![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология религии.
Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия - особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира. Глубинные истоки религии берут своеначало в особенностях функционирования человеческой психики. Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, с приобщени ем к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт. Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях. Своеобразие религии. Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. Во-первых, религия - это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп - групп верующих и конфессиональной (груп-V повой) исключительности. В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуютсякак сверхъестественные. В-четвертых, религия подразумевает определеннуюсовокупность верований, выраженных в религиозных канонах. В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны. Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации. Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются: 1)религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, хритианство и ислам; 2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом; 3) дальневосточные религии - конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна). Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, - это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев. Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д. Религиозное сознание - иллюзорное отражение действительности. Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной. Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации. Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной. Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей; образов, представлений, чувств и настроения. Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику. Особенности религиозного сознания: 1)тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением; 2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих. Религиозная вера, объединяет содержательнуюи функциональную стороны религиозного сознания. Вера - это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели. Религиозная вера - это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты - отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д. Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология - это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации. Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания. Религиозная психология — совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой. Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму): Глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении. Верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении. Колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения. Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления, Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении. Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания. Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие: 1) мистик - тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка; 2) пророк — личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт. Пророк в отличие от мистика все время с людьми; 3) священнослужитель - посредник между человеком и божеством. Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке; 4)реформатор - личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом; 5) монах — член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований; 6) монах-отшельник - человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта; 7) святой - личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме; 8) теолог - тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме; 9) основоположник религии — фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии. Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания. Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология (теории Бога), космология (теории мира) и антропология (теории человека). Религиозные культы: 1) обряды; 2) паломничества; 3) богослужения и т. д. Средства культа – предметы культа, имеющие символическое значение: 1) церковь; 2) религиозное искусство (живопись, скульптура, музыка); 3) культовые предметы (крест, свечи, церковная утварь и т. д.). Религиозные действия: 1) молитва – просьба о чуде; 2) жертвоприношение – обряд принесения жертвы; 3) исповедь – рассказ о своих прегрешениях. Классификация религиозных групп: 1) по степени стабильности членства: а) группы открытого типа – это религиозная община без фиксированного членства, состоящая из достаточно стабильного ядра верующих и постоянной меняющейся паствы (католики, православные, некоторые протестанты, буддисты и мусульмане); б) группы закрытого типа характеризуются твердо фиксированным составом верующих (баптисты, адвентисты и др.), устойчивыми межличностными контактами, большой сплоченностью, на основе которой формируются многие феномены группового религиозного сознания (стереотипы, установки, мотивы поведения и т. д.). Чем меньше численность и больше внутренняя сплоченность такой группы, тем больше степень религиозности членов сектантской общины; 2) по содержанию вероучения: а) конструктивные религиозные движения опираются на положительный идеал, ориентированы на активную созидательную деятельность во всех сферах жизни, во взаимодействии с государством, социальными институтами, с каждым индивидом (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). б) потенциально деструктивные религиозные движения характеризуются содержанием потенциально деструктивных положений, которые временно или вообще не применяются в религиозной практике (баптизм, адвентизм, и др.); в) деструктивные религиозные движения основаны на деструктивных положениях (ложных нравственных идеалах, эгоцентризме), проповедуют правовой и социальный беспредел, стремление к разрушению (сатанистские и оккультно-мистические движения, открыто или скрытно признающие в качестве одного из своих кумиров зло). Формальная организация религиозных групп строиться на догмах, канонах и традициях данной религиозной организации. Структура религиозной группы: 1) лидеров, которыми в православии и католицизме является клир (пресвитеры, проповедники); 2) «религиозных активистов», основную массу которых составляют женщины (в основном разведенные, бездетные, вдовы), для которых активность в религиозной группе компенсирует дефицит социальных и родственных связей; 3) рядовых членов (мирян). Основные функции религии: 1) защитная – Бог защищает и помогает тем, кто верит в него; 2) психотерапевтическая – осуществляется через исповедь путем прощения грехов, молитву; 3) компенсаторная функция – замещение нереализованных чувств, дефицит родственных отношений; 4) мировоззренческая – создание определенной упорядоченности взглядов на мир, природу человека, смысла его существования; 5) регулятивная – регуляция социального поведения согласно религиозным нормам, ценностям и традициям; 6) коммуникативная – способствует общению людей при богослужении в храме, молитвенном доме, участии в таинствах, общественной молитве; 7) интегративная – способствует объединению людей по интересам, потребностям, чувствам, ценностям, избавление их от страданий, несчастий, одиночества и моральной деградации.
|