресекал попытки мятежа. Набонид прекратил празднование Нового года в столице, лишив таким образом олигархию возможности законным образом избрать нового царя. Сам Набонид не появлялся в Вавилоне, а сделал своей резиденцией арабский город Тему (совр. Тейма). Борьба продолжалась десять лет; в итоге олигархия была вынуждена капитулировать. В 543 г. до н. э. царь вернулся в Вавилон, однако к тому времени обстановка на внешних границах державы кардинально изменилась.

 

К середине VI в. до н. э. в соседней Мидии развернулась внутриполитическая борьба: против царя Астиага выступила часть местной знати. В 553 г. до н. э. в Аншане, одной из областей Мидийской державы, подняли восстание племена персов, возглавляемые вождём по имени Кураш (Кир II); часть мидийской знати, недовольная Астиагом, перешла на сторону восставших и уже в 550 г. до н. э. Кир взял столицу Мидии, Экбатаны. Огромная держава внезапно перестала существовать; Кир стремительно приводил к покорности территории, некогда входившие в её состав. В 547 г. до н. э. под ударами персов пала другая крупная держава Ближнего Востока — Лидия. К 539 г. до н. э. Кир завершил завоевание Малой Азии и весной 539 г. начал поход на Вавилонию. В этих условиях недовольная Набонидом олигархия вновь подняла голову. Полагая, что переход на сторону персов позволит избавиться от ненавистного царя, избежать кровопролитной войны и закрепить своё выгодное положение в обществе, олигархия организовала масштабную идеологическую кампанию, целью которой была дискредитация Набонида. В стране широко распространялись разного рода памфлеты, слухи, порочащие царя, активно работали персидские эмиссары. Уже в самом начале войны Набонида предал правитель области Гутиум Угбару. Опасаясь перехода месопотамских городов на сторону врага, летом 539 г. Набонид приказал увезти в Вавилон идолы богов из ряда областей, расположенных вне зоны укреплений[35]. Дальнейший ход событий неясен, но опираясь на современные тем событиям письменные источники, учёные реконструируют следующую картину[36].

 

Рембрандт ван Рейн. Пир Валтасара (1635)

Коренную территорию страны защищала масштабная Мидийская стена. Возведённая ещё при Навуходоносоре II, она протянулась на 150 км от Сиппара до Упи (Описа) и проходила вблизи Куты и Вавилона. Опис был одним из ключевых городов этой оборонительной линии: он контролировал переправы в месте, где восточный край укреплений подходил к естественной преграде — глубоководной реке Тигр; взятие Описа могло иметь решающее значение в войне. При приближении персидских войск город восстал против Набонида, однако мятеж подавил Бел-шар-уцур (Валтасар). Вскоре подошло войско Кира; в разыгравшейся битве (август 539 г. до н. э.) персы нанесли сокрушительное поражение силам Бел-шар-уцура. Путь в сердце страны оказался открыт; войско Кира обошло Мидийскую стену и осадило Сиппар. Набонид лично возглавил оборону города однако гарнизон Сиппара защищался крайне неохотно. Вскоре царь был вынужден отступить в Вавилон; 10 октября Сиппар оказался в руках персов, а уже через два дня, 12 октября 539 г. до н. э. пал и сам Вавилон[37].

Подробности взятия Вавилона остаются недостаточно ясными. Геродот и Ксенофонт приводят легенду согласно которой персы отвели воды Евфрата и ночью, когда ничего не подозревавшие горожане отмечали праздник, вошли по безводному руслу в город. Берос указывает, что Набонид командовал основными силами вавилонян, был разбит и отступил в Борсиппу. Кир взял Вавилон и велел разрушить внешние стены города, ибо последний показался царю очень грозным. Затем Кир организовал осаду Борсиппы, но Набонид прекратил сопротивление и добровольно сдался в плен. Совершенно легендарные сведения приводятся в Книге Даниила, создание которой исследователи относят к позднему времени (II в. до н. э.). Согласно этому источнику, по воле Яхве Навуходоносор был свергнут с царского престола, отлучён от людей и уподобился животному, живя с дикими ослами и питаясь травой. Однажды его сын, царь Валтасар, пируя в Вавилоне, приказал подать сосуды Иерусалимского храма, из которых Валтасар, его вельможи и наложницы стали пить вино. Внезапно на стене дворца появились пальцы руки чертившие по-арамейски: «Мене, мене, текел, упарсин». Валтасар созвал мудрецов и пообещал награду тому, кто разгадает это знамение. Лишь еврейский пророк Даниил сумел истолковать знамение: Бог сосчитал дни царства Валтасара, измерил последнего, нашёл легковесным и решил разделить его царство между завоевателями — мидянами и персами; в ту же ночь Валтасар, «царь халдейский» был убит, а его царство принял некто Дарий Мидийский. Эта же история пересказывается Иосифом Флавием. Источники, современные падению Вавилона, указывают на то, что город был взят без боя. Вавилон был необычайно хорошо укреплён и его осада могла отнять у противника много времени и сил; вместе с тем, столь быстрое взятие города противоречит такому сценарию. Археологические раскопки также не обнаружили следов пожаров или насильственных разрушений в соответствующих слоях[37]. По всей видимости олигархия, настроенное ею рядовые граждане, а также другие слои, недовольные политикой Набонида, сами открыли ворота Угбару и персам. Согласно Вавилонской хронике, Набонид был захвачен в плен; вошедшие в город войска окружили ворота Эсагилы и обеспечили соблюдение порядка. Спустя месяц, 29 октября 539 г. в священный город вступил сам Кир; население Вавилона, согласно указанному источнику, торжественно встретило персидского царя. Кир помиловал Набонида и отправил его в почётную ссылку наместником Кармании; Бел-шар-уцур был казнён[36]; Вавилония вошла в состав державы Ахеменидов.

Итак, 12 октября 539 г. персы вступили в Вавилон. В официальной вавилонской историографии дело было изображено так, будто вообще никакой войны с Киром не было, а если и имели место отдельные инциденты вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить ее делами.

 

Угбару, наместник Гутиума, командовавший персидскими войсками, вступившими в Вавилон, немедленно принял меры по предотвращению в городе резни и грабежей. В хронике говорится: " До конца месяца (ташриту, т. е. до 26 октября 539 г.) щиты страны Гутиум окружали ворота Эсагилы. Ничье оружие не было положено в Эсагиле и святилищах, и ритуал не был нарушен". Набонид, узнав о падении Вавилона и гибели Валтасара, покинул Барсиппу, вернулся в Вавилон и добровольно сдался в плен. Он понял, что дальнейшее сопротивление бессмысленно. В это же время завоеватели вкупе с вавилонскими олигархами сумели обработать общественное мнение и подготовить Киру торжественную встречу в Вавилоне, благо в столице не было недостатка в зеваках, падких до зрелищ и дарового угощения. " 3 арахсамну (29 октября 539 г.), -продолжает хроника, - Кир вступил в Вавилон. (Улицы) перед ним были устланы ветвями. Мир в городе был установлен. Кир объявил мир всему Вавилону".

 

Началось установление новой персидской власти. Кир назначил сатрапом (по-вавилонски bel-pahati - " областеначальник") Вавилона и Заречья, т. е. всей Нововавилонской империи, знатного перса Гаубаруву, которого вавилоняне звали Губару, а греки - Гобрием. Губару же, в свою очередь, назначил власти в Вавилоне. Пленный Набонид без лишнего шума был отправлен в почетную ссылку в отдаленную Караманию на востоке Ирана, где и окончил свои дни. Кир никакого зла лично к нему не питал. Далее в хронике отмечено: " Ночью 11 арахсамну (6 ноября 539 г.) умер Угбару", наместник страны Гутиум и завоеватель Вавилона. " [27 аддару (20 марта 538 г.)] умерла [супруга] царя; с 27 аддару по 3 нисану (с 20 по 26 марта 538 г.) в стране Аккад [был] траур, все люди обрили себе головы". Здесь речь идет о кончине царицы Нитокрис, вдовы Навуходоносора II и Набонида, которая пользовалась у вавилонян большой популярностью. И Кир весьма тактично разрешил торжественно похоронить ее и справить по ней семидневный траур. У Геродота приведен анекдот, связанный с кончиной Нитокрис и ходивший среди вавилонян два десятилетия спустя, при персидском царе Дарии:

 

" Та же царица (Нитокрис. - В. Б.) придумала следующую хитрость. Над теми из городских ворот, через которые народ ходил чаще всего, она поставила для себя гробницу выше самих ворот, а на гробнице начертала такую надпись: " Если кто-либо из следующих за мною царей будет нуждаться в деньгах, то пусть откроет гробницу и возьмет оттуда денег, сколько захочет. Если же он не будет нуждаться, то ни под каким видом не должен открывать гробницу - пользы от этого ему не будет". Эта гробница оставалась нетронутой до времени царствования Дария. Дарию же показалось нелепым не пользоваться этими воротами и не взять лежащих в гробнице денег, хотя они сами на то напрашивались. Воротами он не пользовался вовсе потому, что труп был бы над его головой во время проезда через ворота. Он открыл гробницу, но денег в ней не нашел, а нашел труп и надпись, гласящую: " Если бы ты не был ненасытен к деньгам и не преисполнен низкого корыстолюбия, то не открывал бы гробниц мертвецов". Такова, по рассказам, была эта царица" (Геродот, I, 187.).

 

Как уже говорилось, вавилонская олигархия отстаивала принцип выборности царя. Кир сделал вид, что готов удовлетворить ее желание. Он не принял титул царя Вавилона, и вавилонский престол после низложения Набонида до ближайшего Нового года формально оставался вакантным. Вавилонские деловые документы в это время датировались " годом начала царствования Кира, царя стран". 4 нисану следующего года (27 марта 538 г.), на другой день после окончания траура по царице Нитокрис, началось празднование Нового года и состоялись выборы царя Вавилона. Им был избран с соблюдением всех тонкостей ритуала Камбиз, старший сын и наследник Кира. Таким образом, Вавилон получил собственного царя, подчиненного, однако, Киру. В связи с этим новый год получил официальное наименование: " 1-й год Камбиза, царя Вавилона, когда Кир, его отец, - царь стран" (М. San Nicolo. Beitrage zu einer Prosopographie neubabylonischer Beamten der Zivil- und Tempelverwaltung. Munchen, 1936, S. 51-64.).

 

Примерно в это время появился политический памфлет, написанный в художественной форме по-вавилонски и для вавилонян представителями вавилонской олигархии, - " Поэма о Набониде". В ней в резко отрицательных тонах расписывались " безобразия", творимые Набонидом во время своего царствования, а в конце воздавалась хвала Киру и Камбизу, которые по воле бога Мардука освободили Вавилон от злодеев Набонида и Валтасара и покарали их приспешников. Это была олигархически-проперсидская оценка событий, усиленно внушавшаяся вавилонским обывателям.

 

Кира вполне устраивала такая пропаганда в его пользу. Но, уступая олигархии по форме, он исподволь проводил собственную линию в отношении Вавилона. Прежде всего он сохранил над ним свою верховную власть. Юрисдикция Камбиза как царя Вавилона была ограничена территорией страны Аккад, т. е. вавилонского города-государства. На всей остальной территории Вавилонской империи, в том числе в городах Уруке, Ниппуре и Уре, признавалась юрисдикция только Кира, царя стран, и его сатрапа Губару. Камбиз был чисто декоративной фигурой на вавилонском престоле. Сам он не относился к вавилонской короне всерьез и не считал нужным скрывать это. Подобное положение сохранялось в течение 10 месяцев, после чего Камбиз, которому надоело ломать комедию, сложил с себя, а Кир принял титул " царя Вавилона" и год соответственно был переименован в " 1-й год Кира, царя Вавилона, царя стран" (M. San Nicolo, loc. cit.). Ни о какой выборности царя в Вавилоне теперь не могло быть и речи. Олигархии пришлось проглотить эту горькую пилюлю. Более того, в это время появился еще один документ, написанный по-вавилонски и для вавилонян, на этот раз официальный, - " Манифест Кира". Составили его тоже проперсидски настроенные олигархи, хотя некоторые положения, выдвинутые в нем, едва ли пришлись им по душе.

 

В довольно пространном предисловии " Манифеста" снова живописуются " безобразия" Набонида и обиды, которые он причинил богу Мардуку, храму Эсагиле и Вавилону. Когда терпение бога Мардука иссякло, он отыскал Кира, царя Аншана (т. е. Персиды), вручил ему власть над народами и, наконец, вверил его заботам Вавилон, народ которого встречал его с великой радостью как избавителя от нечестивого царя Набонида. В конце " Манифеста" помещена молитва к вавилонским богам о ниспослании благополучия Киру и его сыну и наследнику Камбизу. В этом обрамлении помещен собственно текст манифеста, написанный от лица Кира.

 

Он открывается полной титулатурой Кира, составленной на вавилонский лад: " Я - Кир, царь множеств, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света, сын Камбиза, царя великого, царя Аншана, потомок Шишпиша, царя великого, царя Аншана, вечное царственное семя, правление которого любят боги Бэл и Набу, владычество которого приятно для их сердечной радости". Читая эту титулатуру, можно подумать (не будь генеалогии), что Кир вовсе не перс и не иноземный завоеватель, а самый что ни на есть прирожденный вавилонский царь. Эту мысль и стремились внушить вавилонянам авторы " Манифеста".

 

Затем в " Манифесте" от лица Кира говорится, как его многочисленные войска мирно вступили в Вавилон (все детали, зазорные для вавилонян, конечно, опущены). После этого следует перечисление мероприятий, осуществленных Киром, которые полностью подтверждаются другими источниками. Кир претендовал на роль царя-освободителя, и он выполнил свои обещания, данные покорившимся его власти народам. Случай в истории исключительный, но вполне объяснимый. Стремясь к мировому владычеству, Кир хорошо понимал, что при помощи одного персидского войска только насилием ему этой цели не достичь. Он понимал также, что страны древней цивилизации, ставшие объектом персидских завоеваний, поражены смертельным недугом и готовы видеть в нем своего спасителя и исцелителя. Кир умело использовал это обстоятельство, чем и объясняются как его поразительные военные успехи, так и репутация " отца" и " освободителя", которая закрепилась за ним в памяти не только персов, но и покоренных им народов, в том числе вавилонян, греков и иудеев.

 

Кир в " Манифесте" говорил: " От [......] до Ашшура и Суз, Агаде, Эшнунны, Замбана, Метурну, до пределов страны Кути, городов [по ту сторону] Тигра, жилища которых были основаны в глубокой древности, богов, живших в них, я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их селения. И богов Шумера и Аккада, которых Набонид во гневе владыки богов перенес в Вавилон, по приказанию бога Мардука, великого господина, я благополучно поместил в их чертоги, жилище радости сердца".

 

Осуществление этой меры, имевшей первостепенное значение для судеб создаваемой им Персидской империи, Кир начал тотчас же после завоевания Вавилона. " С кислиму по аддару-месяц (с 25 ноября 539 г. по 23 марта 538 г.) боги страны Аккад, которых Набонид свез в Вавилон, вернулись в свои резиденции", - сообщает вавилонская хроника. Этот шаг вызвал всеобщее одобрение вавилонян. Он символизировал возврат к миру и привычному порядку, а кроме того, послужил поводом для нескончаемых религиозных церемонии и праздников по случаю проводов из Вавилона и встречи в соответствующих городах возвращавшихся богов.

 

Но под шумок этих торжеств Кир выполнил свое обещание вавилонским пленникам-рабам: он даровал им свободу и право вернуться на родину. Это была вторая горькая пилюля, которую пришлось проглотить вавилонской олигархии, но перечить Киру она не посмела. Более того, в " Манифесте", как мы только что видели, освобождение пленников было объявлено осуществлением воли бога Мардука.

 

Кир понимал, что далеко не все пленники смогут и пожелают вернуться на родину, что многие из них останутся в Вавилонии, где они родились и обжились. Но теперь они стали не рабами, а свободными людьми, обязанными свободой Киру. Так и случилось. В Вавилонии осталось много евреев, сирийцев и других бывших пленников, ставших опорой персидского владычества в стране.

 

Вавилонянам Кир обещал избавление от ига Набонида и его клевретов. За словами последовали дела. Ликвидация режима Набонида прежде всего коснулась вопросов религии. Здесь Кир предоставил олигархии полную свободу действий. От имени Кира храмы, перестроенные Набонидом, сносились и возводились заново в том виде, в каком они были при Навуходоносоре II. Одновременно восстанавливался прежний ритуал богослужения (Л. Вулли. Ур халдеев. M, 1961. стр. 229-230, 246; S. Smith, op. cit., p. 57.).

 

Гораздо осторожнее поступал Кир в отношении отдельных лиц, связанных с Набонидом и Валтасаром. Официально на их головы сыпались проклятия и угрозы суровой кары, но на деле никаких репрессий не последовало. Кир ограничился тем, что убрал из государственного аппарата наиболее одиозные фигуры, причем сделал это скорее в угоду их политическим противникам, чем в собственных интересах: оставшись без хозяев, эти люди готовы были служить кому угодно, в том числе и персам. Кир вообще избегал без особой надобности вмешиваться во внутренние вавилонские дела. В административном аппарате, особенно на постах городских магистратов, остались, в основном, те же лица, что и при Набониде. Кир сохранил введенные Набонидом должности царских кураторов при храмах и даже не сменил назначенных им на эти посты сановников. Персов в государственном аппарате Вавилонии при Кире и Камбизе насчитывалось очень мало. Даже служащие личного хозяйства царя и царевича Камбиза в Вавилонии были вавилонянами, а не персами.

 

Несмотря на то что никаких репрессий в Вавилонии не произошло, на первых порах официальные громы и молнии нагнали на сторонников Набонида и Валтасара порядочно страха. В этом отношении характерна история, приключившаяся с нашим старым знакомым Итти-Мардук-балату, сыном Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби.

 

Связи дома Эгиби с прежней династией, и особенно с царевичем Валтасаром, были известны всему Вавилону, и Итти-Мардук-балату изрядно струсил, когда Вавилоном завладели персы. Весной 538 г. в сопровождении нескольких клиентов он отправился вслед за двором Кира в Мидию вымаливать себе прощение. Итти-Мардук-балату не был уверен в успехе своего путешествии и, оставляя хозяйство семьи на свою жену Нупту, как истый сын Вавилона принял меры, чтобы его смерть от руки персидских дикарей не нанесла дому Эгиби непоправимого ущерба. Он отправился в путь с небольшими деньгами, чтобы не потерять их много в случае беды. Однако его опасения оказались преувеличенными. Никто не собирался карать его смертью, но зато персидские сановники были совсем не такими дикарями, как это ему представлялось: они непрерывно тянули с него деньги. Опытный банкир, отлично знавший двор Набонида и Валтасара, сразу сообразил, что к чему, но своими деньгами все же не рисковал. Вместо того чтобы запросить деньги из дому, он занимал их у знакомых вавилонян, тоже оказавшихся в Мидии. Расчет был простой: если все обойдется благополучно, то он без труда расплатится с кредиторами (если, конечно, те останутся живы) в Вавилоне, а иметь при себе много собственных денег - опасно, так как персы, прельстясь ими, могут лишить его жизни. Свыше двух лет провел Итти-Мардук-балату в Мидии и только летом 536 г., добившись амнистии, вернулся в Вавилон. Позже он еще не раз ездил в Иран (например, в 533 и 523 гг.), но уже по делам, не опасаясь за свою голову (Cyr 15, 29, 37, 58, 60, 227; CT XXII 6, Camb 384.).

 

Деловая жизнь Вавилона не испытала никаких потрясений от персидского завоевания. Наоборот, установление мира и включение Вавилонской империи на правах личной унии в состав громадной Персидской державы дали новый толчок экономическому оживлению. Вавилон стал, наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами, одной из четырех столиц персидского царя и пожинал от этого обильные плоды. Казалось, расчет вавилонской олигархии на Кира оправдался с лихвой. Однако идиллия длилась недолго: после пира неминуемо следует похмелье. Персидская знать, опьяненная легкими победами и баснословными богатствами, попавшими в ее руки, очень скоро вкусила блага цивилизации и не собиралась в угоду вавилонским толстосумам довольствоваться малым. Ее аппетиты росли, и покоренные народы, в том числе и вавилоняне, скоро почувствовали это на себе.

 

В 530 г. Кир погиб во время похода в Среднюю Азию против массагетов - персы впервые столкнулись с народом, который не желал быть покоренным, и потерпели поражение. Камбиз, старший сын Кира, вступив на персидский престол, наследовал также титул царя Вавилона. Ни о каких выборах вавилонского царя никто даже не заикнулся. Камбиз не обладал политическим тактом отца и вообще не считал нужным маскировать персидское господство. Недаром покоренные называли его " деспотом", а не " отцом", как Кира.

 

В 525 г. персы двинулись против Египта, единственной великой державы Ближнего Востока, сохранявшей независимость. По приказу Камбиза в поход отправилось и вавилонское ополчение. Персы завоевали Египет в короткий срок. Но это был последний крупный успех персов. Среди покоренных народов нарастало глухое недовольство. В самой Персии началось брожение, вызванное как тяготами военной службы, так и деспотизмом царской власти. И вот 11 марта 522 г. в Персии произошел переворот. Некий маг Гаумата (он же Смердис) выдал себя за Бардию, младшего сына Кира, тайно убитого по приказу Камбиза, и захватил персидский престол. Камбиз с армией тотчас же двинулся из Египта в Персию, но по пути погиб при загадочных обстоятельствах. Он якобы упал с лошади и напоролся на собственный кинжал. Тайной окутана и личность Гауматы: не исключено, что он на самом деле был Бардией, а не самозванцем.

 

В Вавилоне Бардию, или Барзию, признали царем сразу же, как пришла весть о перевороте, хотя Камбиз тогда был еще жив. Так же быстро и легко Бардию признали остальные покоренные народы. Это объясняется во многом непопулярностью Камбиза и тем, что Бардия немедленно после захвата власти разослал по всем странам указ об освобождении подданных на три года от военной службы. Но 29 сентября 522 г. Бардия-Гаумата был убит персидскими аристократами, которые избрали царем одного из участников заговора, Дария, сына Гистаспа, принадлежавшего к царскому роду Ахеменидов. Немедленно многие народы Персидской империи, включая самих персов, восстали против Дария, на стороне которого остались только персидская аристократия и армия. Началась длительная гражданская война.

 

Вавилон восстал при первом же известии об убийстве Барзии. Датировки деловых документов показывают, что еще 20 сентября 522 г. вавилоняне признавали царем Вавилона Барзию, а уже через четыре дня после его убийства царем у них был Навуходоносор III - самый ранний из известных документ, датированный по нему, составлен 3 октября 522 г. (Nbk 1; R. Parker and W. H. Dubberstein. Babylonian Chronology 626 В. С- A. D. 75. Providence, Rhode Island. 1956, p. 15.) О вавилонском восстании существует два рассказа: один, основанный на устных преданиях вавилонян, принадлежит Геродоту; другой, подтверждаемый датировками вавилонских документов, содержится в Бехистунской надписи самого царя Дария.

 

Рассказ Геродота вкратце таков. Как только маг-самозванец Смердис (Гаумата) захватил власть в Персии, вавилоняне начали готовиться к восстанию и неизбежно связанной с ним осаде Вавилона персами. Чтобы сберечь на возможно более долгий срок запасы провианта, они сами перебили всех своих женщин, кроме матерей и жен. Восстание вспыхнуло сразу же после убийства Смердиса и воцарения Дария. Персы не замедлили осадить Вавилон. Чувствуя себя в полной безопасности, вавилоняне с высоты своих стен дразнили их: " Зачем, персы, вы праздно сидите здесь и не уходите? Ведь вы овладеете нами лишь тогда, когда ожеребится мул! "

 

Так прошли год и семь месяцев. Дарий не мог взять Вавилон. Но на 20-м месяце осады у Зопира, сына Мегабиза, одного из семи персов, участвовавших в убийстве Смердиса, неожиданно ожеребилась мулица. Зопир вспомнил издевательства вавилонян и решил, что теперь Вавилон должен пасть. Он отрезал себе нос, уши, остриг волосы в кружок, исполосовал свое тело бичом и в таком виде предстал перед Дарием. Тот ужаснулся, но Зопир успокоил царя и изложил ему свой план взятия Вавилона. Договорившись с Дарием о деталях, он приступил к делу.

 

Триумф персидского царя Дария (рельеф Бехистунской надписи). Перед царем - побежденные цари-мятежники; наверху - изображение бога Ахурамазды

Триумф персидского царя Дария (рельеф Бехистунской надписи). Перед царем - побежденные цари-мятежники; наверху - изображение бога Ахурамазды

 

Под видом перебежчика, которого якобы изуродовал Дарий, Зопир проник в Вавилон. На народном собрании он поведал вавилонянам свою вымышленную историю и умолял их дать ему возможность отомстить Дарию. Вавилоняне поверили ему и поручили командование отрядом. Как и было заранее условлено с Дарием, Зопир сделал три вылазки и перебил крупные отряды персидских вспомогательных войск. Тогда восхищенные вавилоняне поручили ему главное командование и оборону стен. В это время, на 57-й день после " измены" Зопира, Дарий начал общий штурм Вавилона. Воспользовавшись тем, что внимание вавилонян отвлечено сражением, Зопир открыл Киссийские ворота (Ворота бога Забабы) и Ворота бога Бэла (Ворота Гишшу), через которые персы ворвались в город. Вавилон пал.

 

Дарий велел срыть стены и снять ворота Вавилона. По его приказу 3000 самых знатных вавилонян повесили на кольях. Остальных он простил и даже прислал им 50 000 женщин из других стран взамен перебитых ими в начале осады, чтобы у них было потомство. Зопира за его заслуги осыпали неслыханными почестями. Дарий предоставил ему в пожизненное управление Вавилонию, освободив от уплаты дани (Геродот, I, 150-160.).

 

Рассказ самого царя Дария не столь романтичен, но зато более достоверен. Вавилоняне сразу же после убийства Гауматы провозгласили царем некоего Нидинту-Бэла, сына Анири, который выдавал себя за Навуходоносора, сына царя Набонида. Следовательно, они действительно, как утверждает Геродот, заранее подготовились к восстанию. Судя по сохранившимся документам, вавилоняне датировали по " году начала царствования Навуходоносора (III), царя Вавилона", с 3 октября по 8 декабря 522 г.

 

Подавив восстание в Эламе, Дарий двинулся на Вавилон. 13 декабря 522 г. он разбил вавилонян на Тигре, а 18 декабря - у города Зазанну на Евфрате, после чего овладел Вавилоном. Нидинту-Бэл (Навуходоносор III) попался в плен и был казнен. С 22 декабря 522 г. вавилонские документы датировались уже по Дарию, царю Вавилона, царю стран.

 

Пока Дарий вел борьбу с мятежниками в других концах огромной империи, в Вавилонии началось новое восстание. Армянин Араха, сын Халдита, тоже выдавая себя за Навуходоносора, сына царя Набонида, поднял мятеж в местности Дубала на юге страны и был принят в Вавилоне. Деловые документы показывают следующую картину: с 22 декабря 522 г. по 8 сентября 521 г. они датировались по Дарию, но уже с 25 августа 521 г. появились датировки по Навуходоносору (IV), царю Вавилона. Дарий послал против Вавилона войско во главе с персом Винда-фарной. Последний известный документ, датированный по Навуходоносору IV, относится к 3 ноября 521 г., а 27 ноября Винда-фарна одержал над вавилонянами полную победу. Самозванца Араху-Навуходоносора IV и его сподвижников повесили на кольях, о чем сообщает и Геродот. Восстание в Вавилоне было подавлено. Первый известный документ, датированный после этих событий по Дарию, составлен 25 декабря 521 г. (BE VIII, 1, no. 103; R. A. Parker and W. H. Dubberstein, op. cit., p. 15-16.).

 

Итак, в некоторых важных деталях оба рассказа совпадают. Совпадает, в частности, и продолжительность восстаний: по Геродоту - 22 месяца, по Дарию и вавилонским деловым документам между воцарением Гауматы и полным подавлением восстания Вавилона прошло тоже около 22 месяцев. Характерно другое: Геродот ничего не знает о том, что было не одно, а два восстания; в его рассказе вавилонские цари-самозванцы вообще не упоминаются. И это понятно: для вавилонян, как показывают датировки документов, Навуходоносор III (Нидинту-Бэл) и Навуходоносор IV (Араха) являлись одним и тем же лицом. Поэтому у Навуходоносора IV не было " года начала царствования", а только 1-й год, а у Навуходоносора III - наоборот, так как он не дожил до Нового года. Иначе говоря, рядовые вавилоняне почти ничего не знали о своем царе и даже не подозревали, что у них под одним и тем же именем царствовали два разных человека, которые никакой реальной роли не играли.

 

Восстания организовала вавилонская олигархия, разочаровавшаяся в персах. Она давно желала иметь на престоле безликих марионеток, которых она и нашла в лице самозванцев. Но ей, кроме того, надо было привлечь к восстанию народ, прежде всего халдейских воинов. По этой причине самозванцы и приняли имя Навуходоносора, сына Набонида, причем остается неизвестным, существовало ли вообще такое лицо в действительности или же оно просто было выдумано олигархами, чтобы увлечь за собой народ знаменем старой халдейской династии. Иными словами говоря, идея-фикс вавилонской олигархии - выборность царя - стала настолько непопулярной, что о ней нельзя было даже говорить открыто. А это свидетельствует о том, что вавилонский античный город-государство умер и все попытки гальванизировать его труп были обречены на провал.

 

Ну а как жили и что делали в это беспокойное время рядовые вавилонские граждане? Персидского завоевания в 539 г. многие из них даже не заметили. Для обывателей оно запечатлелось лишь цепью празднеств, устроенных сначала Набонидом и Валтасаром, а затем Киром, во время которых произошли какие-то перемены, никак не отразившиеся на жизни города. Теперь же Вавилону пришлось испытать настоящую войну с грабежами, конфискациями и репрессиями, последовавшими за поражением. События 539 г. не оставили никаких следов в деловых документах, зато в 522-521 гг. такие следы налицо, но они говорят не о патриотическом подъеме, а о стремлении извлечь выгоду из переполоха и уберечь себя и свое имущество.

 

По авторитетному свидетельству Александра Дюма, осенью 1648 г. во время Фронды, накануне осады Парижа королевскими войсками, между шевалье д'Артаньяном, лейтенантом королевских мушкетеров, и Мадлен Тюркен, хозяйкой гостиницы " Козочка" на Тиктонской улице, состоялся следующий разговор:

 

- Любезная мадам Тюркен, - сказал д'Артаньян, - если у вас есть деньги, закопайте их поскорее; если есть драгоценности, припрячьте их немедленно; если есть должники, выжмите из них деньги; если есть кредиторы, не платите им.

 

- Почему так? - спросила Мадлен.

 

- Потому что Париж будет превращен в груду пепла, подобно Вавилону, о котором вы, должно быть, слышали.

 

Трудно сказать, какое разрушение Вавилона имел в виду д'Артаньян и что слышала об этом прекрасная Мадлен, но он советовал ей поступить именно так, как вели себя в 522 г. до н. э. в аналогичной ситуации многие вавилоняне.

 

Итти-Мардук-балату, сын Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби, поздней осенью 523 г. находился где-то в Иране (видимо, в Эламе). Здесь 29 ноября 523 г. ему удалось купить у местных жителей за 22/3 мины (842 г) серебра двух рабынь-ковровщиц, которых звали Кардара' и Патиза'. Время было тревожное, и бывалый делец почувствовал, что следует ожидать крупных потрясений. И действительно, вскоре Барзия захватил персидский престол. А Итти-Мардук-балату в это время в Вавилоне занимал деньги, где только мог. Так. у некоего Мардук-шум-уцура, сына Аплы, потомка Бэл-этеру, он лично и через подставных лиц в короткий срок получил ряд займов на общую сумму 24 1/2 мины (12, 353 кг) серебра. Итти-Мардук-балату рассчитывал на то, что кредиторы могут погибнуть и их деньги останутся у него.

 

Но осенью 522 г. стало ясно, что вавилонское восстание обречено и что после его поражения неизбежно последуют грабежи и конфискации. Тогда Итти-Мардук-балату начал лихорадочно прятать свои деньги, размещать их мелкими вкладами по различным банкирским конторам, желая свести к минимуму неминуемые потери после захвата Вавилона персами. Ему удалось спасти деньги, но не жизнь. В декабре 522 г. Итти-Мардук-балату, его брат Иддин-Набу, его кредитор Мардук-шум-уцур и многие

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регуляция дыхания. Физиологические механизмы регуляции дыхания многогранны | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.043 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал