![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судно как объект сложной технической системыСтр 1 из 8Следующая ⇒
УСТРОЙСТВО КОРПУСА СУДНА Судно как объект сложной технической системы Судно (рис. 90) в системе управления качеством продукции рассматривается как сложная техническая система, комплексная структура, состоящая из множества иерархически и функционально подчинённых друг другу подсистем, представленных в виде конструктивных элементов и объектов (механизмов, устройств), обеспечивающих достижение главной цели — безаварийной работы судна в экстремальных условиях эксплуатации на протяжении расчётного срока службы. Рис. 90. Схема общей компоновки и устройства сухогрузного судна: 1 - верхняя палуба; 2 - фальшборт; 3 - грузовая стрела; 4 - вентиляционная головка; 5 - грузовая лебёдка; 6 - грузовая колонна; 7 - утилизационный котел; 8 - антенна РЛС; 9 - рулевая рубка; 10 - леерное ограждение; 11 - вентиляционный дефлектор; 12 - комингс грузового люка; 13 - крышки закрытия грузового люка (открытый люк); 14 - фок-мачта; 15 - салинговая площадка; 16 - крышки грузового люка; 17 - швартовный клюз; 18 - кнехты; 19 - брашпиль; 20 - козырёк; 21 - стопоры якорь-цепи; 22 - якорь Холла; 23 - форпик; 24 - форпиковая (таранная) переборка; 25 - пиллерс; 26 - поперечная водонепроницаемая гофрированная переборка; 27 - настил второго дна; 28 - вторая палуба; 29 - днищевой стрингер; 30 - флор; 31 - подпалубный набор; 32 - грузовой твиндек; 33 - грузовой трюм; 34 - скуловой киль; 35 - МО; 36 - дизель-генераторы; 37 - ГД; 38 - упорный подшипник; 39 - туннель валопровода; 40 - валопровод; 41 - ГВ; 42 - руль; 43 - румпельное отделение; 44 - рулевая машина Каждый тип судна создаётся для перевозки конкретной номенклатуры грузов и должен обладать присущими ему технико-экономическими показателями. Следовательно, все входящие в его состав подсистемы — элементы и объекты — должны обладать заданными свойствами (непотопляемостью, надёжностью, экономичностью), параметрами и характеристиками, полученными в процессе производства и испытаний. Только при этом условии судно способно выполнять свои функции в течение длительного времени. Чтобы свойства, параметры и характеристики каждого из объектов обеспечивали эффективную эксплуатацию судна в целом, каждая подсистема в процессе создания должна отрабатываться на надёжность, технологичность, оптимальность и экономичность. Для этого при их разработке используется системный подход, который заключается в том, что все входящие в состав судна объекты и комплексы рассматриваются в виде функционально законченных подсистем. К таким подсистемам относятся: ‒ КС и его основные элементы; ‒ ЭУ, включающая редукторы, валопровод, винторулевую группу; ‒ судовые устройства и вспомогательные механизмы, включающие грузовые, швартовные, якорные и спасательные устройства; ‒ средства навигации и управления; ‒ средства связи; ‒ средства борьбы за живучесть; ‒ средства, обеспечивающие обитаемость и жизнедеятельность экипажа, и др. Как следует из рис. 90, в сложной системе «судно» ведущее место занимает корпус, который состоит из многих сотен функционально и геометрически связанных между собой конструктивных элементов: листов обшивки с рёбрами жёсткости, балок набора, многочисленных мелких деталей. Рис. 91. Схема иерархической взаимосвязей целей при проектировании, постройке и эксплуатации судна Разрабатывая проект судна, стремятся представить его в виде иерархического дерева целей — уровней, определяющих основные взаимосвязи между ними на разных этапах разработки, постройки и эксплуатации судна. На рис. 91 эти уровни затрагивают только два первых этапа. Из него следует, что на этапе конструктивной проработки (уровень 7) судну придаётся оптимальная форма для получения максимальной скорости и необходимых мореходных качеств — плавучести, остойчивости и управляемости, а также обеспечивается достаточная прочность всех узлов и элементов корпуса при действии на него максимальных внешних нагрузок (уровни 4, 5, 6). Проблемы увязки целей при разработке проекта судна носят комплексный и часто научно-исследовательский характер и должны быть решены до начала постройки судна с учётом опыта эксплуатации судов-аналогов, которые принимаются за эталон. На раннем этапе создания судна проектанту часто приходится решать взаимоисключающие задачи и находить компромиссный вариант. Так, например, комплексная система «гребной винт — корпус судна — главный двигатель» не может быть эффективной, если её элементы не совместимы друг с другом и не удовлетворяют требованиям охраны окружающей среды. Здесь необходимо увязывать диаметр и шаг винта с частотой вращения и мощностью двигателя, размерами кормового подзора КС, устройством дейдвудного подшипника и системой его смазки, используемым материалом и т. д. Но самыми проблемными являются вопросы обеспечения одинаковой надёжности подсистем. Например, может ли подсистема А иметь надежность 50 %, если подсистема В (зависящая от подсистемы А) имеет надёжность 95 %, а надёжность всей системы должна составлять не менее 90 %? Являются ли требования к взаимосвязанным судовым системам, например топливным, совместимыми? Допустимо ли иметь вспомогательные генераторы, работающие на бензине, в системе, где основным топливом является дизельное или мазут? На этих простейших примерах нетрудно понять необходимость полного анализа многих подсистем, существующих на современном судне.
|