Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридические свойства и черты Конституции Российской Федерации






Конституция - основной закон государства

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

3. Центральное место во всей правовой системе. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Черты Конституции:

1. принимается народом или от имени народа;

2. носит учредительный (первичный) характер;

3. особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер — политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).

 

Структура и содержание Конституции Российской Федерации

Конституция включает преамбулу - вводную часть, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и условия ее принятия. Помимо преамбулы, она содержит основную часть, заключительные и переходные положения.

В основную часть входят нормы о статусе государственных органов, основах конституционного (общественного) строя, порядке изменения Конституции, государственной символике. Главное место в этой части занимают нормы о правах и свободах человека.

В содержании Конституции 1993 г. появились новеллы, самые существенные из которых следующие.

1. Россия провозглашается правовым государством.

2. Права и свободы человека признаются высшей ценностью.

3. Возрождается частная собственность.

4. Признается и гарантируется местное самоуправление.

5. Провозглашается принцип разделения властей.

6. Признается плюрализм мнений и идеологическое многообразие.

7. Общепризнанные принципы и нормы международного права становятся

составной частью российской правовой системы.

8. Права и свободы человека и гражданина становятся непосредственно

действующими.

9. Впервые в России представительный орган (Федеральное Собрание) официально

называется парламентом.

10. Устанавливается принцип равноправия субъектов Российской Федерации -

Россия, как федеративное государство, имеет не одну Конституцию. Субъекты РФ имеют либо свои конституции (республики в составе РФ), либо свои уставы (края, области и т.д.), которые должны находиться в соответствии с Конституцией РФ.

 

9. Конституционные поправки к Конституции Российские Федерации: понятие, порядок их внесения и принятия. Конституционный механизм пересмотра Конституции Российской Федерации.

Поправки к Конституции России — обновление положений Конституции Российской Федерации 1993 года путём процедур, предусмотренных главой 9 Конституции.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений (глава 9 Конституции).

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

 

10. Основы конституционного строя России: понятие, содержание. Конституционные принципы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации.

Основы конституционного строя России.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаками конституционного строя являются:

  • верховенство права;
  • широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  • участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  • разделение властей.

Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Государственный строй характеризуется: 1)системой высших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования; 2)разнообразием охраняемых государством социально- экономических и организационно-политических основ государственной власти; 3) территориальным устройством государства.

Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность российского государства и республиканская форма правления.

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;

3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;

4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;

6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8, 9);

8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;

9. Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал