Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Негосударственное образовательное учреждение

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградский институт бизнеса

 

Экономика (организаций) предприятий

 

 

Глоссарий

 

Материалы допускаются к использованию в учебном процессе

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2011г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2012г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2013г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2014г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2015г.

 


Глоссарий

  1. Актив баланса – первая часть бухгалтерского баланса предприятия, в которой отражается имущество по составу и размещению.
  2. Активная часть – ведущая часть основного капитала, которая непосредственно участвует в создании продукции и служит базой для оценки технического уровня производственных мощностей.
  3. Активы предприятия – принадлежащие предприятию, организации имущество, товары, ценные бумаги, денежные средства, включая суммы, не востребованные с других предприятий или иных должников.
  4. Акцизы – разновидность косвенного налога на товары и услуги, включаемого в цену или тариф.
  5. Акционерное общество закрытого типа — компания (общество), акции которой реализуются только ее работникам и не могут быть проданы посторонним лицам без согласия других акционеров.
  6. Акционерное общество открытого типа — общество, капитал которого формируется за счет открытой продажи акций. Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО - юридическое лицо, имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму; обладает полной хозяйственной самостоятельность и несет ответственность по своим обязательствам всеми активами.
  7. Акционерный капитал – капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций.
  8. Акционеры - граждане (физические лица) и юридические лица, владеющие обыкновенными и (или) привилегированными акциями АО.
  9. Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, дающая право ее владельцу — члену акционерного общества участвовать в его управлении и получать дивиденды от прибыли. Денежная сумма, обозначенная на акции, составляет номинальную стоимость акции; цена, по которой акции продаются, — это курс акций. Различают акции обыкновенные, привилегированные, именные, на предъявителя, трудового коллектива и др.
  10. Амортизационные отчисления – это величина стоимости основных средств, которые переносятся на себестоимость продукции (работ, услуг) за определенное время (год, квартал, месяц).
  11. Амортизация – постепенное перенесение стоимости основных фондов в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции.
  12. Аннуитет – равные по размеру платежи или поступления денежных средств, осуществляемых через равные промежутки времени по одинаковой ставке процента.
  13. Аренда – основанное на договоре срочное и возмездное пользование землей, предприятием, основными производственными фондами, иным имуществом, переданным арендатору для самостоятельной хозяйственной деятельности.
  14. Ассоциированная компания - это юридически и финансово независимые компании, добровольно объединившиеся в ассоциацию для координации своей предпринимательской деятельности и защиты своих интересов (чаще имущественные)
  15. Аутсорсинг - передача сторонней организации тех или иных функций бизнеса. Различают производственный аутсорсинг, когда независимой фирме передаются те или иные задачи, связанные с производством продукции (аутсорсинг заготовок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции). И аутсорсинг управленческий, когда независимым организациям передаются те или иные управленческие функции, чаще маркетинговые, сбытовые и т.д.
  16. Баланс — система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Экономические балансы обычно составляются в денежном выражении.
  17. Балансовая прибыль — общая сумма прибыли организации (предприятия) по всем видам деятельности, отражаемая в балансе.
  18. Балансовая прибыль — общая сумма прибыли предприятия по всем видам деятельности, отражаемая в его балансе.
  19. Банкротство – неспособность осуществлять платежи по долговым обязательствам, удостоверенная судебной инстанцией.
  20. Бенчмаркинг — внутрифирменная стандартизация качества, то есть процедура установления собственных стандартов работы компании в соответствии с концепцией всеобщего контроля качества, основанная на знании состояния дел в лучших компаниях отрасли, к которой принадлежит компания, а также в передовых компаниях в смежных отраслях во всемирном масштабе.
  21. Бизнес или предпринимательство - это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела
  22. Бизнес-инкубатор или технопарк - специально оборудованная территория, расположенная недалеко от университетов и научных центров, предоставляющая ученым возможность бизнес реализации своих научных идей, а предпринимателям доступ к новым технологиям
  23. Бизнес-план – документ, в котором комплексно, системно и детально обосновывается инвестиционное предложение и определяются основные характеристики инвестиционного проекта (организационные, технические и финансово-экономические решения).
  24. Брендинг - деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товару, основанная на воздействии на потребителя с помощью средств маркетинга: товарного знака, упаковки, рекламных обращений и т.д., объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющим товар среди конкурентов и создающим его образ.
  25. Валовая выручка – полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей.
  26. Валовая прибыль — часть валового дохода организации (предприятия), которая остается у нее после вычета всех обязательных расходов.
  27. Валовой национальный продукт (ВНП) – общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года.
  28. Валовые (общие) издержки — сумма постоянных и переменных издержек.
  29. Валовый доход — конечный результат деятельности организации (предприятия), представляющий собой разницу между валовой выручкой и всеми затратами на производство и реализацию продукции.
  30. Валюта баланса – итоги по активу и пассиву бухгалтерского баланса.
  31. Валютный риск – риск, связанный с возможностью неблагоприятного изменения валютного курса.
  32. Венчур - это форма финансирования небольших рискованных предприятий крупными фирмами. Венчурный капитал небольших рискованных предприятий создается за счет продажи пакетов акций крупным инвесторам, которые заинтересованы либо в получении доступа к новым технологиям, либо рассчитывают на резкий рост стоимости акций в случае удачной реализации проекта. Венчурное финансирование позволяет малым фирмам быстро собрать стартовый капитал, а крупным фирмам получить в будущем большие выгоды при минимальных рисках сегодня.
  33. Венчурная фирма — коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вклад капитала).
  34. Вмененные издержки — альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.
  35. Внедренческая фирма — посредническо-консультационная хозрасчетная организация (предприятие), специализирующаяся на распространении инноваций.
  36. Внешнее управление – реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.
  37. Внешнеэкономическая деятельность — совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
  38. Внутренний коэффициент эффективности – пороговое значение рентабельности капитала, при котором достигается равенство притоков-оттоков наличных средств
  39. Внутренняя норма доходности – показатель коммерческой эффективности инвестиций, равный норме дисконта, при которой интегральный экономический эффект равен нулю.
  40. Государственная инвестиционная политика – совокупность хозяйственных решений органов государственной власти, определяющих источники, размеры, структуру и основные направления инвестиций, а также комплекс мер по их концентрации на важнейших участках социально-экономического развития и рациональному использованию.
  41. Государственная поддержка предпринимательства - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на увеличение конкурентоспособности предпринимательской деятельности. Меры государственной поддержку и направлены на стимулирование активности хозяйствующих субъектов рынка и на оказание им содействия в хозяйственной деятельности. К таким мерам относят льготы, предоставление кредитов, обеспечение госзаказами и т.д.
  42. Диверсификация – одновременное помещение вложений фирмы в различные, не связанные между собой виды производства и отрасли, расширение ассортимента производимых товаров и услуг. Осуществляется в целях получения большей суммарной прибыли, завоевания рынка, страхования капитала от риска.
  43. Дивиденд – величина выплат по акциям, зависящая от прибыли, указанной в балансе акционерного общества.
  44. Доход валовой (общий доход) – полная выручка, получаемая предприятием от реализации своей продукции и услуг.
  45. Доход предельный – доход предприятия, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, или приращение валового дохода вследствие реализации добавочной единицы продукции. Рассчитывается как отношение прироста валового дохода к приросту количества продукции.
  46. Дочерняя фирма - фирма, принадлежащая другой компании (холдинг)
  47. Жизненный цикл изделия – период чередования пяти различных жизненных фаз изделия: разработки, производства, выхода на рынок, роста, насыщения рынка и морального старения.
  48. Жизненный цикл инвестиционного проекта – период времени, в течение которого реализуются цели, поставленные в проекте. Включает три основных этапа: предынвестиционный этап, этап инвестирования, этап эксплуатации созданных объектов.
  49. Заемный капитал - средства среднесрочного и долгосрочного финансирования, получаемые за счет банковских кредитов или от держателей долговых обязательств.
  50. Занятость – не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личностных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок.
  51. Заработная плата - 1) выраженная в денежном эквиваленте часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, поступает в их личное потребление. 2) вознаграждение за труд.
  52. Затраты – стоимость потребляемых в производственной деятельности ресурсов. Выделяют капитальные затраты (по осуществлению капитальных вложений, приобретению долгосрочных активов) и текущие затраты, связанные с производством и реализацией.
  53. Издержки валовые (общие) — суммарные затраты фирмы на выпуск продукции. Включают постоянные и переменные издержки.
  54. Издержки переменные – затраты фирмы на ресурсы, объем использования которых зависит от количества выпускаемой продукции. Включают расходы на сырье, топливо, заработную плату рабочих и др.
  55. Издержки постоянные – затраты фирмы на ресурсы, количество которых не зависит от объема производства в краткосрочном периоде. Состоят из амортизационных отчислений, накладных расходов, процента по кредитам, заработной платы управляющих и др.
  56. Издержки предельные – затраты фирмы при производстве дополнительной единицы продукта. Рассчитываются как отношение прироста валовых издержек к приросту количества продукции.
  57. Издержки производства и реализации продукции – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.
  58. Износ основных фондов – постепенная утрата основными фондами (зданиями, машинами и другими средствами труда) их полезных свойств. Различают физический и моральный износ основных производственных фондов.
  59. Имущество предприятия — материальные и нематериальные элементы, используемые в предпринимательской деятельности.
  60. Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
  61. Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
  62. Инвестиционная компания – финансово-кредитный институт, представленный объединением (корпорацией, финансовой группой, холдинговой, финансовой компанией), осуществляющий операции с ценными бумагами.
  63. Инвестиционная политика — определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависят повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль.
  64. Инвестиционная привлекательность – обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений, объектов с позиций инвестора. Оценка инвестиционной привлекательности осуществляется применительно к стране, отрасли, региону, предприятию, отдельному проекту.
  65. Инвестиционный проект — план вложения капитала в целях получения прибыли, система, включающая определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных целей, получения определенных результатов.
  66. Инвестор — частный предприниматель, организация или государство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли.
  67. Индекс доходности затрат – показатель коммерческой эффективности инвестиций, рассчитываемый как отношение суммы притоков средств (накопленных поступлений) к сумме оттоков средств (накопленным платежам).
  68. Индекс доходности инвестиций – показатель коммерческой эффективности инвестиций, рассчитываемый как увеличенное на единицу отношение экономического эффекта к накопленному объему инвестиций.
  69. Инновационная стратегия — совокупность мер в среднесрочной и долгосрочной перспективе по разработке и внедрению новшеств, воспроизводимых на производстве и востребованных рынком.
  70. Инновационные инвестиции – инвестиции, осуществляемые в целях внедрения научно-технических достижений в экономику.
  71. Инновация – нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
  72. Иностранное предприятие – предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль.
  73. Интенсификация — процесс экономического развития за счет более интенсивного использования, всей совокупности ресурсов на основе ускорения научно-технического прогресса. Интенсивное экономическое развитие противопоставляется экстенсивному, сущность которого состоит в дополнительном вовлечении ресурсов.
  74. Инфляция – повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени.
  75. Инфраструктура рынка — совокупность экономических институтов, обеспечивающих функционирование рынка (сеть предприятий торговли, посреднических организаций, кредитных учреждений, страховых, транспортных и иных фирм).
  76. Ипотечный кредит – кредит, обеспечением которого служит залог недвижимого имущества.
  77. Капиталоемкость — показатель, характеризующий отношение основного капитала к произведенной в соответствующий период продукции или ее части — национальному доходу, прибыли.
  78. Капитальные вложения — затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов. Окупаемость капитальных вложений — показатель их эффективности, определяемый как отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому от их использования в процессе производства.
  79. Качество продукции — совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворить определенные потребности человека и общества.
  80. Квалификация – набор требуемых для выполнения работы навыков, знаний и опыта.
  81. Комбинирование — одна из форм обобществления производства, заключающаяся в технологическом сочетании взаимосвязанных разнородных производств в одной или различных отраслях промышленности в рамках одного предприятия — комбината.
  82. Конкурентоспособность – способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высококачественном уровне.
  83. Конкуренция – элемент рыночного механизма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий, фирм за лучшие и более выгодные условия приложения капитала, реализации продукции и услуг
  84. Консалтинг - деятельность по консультированию производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу вопросов, включая экономическую деятельность предприятий, фирм, организаций, в том числе во внешнеэкономической сфере.
  85. Контрактная система оплаты труда – заключение трудового договора между работодателем и исполнителем, в котором оговариваются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, срок действия договора.
  86. Концерн – объединение самостоятельных предприятий различных отраслей, связанных посредством системы участий, патентно-лицензионных соглашений, условиями финансирования, тесного производственного сотрудничества Корпорация – экономическая единица, создаваемая за счет продажи акций. Финансовая ответственность собственников корпорации распространяется только на сумму их вклада в акционерный капитал.
  87. Кооперирование — процесс установления прямых длительных хозяйственных связей по совместному изготовлению конечного продукта.
  88. Корпорация — экономическая единица, создаваемая за счет продажи акций. Финансовая ответственность собственников корпорации распространяется только на сумму их вклада в акционерный капитал.
  89. Косвенные затраты – это общие для нескольких видов продукции, для цеха или организации (предприятия) в целом затраты. К косвенным статьям калькуляции относят: «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы» и «Коммерческие расходы».
  90. Коэффициент выбытия основных фондов – отношение стоимости ликвидированных основных фондов за год к их наличию на начало года.
  91. Коэффициент износа основного капитала – доля тех основных фондов, возраст которых превышает нормативные сроки.
  92. Коэффициент обновления основных фондов – отношение стоимости введенных за год основных фондов к их наличию на конец года.
  93. Коэффициент общей ликвидности – характеризует обеспеченность предприятия денежными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения краткосрочных обязательств.
  94. Коэффициент покрытия показывает, в какой мере краткосрочная задолженность предприятия покрывается его оборотными активами.
  95. Коэффициент роста – показатель увеличения валового продукта или национального дохода за определенный промежуток времени.
  96. Коэффициент сменности – показатель степени загрузки оборудования во времени, определяется как отношение отработанных за сутки машиносмен ко всему установленному оборудованию.
  97. Краткосрочный период – временной отрезок, в течение которого нельзя изменить количество некоторых вводимых ресурсов (здания, сооружения, оборудование). В течение краткосрочного периода постоянные издержки неизменны.
  98. Кредит – предоставление финансовых или материальных средств в долг.
  99. Кредитный договор – договор, по которому одна сторона (кредитор) передает другой стороне (заемщику) денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней.
  100. Кредитор – физическое или юридическое лицо, предоставляющее что-либо в долг, в кредит.
  101. Кредитоспособность предприятия – наличие у предприятия предпосылок для получения кредита и его возврата в срок.
  102. Лизинг- долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений и т.д. Крупная фирма покупает оборудование (или финансовые средства на целевую покупку оборудования). Аренда предоставляется на несколько лет фирме арендатору, которая по мере использования имущества погашает задолженность. После окончания срока договора имущество переходит фирме арендатору или она имеет право на пролонгацию договора или на его выкуп по остаточной стоимости..
  103. Ликвидность инвестиций – способность объектов инвестирования быть реализованными в течение короткого промежутка времени без существенных потерь своей стоимости.
  104. Ликвидность предприятия – способность предприятия вовремя оплатить обязательства, или возможность превращения статей актива баланса в деньги для оплаты обязательств.
  105. Малое предприятие – хозяйственная единица, характеризующаяся небольшим количеством занятых и несущественным объемом оборота. Критерии отнесения предприятия к малым фиксируются в законодательстве; такие предприятия имеют скидки в налогообложении и другие льготы в целях развития малого бизнеса и увеличения производства товаров.
  106. Маркетинг — комплексная система управления деятельностью организации (предприятия) по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.
  107. Маркетинговая стратегия — комплекс мероприятий по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) на основе запросов потребителей, направленный на максимизацию прибыли предприятия.
  108. Маркетинговое исследование (исследование рынка) - процесс сбора первичной и вторичной информации о потребительских привычках, образе жизни, характере потребления и отношении к товару со стороны существующих и потенциальных клиентов
  109. Материалоемкость продукции – затраты сырья, материалов и других, материальных ресурсов на единицу произведенной продукции. Снижение материалоемкости позволяет получить больше готовых продуктов из тех же материальных ресурсов, снижает себестоимость продукции и затраты на развитие сырьевых отраслей.
  110. Мелкосерийное производство - производство продукции небольшими стандартными партиями.
  111. Менеджмент - деятельность направленная на отбор, организации и эффективное использование ресурсов в рамках организации.
  112. Методы финансирования инвестиций – способы финансирования инвестиционных проектов, к основным из которых относят самофинансирование, акционирование, кредитное финансирование, лизинг, смешанное финансирование.
  113. Миссия организации — определенная концепция управления, позволяющая сделать организацию единственной, неповторимой, отличной от других. Это накопление данной организацией ценностей, стиль управления и подход менеджеров к принятию решений. Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры, корпоративного духа организации.
  114. Модернизация оборудования – комплекс мер, направленных на частичное улучшение конструкции оборудования в целях увеличения производительности труда и повышения качества продукции. По сравнению с реконструкцией модернизация характеризуется относительно малыми капитальными вложениями и более короткими сроками реализации.
  115. Мотивация труда – система мер, направленная на повышение производительности труда, улучшение его качества и профессиональный рост.
  116. Налог на добавленную стоимость (НДС) – налог на стоимость, добавленную в процессе производства товара и услуги.
  117. Налог на имущество – вид прямого налога, взимаемого с физических и юридических лиц – собственников или арендаторов имущества.
  118. Налог на прибыль (корпораций, предприятий) – налог, взимаемый с прибыли юридических лиц,
  119. Налоги — обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  120. Налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумм налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
  121. Нераспределенная прибыль - прибыль после производства всех начислений за счет выручки от продаж и вычета налогов
  122. Несостоятельность предприятия – неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Предприятие считается несостоятельным только при наличии решения арбитражного суда, либо решения предприятия о добровольной ликвидации.
  123. Номинальная заработная плата – сумма денег, полученная наемным работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц, год и т.д.).
  124. Норма доходности – специфический показатель, отражающий максимальную годовую доходность альтернативных и доступных направлений инвестирования и одновременно минимальные требования по доходности, предъявляемые инвестором к проектам, в которых он намерен участвовать.
  125. Нормальная прибыль – прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным в производство владельцем фирмы.
  126. Оборот оборотных средств – движение оборотных средств предприятий, последовательный переход из одной формы в другую. Чем быстрее оборачиваются оборотные средства на предприятии, тем больше продукции оно может выпустить с той же суммой оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается строгим соблюдением нормативов производственных законов, сокращением производственного цикла, быстрейшей реализацией готовой продукции.
  127. Оборотные производственные фонды – предметы труда, используемые в производстве (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части для ремонта и др.). Полностью потребляются в каждом производственном цикле и приобретаются за счет оборотных средств предприятия.
  128. Оборотные средства – выраженные в денежной форме средства предприятия, вложенные в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, затраты на освоение новой продукции, расходы будущих периодов.
  129. Общество с дополнительной ответственностью – учреждается одним или несколькими лицами; участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами.
  130. Общество с ограниченной ответственностью – учреждается одним или несколькими лицами; уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
  131. Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукция в оптовом обороте.
  132. Организационная структура управления предприятием – состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям. Различают линейную, функциональную, дивизиональную, проектную и матричную структуры управления.
  133. Основные непроизводственные фонды — предметы длительного пользования, обслуживающие в обществе непроизводственное потребление. К ним относятся жилые здания, поликлиники, клубы, санатории, стадионы и т.п., находящиеся на балансе предприятия.
  134. Основные производственные фонды — средства труда (здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.), с помощью которых изготавливается продукция. Они служат длительный срок, сохраняют в процессе производства свою натуральную форму и переносят свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа; пополняются за счет капитальных вложений.
  135. Основные средства – часть имущества, в отношении которого одновременно выполняются следующие условия: срок полезного использования, превышающий 12 месяцев; использование в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, не предполагается дальнейшая перепродажа; способность приносить экономические выгоды (доход).
  136. Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую функцию в национальном воспроизводстве.
  137. Пассив баланса – вторая часть бухгалтерского баланса предприятия, в которой отражаются источники формирования имущества.
  138. Пассивы предприятия – принадлежащий предприятию капитал и задолженность. отражающие источники формирования имущества предприятия.
  139. Патент - право на исключительное использование или производство предмета изобретения, будь то новый продукт или технологический процесс.
  140. Переменные затраты – затраты, общая величина которых на весь объем производства изменяется прямо пропорционально изменению объема производства; в расчете на единицу продукции они остаются относительно неизменными.
  141. Платежеспособность предприятия – способность предприятия выполнять свои внешние обязательства, используя свои активы.
  142. Подряд – договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнять конкретную работу по заданию другой стороны (заказчика).
  143. Полезность предельная – прирост, увеличение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы товара или услуги. Предельная полезность убывает по мере насыщения рынка.
  144. Полное товарищество – объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, члены которого участвуют в делах товарищества лично и несут материальную ответственность не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.
  145. Портфельные инвестиции – предпринимательские инвестиции, которые не дают их владельцу управленческого контроля над объектом вложения капитала.
  146. Постоянные затраты – затраты, общая величина которых на весь объем производства не изменяется или изменяется незначительно; в расчете на единицу продукции они изменяются обратно пропорционально изменению объема производства.
  147. Постоянные издержки – издержки, размер которых не зависит от объема производства.
  148. Предельные издержки – прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции
  149. Предельный доход – прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции равен цене.
  150. Предпринимательская деятельность — деятельность коммерческих организаций, связанная с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
  151. Предприятие – являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
  152. Прибыль - конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий; в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию - разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль служит для предпринимателя индикатором, показывающим успешность его бизнеса..
  153. Прибыль валовая – разность между совокупностью доходов и расходов фирмы до уплаты налогов.
  154. Прибыль от реализации основных средств (имущества) – положительный финансовый результат, отражающий прибыль от продажи различных видов имущества, принадлежащих предприятию.
  155. Прибыль от реализации продукции – положительный финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию.
  156. Прибыль чистая – остаток валовой прибыли после уплаты установленных законодательством налогов.
  157. Привлеченные источники финансирования инвестиций – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их составе: средства от эмиссии акций, дополнительные взносы (паи) в уставный капитал, а также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе.
  158. Прогнозирование — научно обоснованное предсказание вероятностного развития событий или явлений на будущее на основе статистических, социальных, экономических и других исследований.
  159. Производительность труда – продуктивность производственной деятельности людей; измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени, или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции.
  160. Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции при наиболее полном и рациональном использовании основных производственных фондов и оборотных фондов, а также финансовых ресурсов.
  161. Производственная программа – система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества.
  162. Производственная структура – совокупность связей производственных подразделений предприятия: цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб, прямо или косвенно участвующих в производственном процессе.
  163. Производственный кооператив (артель) – объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на основе имущественных паевых взносов.
  164. Производственный леверидж – степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.
  165. Производственный персонал – работники, занятые в производстве и его обслуживании. Включает рабочих (основных и вспомогательных), руководителей, специалистов, служащих и младший обслуживающий персонал.
  166. Производственный процесс – совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию. Включает основные и вспомогательные операции.
  167. Прямые налоги – взимаются с дохода или имущества налогоплательщика.
  168. Регулируемые цены – цены, складывающиеся на рынке под определенным воздействием государства.
  169. Реинжиниринг бизнес–процессов – программы, направленные на фундаментальное переосмысливание и радикальное перепроектирование технологических и организационно-деловых бизнес-процессов для достижения резкого улучшения показателей деятельности организации.
  170. Реконструкция – полное или частичное переустройство с обновлением физически изношенного и морально устаревшего оборудования. При реконструкции должны увеличиться производственные мощности в результате внедрения достижений научно-технического прогресса, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, повышения ее конкурентоспособности.
  171. Рентабельность - прибыльность бизнеса. Рассчитывается как отношение прибыли к выручке (производственный бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к обороту (коммерческий бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к собственному капиталу (для финансового бизнеса). \
  172. Рентабельность инвестиций – отношение средней величины дисконтированной чистой прибыли за шаг расчетного периода к дисконтированной величине капитальных вложений.
  173. Рентабельность капитала – отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
  174. Рентабельность общая – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов.
  175. Рентабельность продукции – показатель эффективности производства, определяемый отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости (в процентах) или общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
  176. Ресурсы - факторы производства (трудовые, материальные, финансовые, организационные, информационные и др.), привлекаемые организацией (предприятием) для осуществления поставленных целей.
  177. Риск – возможность возникновения в будущем неблагоприятных ситуаций или последствий, связанная с частичной неопределенностью.
  178. Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предпринимателям и организациям.
  179. Свободные цены – цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
  180. Себестоимость продукции – это совокупные расходы предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (стоимость материальных ресурсов, амортизация основных средств), расходы на оплату труда всех категорий работников, а также другие текущие расходы предприятия, связанные с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности, т.е. это совокупные текущие затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции.
  181. Сегментирование рынка - это деление большого рынка на более мелкие группы индивидуальных или институциональных потребителей, которым свойственны некоторые общие характеристики, тип поведения, запросы или нужды.
  182. Собственный капитал - 1) совокупные капиталовложения, сделанные инвестором 2) стоимость активов компании после выплаты ею всех внешних обязательств (пассивов), т.е. используемые активы минус долгосрочные обязательства компании.
  183. Совместное предприятие - предприятие, сформированное усилиями двух или более компаний и действующее под их совместным управлением.
  184. Срок окупаемости инвестиций — время от начала реализации инвестиционного проекта до момента, когда первоначальные инвестиционные вложения и другие затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, покрываются суммарной прибылью от его осуществления.
  185. Срок окупаемости проекта – такой период времени (от начала осуществления проекта), по истечении которого интегральный экономический эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
  186. Стратегическое планирование – определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий функционирования.
  187. Стратегия (организации) — определенная конкретная программа организации, в соответствии с которой осуществляются ее деятельность, дальнейшее совершенствование и управление.
  188. Страхование - механизм распределения рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций.
  189. Субсидии – средства, предоставляемые на безвозмездной основе: ассигнования из бюджетов различных уровней, фондов поддержки предпринимательства, благотворительные и иные взносы организаций всех форм собственности и физических лиц, включая международные организации и финансовые институты.
  190. Темпы прироста – показатель, равный росту минус 100.
  191. Темпы роста – показатель, равный коэффициенту роста, умноженному на 100.
  192. Технологическая структура основных производственных фондов – соотношение между активной частью основных фондов (рабочие, машины, оборудование и др.) и пассивной (здания, сооружения и др.).
  193. Технологический парк — научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, главная задача которого заключается в формировании максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм. Технологический парк состоит из ряда центров, главными из которых выступают исследовательский центр, инновационный центр (научно-технологический комплекс), промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения.
  194. Тип производства – классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, статичности объема выпуска, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, длительности производственного цикла. Различают единичное, серийное и массовое производство.
  195. Товарищество на вере (коммандитное) – объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты) – отвечают только своим вкладом.
  196. Товарищество с ограниченной ответственностью – объединение граждан и/или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, уставный фонд которого образуется за счет вкладов учредителей, несущих ответственность по обязательствам только своим вкладом.
  197. Товарная стратегия – часть общей стратегии предприятия, предполагающая оптимизацию ассортимента производимой продукции, темпов ее обновления исходя из анализа состояния и тенденций развития спроса и предложения.
  198. Товарный знак (trademark) Юридически узаконенное обозначение исключительного права компании на использование торговой марки или фирменной марки.
  199. Точка безубыточности показывает объем производства продукции в натуральном выражении, при котором чистая прибыль равна нулю.
  200. Трансакционные издержки - издержки связанные с расходами предпринимателя на поиск и удержание ресурсов, защиту своих прав и собственности, заключение контрактов, поиск необходимой информации о контрагентах и т.д
  201. Транснациональная корпорация ТНК - крупная корпорация, работающая в сфере международного бизнеса, имеющая головную компанию, расположенную в стране происхождения и сеть подчиненных ей филиалов и зависимых фирм в других странах мира
  202. Трудовой договор-соглашение — заключается между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные соответствующим законодательством, коллективным договором.
  203. Трудоемкость продукции — величина, обратная показателю производительности живого труда. Определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к объему производственной продукции.
  204. Убыток предприятия – отрицательный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (затраты превышают выручку).
    Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
  205. Управление инвестиционным процессом – сознательное, целенаправленное воздействие со стороны отдельного субъекта, органов на инвестиционную деятельность, инвестиционные ресурсы и объекты инвестирования в целях достижения намеченного результата.
  206. Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.
  207. Управление маркетинговой стратегией — руководство этапами ее разработки и внедрения. Предполагает сбор информации и ее анализ; принятие и исполнение решений; наблюдение за результатами и исправление ошибок.
  208. Управление персоналом — деятельность, выполняемая в организации, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей.
  209. Управление производством - особая функция бизнеса, связанная с планированием производственного процесса, объемом производства и используемых ресурсов
  210. Управление человеческими ресурсами - особая функция бизнеса, связанная с планированием, наймом, использованием и развитием работников фирмы, с оценкой и оплатой их труда
  211. Условно-постоянные затраты – это общие для организации (предприятия) затраты, величина которых в целом по организации практически не зависит от объема производства, в расчете же на единицу продукции они обратно пропорциональны объему производства.
  212. Устав – административный документ, подтверждающий законность создания компании, содержащий правила ее деятельности, основы взаимоотношений между членами и т.п.
  213. Уставной капитал - номинальная стоимость акций, которая может быть выпущена акционерным обществом. Объем акционерного капитала, который компания имеет возможность привлечь, т.е. получить денежные средства за счет реализации своих акций. Размер акционерного капитала не может быть меньше законодательно установленной величины. В настоящее время в Российской Федерации для открытых акционерных обществ он составляет не менее 1000 кратного, для закрытых акционерных обществ - не менее 100 кратного минимально законодательно установленного оплаты труда на дату регистрации общества. Сумма уставного капитала указывается в заявке на регистрацию. Компания может решить не привлекать сразу весь уставный капитал полностью, оставляя себе возможность в будущем получить дополнительные средства от внешних или новых акционеров.
  214. Факторинг - торгово-комиссионная операция банка (или специализированной факторинговой компании) с одновременным кредитованием оборотного капитала клиента; заключается в покупке банком у клиента-поставщика неоплаченных платежных требований (т.е. его дебиторской задолженности) за товары, услуги, а следовательно, и права получения платежа по ним
  215. Финансовое состояние предприятия – система показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса. Характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и капитала, ликвидностью.
  216. Финансово-промышленная группа – хозяйственное объединение предприятий, кредитно-финансовых учреждений и финансовых институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.
  217. Финансовые ресурсы предприятия – совокупность денежных ресурсов, имеющихся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта и отражающих процесс образования, расширения и использования его доходов.
  218. Финансовый менеджмент - это деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств для эффективной и продуктивной деятельности фирмы.
  219. Финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов) – документ, выражающий в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, банками, иными организациями.
  220. Финансовый результат от внереализационных мероприятий – прибыль (убыток) по операциям, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества, выполнения работ, оказания услуг.
  221. Фирма — предприятие или совокупность специализированных организаций любой формы собственности, являющихся юридическими лицами и объединяющих под одним управлением (и общим фирменным наименованием) производство и сбыт товаров.
  222. Фондовооруженность — показатель оснащенности основными производственными фондами (размер основных производственных фондов в расчете на одного работника или рабочего предприятия).
  223. Фондоемкость — показатель, обратный фондоотдаче. Исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов к объему произведенной продукции.
  224. Фондоотдача (капиталоотдача) – показатель эффективности использования основных средств организации, рассчитываемый как соотношение объема реализации продукции (объема продаж) к средней стоимости основных средств. Рост фондоотдачи — важнейшее направление эффективного использования основных производственных фондов
  225. Франчайзер — крупное предприятие (корпорация, фирма и т.п.), заключающее договор франчайзинга с франчайзи.
  226. Франчайзи (оператор) — мелкое предприятие, заключающее сделки с крупным предприятием-франчайзером.
  227. Франчайзинг (franchising) Контрактное соглашение между компанией и человеком или фирмой, которое позволяет получателю франшизы заниматься определенным видом бизнеса под известным именем и использовать на платной основе технологию этой фирмы. Объектом франшизы могут выступать: фирменное название, коммерческое обозначение лицензиара, коммерческая информация, товарный знак, знак обслуживания и т.д. Ф. обеспечивает малым фирмам выход на рынок под известной маркой, зарекомендовавшей себя на рынке. Снижает расходы на маркетинговую и рекламную деятельность.
  228. Франшиза – право на создание коммерческой фирмы, продажу товаров и оказание услуг в порядке коммерческой концессии иначе лицензионное соглашение, подразумевающее использование товарного знака и технологий со взаимными обязательствами и льготами между передающей и получающей сторонами, предоставляемое за плату и оформленное в соответствии с законом о товарных знаках.
  229. Фьючерсная сделка – срочная сделка купли-продажи стандартного контракта по указанной в контракте цене с исполнением через определенный промежуток времени.
  230. Фьючерсы - соглашения о приобретении финансовых активов, например облигаций, к определенной дате в будущем.
  231. Хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.
  232. Холдинг – акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью управления, руководства ими и получения дивидендов.
  233. Ценные бумаги – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Ценная бумага дает право на получение дохода в виде дивиденда или процента, а также передачи удостоверяемых ею прав другим лицам.
  234. Ценовая политика – механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков.
  235. Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
  236. Чистая текущая (приведенная) стоимость – разность между поступлением и расходованием денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени.
  237. Экономическая прибыль – разность между валовой выручкой и всеми (явными и вмененными) издержками фирмы.
  238. Экономическая эффективность производства – количественное соотношение результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.
  239. Эффективность инвестиционного проекта – категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный инвестиционный проект, целям и интересам его участников.
  240. Юридическое лицо – предприятие, выступающее в качестве субъекта гражданства, в том числе хозяйственных прав и обязанностей, имеющее самостоятельный баланс, гербовую печать и расчетный счет в банке, действующее на основании устава или положения и отвечающее в случае банкротства принадлежащим ему имуществом.
  241. Явные издержки фирмы – расходы фирмы на оплату используемых факторов производства (природных ресурсов, труда, капитала, предпринимательской способности), не являющихся собственностью фирмы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глоссарий. | ГЛОССАРИЙ. Авторитарный стиль управления – стиль деятельности руководителя (менеджера), основу которого составляют абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал