Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развивайте финансовый талант вашего ребенка
Одним из наиболее важных уроков богатого папы стал урок, который он называл “думай как банкир”. Еще он называл его “алхимией денег — наукой о том, как свинец превратить в золото” или “наукой о том, как делать деньги из ничего”. Те из вас, кто прочел книгу “Богатый папа, бедный папа”, наверняка помнят забавную историю о том, как я учился думать подобно банкиру или алхимику (так называют человека, умеющего превращать свинец в золото). Вместо того чтобы считать банк абсолютным злом, как считают многие бедняки, или думать, что некоторые услуги банков — это хорошо, а некоторые — плохо, как думают многие представители среднего класса, богатый папа хотел, чтобы мы с Майком поняли принцип работы банка, На этой стадии нашего развития он периодически брал нас с собой в банк и оставлял сидеть в вестибюле и наблюдать за входившими и выходившими людьми. Затем, когда мы проделали это упражнение несколько раз, он спросил нас; — Ну расскажите, ребята, что вы видели? Так как нам было в то время примерно по четырнадцать лет, увидели мы немного. Мы с Майком пожали плечами и состроили скучные физиономии, как это обычно делают подростки, когда им задают трудный вопрос. — Видели людей, которые входили и выходили, — сказал Майк. — Да, — подтвердил я. — Это все, что я видел. — Хорошо, — сказал богатый папа и повел нас к стойке кассира. Там он сказал нам понаблюдать за женщиной, оформлявшей вклад. — Видели это? Мы кивнули. — Хорошо, — повторил он и повел нас к столу, за которым сидел один из управляющих банком. — А что вы видите здесь? Мы с Майком посмотрели на человека в костюме, который сидел там, заполняя финансовый отчет и разговаривая о чем-то с банкиром. — Точно не знаю, — ответил я. — Но, если я не ошибаюсь, он собирается взять ссуду. — Хорошо, — сказал богатый папа, показывая, что нам пора уходить. — Наконец вы увидели то, что нужно. Залезая в машину, нагревшуюся на горячем гавайском солнце, Майк спросил: — А что мы такое увидели? — Хороший вопрос, — ответил богатый папа. — Так что же вы увидели? — Я видел, как люди приходили в банк и вкладывали деньги, — сказал я. — А потом я видел, как другие люди приходили в банк, чтобы взять ссуду. Вот все, что я видел. — Очень хорошо. А чьи это были деньги? Деньги банка? — Нет, — сказал Майк. — Это были деньги людей. Банк делает деньги на деньгах других людей. Они берут деньги и ссужают их, но это не их деньги. — Хорошо, — снова повторил богатый папа. Затем, повернувшись ко мне, спросил: — А что делают твои родители, когда приходят в банк? Подумав минуту, я ответил: — Они изо всех сил стараются накопить денег. А если им приходится брать ссуду, то они стараются как можно быстрее ее погасить. Они считают, что сбережения — это хорошо, а долги — плохо. — Прекрасно. Ты очень наблюдателен. Повернув бейсбольную кепку козырьком назад, я только пожал плечами, говоря себе, что дело это нехитрое, и мы поехали в офис к богатому папе. Усевшись за стол, богатый папа достал свой желтый блокнот и нарисовал на чистой странице диаграмму финансового отчета:
— Вам понятна эта финансовая картина? — спросил богатый папа, подвигая блокнот к нам. Мы с Майком некоторое время изучали схему. — Да, мне это понятно, — сказал Майк, а я только кивнул. К этому моменту мы проиграли столько разных финансовых сценариев, что быстро поняли ход мыслей богатого папы. — Банк занимает или хранит деньги, выплачивая владельцам сбережений. 3 процента, а потом выдает их заемщикам, но берет с них 6 процентов. Кивнув в знак согласия, богатый папа спросил: — А чьи это деньги? — Владельцев сбережений, — быстро ответил я. — Как только они попадают в банк, банкир сразу же старается их кому-нибудь ссудить. Богатый папа еще раз кивнул. После длительной паузы, позволив нам переварить полученную информацию, он сказал: — Когда я играю с вами в “Монопольку”, то часто говорю, что вам нужно найти формулу достижения большого богатства. Правильно? Мы кивнули. — Четыре зеленых домика, один красный отель, — тихо ответил я. — Хорошо. У недвижимости есть то положительное качество, что ее можно увидеть. Но теперь, когда вы стали старше, я хочу, чтобы вы научились видеть то, что глазами увидеть нельзя. — Нельзя увидеть глазами? — повторил я в замешательстве. Богатый папа кивнул. — Теперь вы повзрослели. Ваш ум более развит. Я хочу научить вас видеть умом то, что редко видят бедняки и средний класс, а они часто не видят этого, потому что не знакомы с финансовыми отчетами и с тем, как они работают. Мы с Майком сидели тихо, ожидая. Мы знали, что он собирается показать нам что-то простое и в то же время глубокое по смыслу, но понять всю глубину его мысли мы сможем, только если сумеем разглядеть, что кроется за простотой. Богатый папа придвинул к себе блокнот и нарисовал диаграмму своего финансового отчета:
Мы с Майком долго сидели, уставившись в диаграмму. Как я и ожидал, схема была простой, но если мы сможем разобраться, что кроется за этой видимой простотой, то поймем, в чем ее глубокий смысл. Наконец я решился нарушить молчание: — Выходит, что ты занимаешь деньги и даешь их взаймы точно так же, как это делает банк. — Совершенно верно. Ты ведь знаешь, как часто твои родители говорят: “Не бери взаймы и не давай в долг”? Я кивнул. — Вот почему у них трудности с деньгами, — сказал богатый папа. — Для них главное сберечь деньги. Если они занимают их, то делают это, чтобы купить пассивы, которые они считают активами, — такие вещи, как дома и машины, вещи, которые требуют денег, а не приносят их. Затем им приходится долго и усердно трудиться, чтобы выплатить долг и получить право сказать: “Я владею этим целиком и полностью”. — А разве плохо, что они так делают? — спросил я. — Нет. Тут дело не в том, хорошо это или плохо. Все дело в образовании. — В образовании? — переспросил я. — А при чем тут образование? — А при том, — сказал богатый папа, — что твои родители недостаточно образованны во всем, что касается денег, и поэтому для них лучше всего — откладывать деньги и стараться как можно быстрее расплатиться с долгами. При их уровне финансового образования, или, как я говорю, “финансовой искушенности”, такой способ обращения с деньгами для них наиболее приемлемый. — Но если они захотят заняться тем, что делаешь ты, — вмешался Майк, — то им нужно будет повысить уровень их финансового образования. Богатый папа кивнул. — И я надеюсь дать вам обоим такое образование, прежде чем вы окончите учебу. Если вы не усвоите то, чему я собираюсь вас научить, до того как начнете жить в реальном мире, то, скорее всего, не усвоите этого уже никогда. Если вы выйдете из школы, не имея финансового образования, то жизнь вдоволь поиздевается над вами просто потому, что ваши знания о деньгах будут недостаточными. — Ты имеешь в виду, что жизнь нас научит? — спросил я. Богатый папа снова кивнул. — Значит, ты занимаешь деньги, чтобы делать деньги? — Совершенно верно, — А мои родители работают за деньги, а потом пытаются сэкономить, только чтобы не занимать. Богатый папа кивнул. — И вот поэтому им трудно стать богатыми. — Потому, что они работают изо всех сил ради денег, — добавил я, стараясь максимально прояснить ситуацию. Богатый папа кивнул и сказал: — Но человек не может работать больше, чем в его силах, и получать больше, чем ему полагается за сделанную работу. Для большинства людей существует предел зарплаты, которую они могут получить за свой труд. — Значит; должен существовать такой же предел для возможных сбережений, — добавил Майк. — Как ты говорил, налоги отхватывают приличный кусок зарплаты работников еще до того, как они ее получают. Богатый папа медленно откинулся в кресле. Похоже, мы справлялись с задачей. Повернувшись к диаграмме в блокноте, я показал на колонки активов и пассивов:
— Значит, ты делаешь то же самое, что и банк: берешь ссуду в банке, а затем находишь способ заставить эти деньги делать еще больше денег. Богатый папа посмотрел на меня и сказал: — А теперь посмотрим на финансовый отчёт твоих родителей. Услышав эти слова, я съежился на своем стуле. Я понимал, что за этим последует. Это было ясно как божий день. Рядом со своей он нарисовал диаграмму финансового отчета моих родителей:
Богатый папа, Майк и я сидели и обсуждали различия этих двух финансовых отчетов. Тогда я и представить не мог, насколько значительную роль сыграет этот простой урок в моей дальнейшей жизни, но должен сказать, что уже на следующий день я стал смотреть на мир совершенно другими глазами. Из этого простого примера мне предстояло извлечь столько уроков, что я занимаюсь этим и по сей день. Многие из уроков спрятаны очень глубоко. Мой совет: соберитесь с друзьями и обсудите, как самые незначительные различия могут со временем повлиять на жизнь человека. Не пожалейте времени на рассмотрение следующих вопросов: — К чему в конце концов приходят люди, если их финансовый рассудок позволяет, чтобы активы приносили меньше денег, чем съедают пассивы? — Сколько понадобится времени, чтобы накопить какую-то сумму, которую можно взять в долг? Например, сколько времени вы выиграете, взяв ссуду в 100 тысяч долларов, вместо того чтобы пытаться накопить ту же сумму при условии, что ваш заработок — всего 50 тысяч долларов в год и у вас есть семья, которую нужно кормить, одевать, и дети, за образование которых тоже надо платить? — Насколько быстрее вы сможете увеличить свое состояние, если будете занимать деньги и делать на них еще больше денег, вместо того чтобы трудиться изо всех сил, делать сбережения и потом пытаться делать деньги на этих сбережениях? — Почему один отец брал активы, то есть свои сбережения, и превращал их в пассивы (помните слова “сбережения — верный путь к проигрышу”?), в то время как другой залезал в долг и превращал его в активы? — Как можно приобрести такие навыки? — Каков кратко- и долгосрочный риск обоих типов финансовых отчетов? — Чему мы учим наших детей? Если вы согласны инвестировать ваше время в обсуждение этих вопросов, то, полагаю, вам не составит труда понять, почему лишь немногие становятся богатыми, а большинству приходится всю жизнь бороться за выживание. Причины многих финансовых поражений и побед вращаются вокруг денег, сбережений и долгов.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО
Богатый пала всегда говорил: “Обращайтесь с долгами так, как вы обращаетесь с заряженным ружьем”. Причина, по которой богатый папа часто напоминал о разнице между хорошими и плохими долгами, состояла в том, что долги способны сделать вас как богатым, так и бедным. Точно так же, как с заряженным ружьем, которое может защитить вас или убить, дело обстоит и с долгами. В сегодняшней Америке долги по кредитным карточкам не дают дышать многим семьям, даже хорошо образованным. Главная цель этой главы в том, чтобы дать вам какое-то время на обдумывание того, что вы хотите рассказать вашим детям о долгах. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос и получил возможность довольно быстро стать очень богатым, то вам, как родителям, нужно обучить своего ребенка основным правилам получения денег в долг и управления долгами. Начинать такое обучение следует со знакомства с финансовым отчетом. Если вы рассказываете детям о долгах слишком мало или вообще ничего, то им, скорее всего, придется всю жизнь вести борьбу за финансовое выживание, трудиться в поте лица, откладывать каждый цент и пытаться избавиться от долгов. Следующие главы посвящены тому, как лучше приступить к повышению финансового IQ вашего ребенка. Ребенку с высоким финансовым IQ будет легче обуздать громадную силу, скрытую в долгах. Как говорил богатый папа, “всегда обращайтесь с долгами, как с заряженным ружьем”. Или еще так: “Вы должны понимать разницу между хорошими и плохими долгами”. Приступая к обучению вашего ребенка понятиям “хороших” и “плохих” долгов, “хороших” и “плохих” расходов, вы начинаете извлекать на свет божий скрытый в вашем ребенке финансовый талант.
|