Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОТ АВТОРОВ. Логопедическое обследование детей 2—4 лет:Стр 1 из 10Следующая ⇒
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей. СОДЕРЖАНИЕ ОТ АВТОРОВ............................................................................................................................... 4 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАРУШЕНИЯ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ................................................................................. 11 ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАРУШЕНИЯ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ................................................................................................................... 16 ВЗРЫВНЫЕ ЗВУКИ............................................................................................................. 16 ФРИКАТИВНЫЕ ЗВУКИ..................................................................................................... 21 АФФРИКАТЫ........................................................................................................................ 29 СОНОРНЫЕ НОСОВЫЕ ЗВУКИ....................................................................................... 32 СОНОРНЫЕ РОТОВЫЕ ЗВУКИ........................................................................................ 33 ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....... 41 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА......................................................................................................... 41 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ...................................................... 42 ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ........................................................................................................ 47 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ................................................................................ 52 ОТ АВТОРОВ В связи с тем что в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых обращаются за консультацией по поводу развития их речи, появилась необходимость в создании специальных дидактических пособий для проведения такого обследования. В чем заключается специфика обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста? Каковы требования к дидактическому материалу? Прежде всего патологические нарушения произношения следует отличать от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка в онтогенезе. Во-первых, необходимо четко разграничивать сформированность произношения звуков на раннем и позднем этапах онтогенеза. Традиционно коррекция произносительной стороны речи начинается в дошкольном возрасте, когда любое отклонение в развитии уже может иметь точную нозологическую классификацию. Именно на такие нарушения (дислалия, дизартрия и т.п.) ориентирован материал «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, в котором рассматриваются нарушения произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. Однако в данной работе не рассматривается целый раздел, посвященный гласным звукам [а], [о], [у], [э], [ы], [и], а также звукам, произношение которых закрепляется у ребенка в раннем онтогенезе, [п], [б], [т], [д], [к] [г], [х], [н], [м]. Во-вторых, иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (пять-шесть) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме для логопеда» О.Б. Иншаковой (раздел «Обследование произносительной стороны речи»). Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднить его сосредоточение на задании и вызвать снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более двух крупных изображений одновременно. В-третьих, при обследовании и развитии произносительной стороны речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий. Еще Б.М. Гриншпун писал, что недопустимо излишнее акцентирование в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, на собственно артикуляционном аспекте — это может привести к невротизации ребенка, спровоцировать у него появление речевого и поведенческого негативизма, который в свою очередь значительно тормозит процесс логопедической коррекции. Этот момент особенно важен сегодня, когда в детской логопедии бурно развивается новое направление, связанное с пропедевтическим воздействием на речевое развитие ребенка в раннем возрасте. В отечественной логопедии произошли значительные изменения. В последние десять лет эта наука проделала огромный путь, связанный с ее интегрированием в единое международное образовательное и информационное пространство. Специфика педагогической работы по постановке русского произношения, отраженная до настоящего времени только в методике преподавания русского языка как иностранного, требует детализированного описания и в случаях коррекции дефектного произношения. Теперь студенты и преподаватели педагогических вузов получили возможность стажироваться за границей, принимать участие в международных семинарах и симпозиумах. Современному специалисту-дефектологу необходимо не только в совершенстве владеть приемами постановки звуков при коррекции произношения, но и уметь представлять результаты своей работы в соответствии с принятыми во всем мире правилами и стандартами. Таким образом, современный дидактический материал для обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду серьезных методических требований. Перечислим эти требования более подробно. 1. Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза. При этом следует учитывать как физиологические особенности артикулирования звуков в речи нормально развивающегося ребенка, так и характерные трудности их становления при выраженных аномалиях развития (например, при врожденных анатомических нарушениях губы и нёба, детском церебральном параличе). 2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово. 3. Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым. Этот методический прием часто используется для развития речи детей раннего возраста, он легок и доступен в работе, с удовольствием принимается маленькими детьми. Использование в ходе логопедической работы доступных ребенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания изображения способствует формированию у него зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком. Сравнение выполненных разными детьми «раскрасок»[1] дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать таким образом условия для непроизвольного произнесения ряда звуков. 4. Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных, если оно проводилось в педагогическом эксперименте, целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме. 5. Предлагаемые дидактические материалы должны предусматривать возможность их вариативного использования как с точки зрения объема исследуемых звуков, так и перспективы их дальнейшей автоматизации с применением данного пособия. С этой целью в пособие включены задания на обследование звуков позднего онтогенеза, тренировочные слоговые упражнения и чистоговорки. Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется путем называния звука: — в изолированном произнесении; — в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных). В случае затруднений используется отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием. Детям раннего возраста в ситуации первичного обследования, как правило, недоступно изолированное произнесение звука. По нашим наблюдениям, эти дети соглашаются повторять изолированные звуки по образцу взрослого только после установления с этим человеком достаточно близкого контакта, что требует определенного времени. Поэтому основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи мы сделали на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Для этого нами были разработаны интересные и понятные детям сюжетные картинки, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия. В частности, при обследовании произношения гласных звуков мы предлагаем детям закончить предложение, назвав по предъявляемой сюжетной картинке слова, составляющие базовую основу начального детского лексикона («нога», «машина», «кот», «нос», «игрушки» и т.д.). С учетом того что обследование произносительной стороны речи ребенка раннего возраста проводится преимущественно на третьем году жизни, в период, когда у нормально развивающихся детей происходит бурное накопление словарного запаса, мы ориентировались и на более сложные по семантике слова («аист», «облако», «коньки», «индюк» и т.д.). Все слова предъявляются детям в стандартном для русской разговорной речи словарном обороте («По дороге едет машина», «Мама гладит утюгом», «Илюша убирает игрушки»). При этом мы учитывали подвижность русского глагола в предложении и возможность использования выражений с пропущенным глаголом, что является типичным для русской разговорной речи («У Инги иголка», «В аквариуме рыбки»). Мы также стремились варьировать в заданиях роль существительного в предложениях (подлежащее, косвенное дополнение, прямое дополнение). Предложенные картинки могут также стать основой для проведения словарной работы, о чем мы более подробно расскажем в соответствующем разделе. При отборе слов для проведения логопедической диагностики с использованием материала картинок мы учитывали: — доступность слова пониманию детей; — позицию стечения согласных в слове (позиция начала, середины и конца слова); — качество составляющих стечения согласных звуков (использовались звуки разного способа и места образования). При подборе фонетического материала мы учитывали: — позицию максимального выявления звуков, т.е. сильную позицию каждого звука (например, для гласных звуков сильной является позиция под ударением, для согласных взрывных звуков — начало слова, для согласных фрикативных — позиция конца слова, для звонких согласных — позиция между гласными звуками); — позиционные модификации звуков в зависимости от комбинаторных условий конкретных словоформ (например, изменения артикуляционного уклада согласного звука в зависимости от последующего гласного); — орфоэпические нормы русского языка (например, редуцированное произнесение безударных гласных звуков, оглушение согласных звуков в позиции конца слова). Для обозначения как нормированного, так и дефектного произношения звуков нами использовался Международный фонетический алфавит (МФА), принятый Международной фонетической ассоциацией в 1993 г. В его основу положены англоязычные символы. В связи с тем что данный материал не получил широкой известности в нашей стране, мы предлагаем его подробное описание логопедам и другим специалистам, работающим с русскоязычными детьми. Ознакомившись с данными материалами, вы сможете в удобной и понятной для любого специалиста в области речевой патологии форме подготовить ваши материалы для представления на научной конференции, международном симпозиуме, публикации в виде статьи или тезисов. Это также сэкономит ваше время на обработку материалов по обследованию произношения, упростит заполнение протоколов и диагностических карт. Особое значение эти материалы приобретают в контексте современных требований к разработке детализированного логопедического обследования для национальных языков народов, проживающих в Российской Федерации. В нашем пособии картинный материал сгруппирован в такой последовательности: 1) гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]; 2) согласные звуки — губно-губные взрывные [п], [п'], [б], [б']; — переднеязычные взрывные [т], [т'], [д], [д']; — заднеязычные взрывные [к], [к'], [г], [г']; — губно-зубные фрикативные [ф], [ф']г [в], [в']; — переднеязычные фрикативные [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж], [щ]; — заднеязычные фрикативные [х], [х']; — аффрикаты [ц], [ч]; — сонорные носовые [м], [м'], [н], [н']; — сонорные ротовые [л], [л'], [р], [р'], [j].
|