Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 14 вопр 1 ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Лютера́ нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве[1]. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения вГермании в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д. Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя ктеистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего ивознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию, и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа. Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация. Билет 15 вопр 1 западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама. Делая упор на конфуцианство, система неоконфуцианства интегрировала в себя элементы даосизма и буддизма. В конце правления династии Сун, в 1241 году, под названием «лисюэ» (理 学) неоконфуцианство в чжусианской версии было положено в основу официальной идеологии. одно из осн. направлений в развитии конфуцианской идеологии. Термин " Н." не является адекватным переводом какого-то одного кит. понятия. Он введен в науч. обиход зап.-европ. исследователями и имеет различное содержание. Одни понимают под H. филос. направление или школу, сложившуюся в период правления династии Сун (10–13 вв.), другие рассматривают Н. как направление в кит. философии, линия развития к-рого начинается с учений мыслителей сунской эпохи и завершается филос. системой Ван Ян-мина. Однако история Н. не может быть ограничена указанными хронологич. рамками. В кит. источниках и лит-ре термину " Н." соответствует множество определений: синлисюэ (иногда лисюэ) – учение о природе вещей (син) и естественном законе (ли); даосюэ – учение о дао – осн. принципе филос. систем Н.; сунсюэ – сунское учение, или филос. школа эпохи Сун и т.д. Н. сформировалось в Китае в борьбе с буддизмом (особенно секты чань, япон. дзэн) и даосизмом и одновременно находилось под влиянием их идей. Так, один из основоположников Н. Чжоу Дунь-и при объяснении идеи о " великом пределе" (тайцзи) как первоисточнике и первосостоянии всего материального бытия обращается к даоскому понятию " беспредельного" (уцзи). В трактовке осн. термина Н. " ли" (закон) явно чувствуется воздействие буддийских концепций. Н. оказало глубокое влияние на развитие кит. философии и имело широкое распространение в Корее и Японии. Ранние предшественники Н. в 9 в. Хань Юй и его ученик Ли Ао выдвинули положение о необходимости обновления и развития конфуцианских принципов для противодействия влиянию даоских и буддийских концепций. В результате глубоких социально-экономич. сдвигов в период 10–13 вв. происходит расцвет филос. мысли Китая и в первую очередь Н., к-рое не ограничивалось разработкой этико-политич. представлений, составлявших гл. содержание раннего конфуцианства. Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Представители Н. считали, что после Конфуция и Мэн-цзы прекратилось всякое творч. развитие конфуцианства, что привело к его превращению в догму и схоластику. Н. подвергло критич. пересмотру толкование осн. свода конфуцианской канонич. лит-ры – " Пятикнижие" и, что более важно, составило новый канон – " Четверокнижие" (" Сы шу"), дав ему интерпретацию в понятиях Н. Центр. проблемой являлось соотношение идеального начала ли (япон. ри – закон, принцип) и материального начала ци (япон. ки – первоматерия). Важное место в концепциях Н. занимали понятия дао, тайцзи – " великий предел" (япон. тайкёку, кор. тхэгык), чэнь – истина, синь – сердце, разум, сознание, душа. Ранние представители Н., в частности Чжоу Дунь-и и особенно Чжан Цзай, развивший учение о первоматерии – ци, подходили к нек-рым проблемам с позиций материализма. Ярко выраженное идеалистич. направление представлено в учении братьев Чэн (Чэн Хао и Чэн И). вопр 2 кальвини́ зм направление протестантизма, основанное Ж. Кальвином. Из Женевы распространился во Франции (гугеноты), Нидерландах, Шотландии и Англии (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты. Билет 16 вопр 1 В целом монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако некоторые произведения тираноборческой литературы по содержанию и историческим судьбам выходили за пределы защиты узкосословных интересов аристократической знати. К числу таких произведений относится трактат " Рассуждение о добровольном рабстве", написанный около 1548 г. и изданный гугенотами вскоре после Варфоломеевской ночи. Автор трактата Этъен де Ла Боэси (1530—1563) в ярких красках описывал постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании, которая противоречит природе, свободе и равенству людей. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное, поскольку впавший в привычное заблуждение народ содержит тирана, терпит его прихоти и злодеяния. Сила тирана в том, что он, создавая себе приближенных и сторонников, раскалывает народ: " В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода".
|